Как устроена самая современная школа страны?

Меня зовут Елена Аралова, моя команда ED Architecture — архитекторы, инженеры, социологи и прочие умные люди — придумывает, проектирует, строит и оснащает необычные, инновационные школы. Время от времени мы делимся опытом здесь и на страницах своего журнала EdDesign Mag. Хочу рассказать про самый свежий наш кейс.

Главные идеи проекта:

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

К моменту, когда мы открываем новое школьное здание, чаще всего оно… уже устарело. Придумать, спроектировать, построить и оснастить школу — это 2-3 года работы. А мир так быстро бежит вперед… Консервативное школьное образование просто не успевает за изменениями. В общем, мы решили распаковать «машину времени» и открыть школу, предугадывающую будущее.

Мы со школой одной крови

Лицей №1 в городе Альметьевске, Татарстан. Наследник знаменитой школы, открывшейся еще в 1918 году; и кажется, что половина города там училась. «Мы с этой школой одной крови» — уверяли нас проходящие мимо строительной площадки горожане. В общем, стало понятно, что нельзя сломать старый корпус и на его месте возвести новый и красивый. Нужна реконструкция исторического корпуса с сопутствующим расширением площадей. От идеи до открытия обновленного здания прошло 1 год и 9 месяцев. И пару месяцев назад, наконец, одна тысяча ребятишек здесь начали учебный год.

Это обычная городская школа: не частная, не элитная, совершенно бесплатная; рассчитанная на детей, проживающих по соседству.

Каждому возрасту «свое» здание

Исторический корпус школы размещается на весьма скромной территории, в окружении частного сектора. Мы деликатно восстановили облик старого здания, обновили его инженерные системы — и передали старшеклассникам. Для малышей и основной школы построили дополнительный корпус. Так что у нас получилась школа «ступеней»: у каждого «возраста» свое здание, свои входные группы и гардеробы, свои учебные помещения, а «перемешиваются» школьники на центральной площади школы и обеденном зале. Почему так? Чтобы внутри большого дома создать максимально приспособленные под нужды детей пространства. У каждого возраста свои интересы, переживания, активности — вот и дом будто «на вырост»: пространство можно менять по мере взросления школьников.

Фото: Виталий Шабинский<br />
Фото: Виталий Шабинский

Отдельно от учебного корпуса мы разместили мощный спортивный центр (в школе есть бассейн, два больших игровых зала, танцевальный зал, класс борьбы). Ключевое слово здесь «отдельно». Мы умышленно разорвали теплый переход между корпусами, чтобы мотивировать малышей выйти на улицу: побегать, поорать, подышать, в конце концов. Современная ребятня все больше сидит дома в гаджетах, на улицу их теперь и не выгонишь. Вот мы и придумали классный способ выманить их на свежий воздух. На баскетбол-волейбол все хотят попасть: так что школьный двор теперь им не миновать.

Фото: Виталий Шабинский<br />
Фото: Виталий Шабинский

С этой же целью мы вынесли турникеты из учебных корпусов на периметр территории, в отдельное здание, полностью открыв школьный двор детям . В этом странном здании, напоминающем арт-объект, мы разместили помещение охранников, контролирующих проход на территорию и… замечательное кафе.

Вот такое классное соседство: при входе вас ждет не злобный мужик с металлодетектором, а чай, горячий шоколад, булочки-пирожки и милая буфетчица. Кафе работает весь день и открыто всем желающим: не только школьникам, но родителям, да и всем, кто живет рядом. Своими глазами видела старушку, купившую десяток сосисок в тесте. Да и родителям приятно ждать своих детей не на улице, а в теплом помещении за чашкой кофе.

Фото: Виталий Шабинский<br />
Фото: Виталий Шабинский

Волшебное слово «персонализация»

Мы строим школу индивидуальных образовательных траекторий. Все дети разные, у каждого — свои интересы, способности и своя скорость обучения; нам важно «подтолкнуть» школу к индивидуальным учебным планам, дать ей возможность проводить занятия не только в классах по 25 человек, но и в малых группах или даже индивидуально. В лицее непривычно широкая линейка учебных помещений: помимо стандартных классов, большое число классов сокращенной площади на половину группы, и еще больше кабинетов для индивидуальной работы на 4-5 человек.

А еще важнее дать школьникам возможность попробовать себя в разных ролях, почувствовать, в чем ты силен, за время учебы узнать себя. Поэтому мы «начинили» здание десятком профессиональных лабораторий, мастерских, экспериментальными площадками: в школе есть робототехника, центр прототипирования, столярная и слесарная мастерские, телестудия и студия звукозаписи, кабинет генетики и микробиологии, микроэлектроники и материаловедения, оранжерея, агротехническая лаборатория, самая настоящая музыкальная школа, 5 спортивных залов разной специализации. Это не только профориентация, но еще возможность освоить дело, которое позволит прокормить себя и свою семью: один научится строить дронов, второй снимать видео, третий писать приложения для гаджетов, четвертый изготавливать мебель. Важно почувствовать себя сильным, самостоятельным. Очень надеемся, что школа поможет в этом.

Фото: Виталий Шабинский<br />
Фото: Виталий Шабинский

Все тематические кафедры собраны в отдельные кластеры: на первом этаже блок мастерских (центр прототипирования, арт, робототехники и IT), на втором этаже медиа-лаборатория (телестудия, студия звукозаписи, оркестровая, актовый зал), на четвертом — научный блок (химия, физика, биология). Такое расположение инфраструктурных блоков способствует развитию метапредметности, междисциплинарности и научной целостности. Границы отдельных дисциплин растворяются в пользу совместной проектной работы.

Наша образовательная инфраструктура — амбивалентна. С одной стороны, мы «заземляем» ребятишек, избавляем их от ставшей привычной виртуальности всего: для этого у нас есть столярная мастерская, кабинет ремесла с ручной работой, огород с зеленью и овощами, оранжерея. С другой стороны, показываем возможное будущее, через наращивания технологий 3D-прототипирования, агротеха (гидропоника, аэропоника), медиа-контента. cовместить любовь к земле, ремеслу и свободное обращение с технологиями будущего — это огромный вызов, который примут педагоги школы.

Фото: Виталий Шабинский<br />
Фото: Виталий Шабинский

Эта школа основательно избавилась от коридоров, предпочтя им пространства площадного типа. Здание сложной геометрии, развивающееся не только горизонтально, но и вертикально: разноуровневые помещения, антресоли, пластичные объемы, перетекающие друг в друга. Это ломает привычную в школе монотонность, позволяет изучать пространство с разных высотных отметок. Эта неожиданная вариативность помимо прагматичного образовательного эффекта, демонстрирует еще и уважительное отношение к личности в этой школе. Каждому есть место — и эти места разные.

Здание интеллектуальное

Пожалуй, впервые нам удалось спроектировать настолько интеллектуальное школьное здание в инженерном и технологическом плане. Умная вентиляция, способная перераспределять объем воздуха в зависимости от числа людей в помещениях; рекуперация; система контроля управления электричеством (в зависимости от присутствия взрослого человека в помещении сила в розетках то появляется, то исчезает); автоматизированное освещение, привязанное к расписанию звонков и наличию/отсутствию людей в той или иной части здания; питьевые фонтанчики и фильтры воды в учебных классах; теплые полы и подогреваемые дорожки; подогреваемый воздух внутри гардеробных шкафов для лучшей сушки верхней одежды; музыка в коридорах и классах или другой акустический контент, раздаваемый без проводов с любого гаджета; работоспособный, а не имитирующий гибридный класс с возможностью удаленного подключения к уроку; активное звукопоглощение, обеспечивающее вариативность акустических сценариев. Здание ожило, стало «иммерсивным», оно будто приспосабливается под человека, находящегося в нем.

Главный актив школы — это взрослые

Нечасто такое встретишь, но в этой школе много внимания уделено взрослым. Педагоги – наш главный актив, но редко когда здание создает им особые условия. Наш случай именно такой: большая учительская с отдельным входом с улицы,террасированным зеленым двориком, кафе, переговорной зоной и местами для тихой уединенной работы. Мы умышленно разместили учительскую так, чтобы не было соблазна переоборудовать ее под класс или библиотеку, что обычно случается, когда школа растет и приводит больше школьников, чем позволяет ее площадь. Так что нам пришлось нивелировать риски отказа от такого прекрасного пространства.

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

Для взрослых организовали отдельный спортивный зал. Кто сказал, что учителя не гоняют мяч? Еще организовали удобные помещения для персонала (уборщиков, сотрудников эксплуатации) — с раздевалками, душевыми и собственным кафе.

Мы вообще часто забываем про них, им приходится ютиться в тесных подсобных помещениях, однако, нам важно дать им возможность чувствовать уважение к себе, быть на равных со всеми «жителями» школьного здания.

Школа в том числе и для родителей, соседей

Кажется, нам удалось найти деликатный способ пригласить в школу гостей, не посягая на безопасность учащихся. На территории школы, помимо отдельного спортивного корпуса, мы построили инфраструктурный блок: самую настоящую музыкальную школу, большие столярную и слесарную мастерские , оснащенные входом как со стороны школы, так и со стороны улицы. Эти входы работают попеременно, обслуживая или школьников по будним дням, или гостей школы по выходным или во внеурочное время. Это позволит проживающим рядом людям посещать их, не заходя на территорию школы, в ее внутренний периметр. Папа, живущий по соседству, может в субботу захватить сына, принести в мастерскую старый велосипед, чтобы вместе разобрать его, восстановить, дооснастить. Малышня сможет ходить в музыкальную школу не проходя через охрану и не попадая в школьный двор. Образование должно быть полезным и вдохновляющим для всех.

Кстати, наплыв горожан, желающих просто взглянуть на новое здание столь велик, что школа открыла по выходным экскурсионные туры: можно заранее записаться на осмотр территории и здания.

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

Любовь к своему городу, языку, культуре, ценностям

Школьные здания часто похожи на метеорит. Их забрасывают на местность, как чужестранцев, без привязки к местной идентичности. А школа же должна «отрасти» — с учетом локальности, культурного контекста, языка, национального колорита. Только тогда она станет местной, родной, настоящей. В нашем случае нам невероятно повезло — сохранилось историческое здание школы, вокруг которого мы нарастили новый современный объем, не имитируя исторический фасад, но перекликаясь с ним визуально и композиционно.

Культурная идентичность Татарстана сумела войти внутрь здания школы: нам удалось вместе с казанской художницей Татьяной Черногузовой, создавшей коллекцию татарской одежды и украшений под брендом Your Yool, создать орнаменты, уходящие корнями в историю региона. Из этих орнаментов мы соткали ткань: ею обиты все диваны и креслица школы. Это единственная ткань в мире, созданная специально для этой школы. Из этих же орнаментов мы сделали гипсовую плитку, которой облицованы стены зала ритмики.

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

По этим же орнаментам лазером нарезали панели, которыми облицован коридор спортивного корпуса — проходя мимо, каждый школьник непременно проведет рукой по стене, чтобы почувствовать изгибы линий. Аналогичным образом мы напечатали изображение орнамента на металлических панелях бассейна.

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

Дизайнер Милана Халилова сваляла вручную из войлока авторские абажуры для светильников, развешанных по всему зданию. И выглядят они космически, и каждый норовит пощупать это мягкое, пушистое облако. Компания Yaratam из Казани изготовила для школы стулья и скамейки, которые пахнут деревом и выглядят очень убедительно. Мы чудом нашли старый чупаевский камень, добываемый исключительно в Татарстане, из которого было построено историческое здание школы, и облицевали им коридоры новых корпусов. А еще в переходе между историческим и новым корпусом часть стен мы оставили пустыми и серыми… чтобы каждое новое поколение школьников организовало их дизайн, как им заблагорассудится.

Фото: Виталий Шабинский
Фото: Виталий Шабинский

Так важно, чтобы школьное здание выглядело не коробкой бетона, а оказалось родным, близким, выращенным на этой земле. Кажется, что именно в этом, а не в портретах, надписях и уроках о важном, заключается любовь к родине, к своей стране.

В предыдущей статье я подробно рассказала о том, как построить современную школу, для чего это нужно и сколько это будет стоить.

66
1 комментарий

Выглядит, конечно, круто... Школу не очень любил, но в такой бы поучился

2
Ответить