Страшный цех: 5 реальных кошмаров на производстве одежды

Почти у каждого владельца бизнеса по производству одежды, есть темное прошлое — список из десятков (а то и сотен!) ошибок, совершенных при запуске цеха. И хотя бы одна из них стала настоящим кошмаром, который не хочется повторять. В этой статье сооснователь компании BarsSport Эмиль Сиразев собрал пять страшных, но поучительных историй, произошедших с собственниками швейных цехов и дизайнерами.

На ошибках, как известно, учатся. Хорошие новости заключаются в том, что учиться можно не только на своих ошибках, но и на чужих. В этом материале мы решили сделать подборку типичных ошибок из нашей отрасли, чтобы показать, как начинающие или уже опытные производственники могут избежать самого настоящего кошмара наяву.

История №1: «Резня комбинезона с крупнозернистой лентой»

Однажды основательница бренда Kordal Studio, дизайнер Мэнди Кордал придумала, как ей казалось, отличную идею: она решила улучшить новую партию комбинезонов, пришив к тонким трикотажным ремням крупнозернистую ленту. Этот ход стоил ей недели ужаса.

От разборок с недовольными клиентами Мэнди спас искренний интерес к своей работе. Когда изделия были готовы, девушка решила примерить один комбинезон, втайне желая оставить его себе. Тогда она с ужасом обнаружила, что надеть вещь невозможно: ремень на поясе не растягивается из-за плотной ленты. Сначала дизайнер впала в панику, ведь люди ждали заказов на той же неделе. Четыре дня Мэнди, призвав на помощь стажера, распарывала швы на каждом из ста ремней — за это время механической и не самой креативной работы они посмотрели 5 сезонов сериала «Офис».

Наш комментарий

Подобная история может случиться с любой компанией, которая не просто штампует одинаковые изделия, а запускает новые модели. В попытках сделать свой продукт интереснее и конкурентоспособнее мы всегда рискуем придумать план-катастрофу. От ошибок не спасает даже использование при конструировании одежды компьютерных программ, в которых заложено много шаблонных приемов. Они попросту не учитывают все характеристики ткани.

В случае с поясами дизайнер решила использовать необычный материал, забыв его протестировать. У нас была похожая ситуация: мы заказали разработку лекал у опытного подрядчика, пошили пробное изделие и обнаружили, что оно сидит абсолютно не так, как задумано. Причина была та же, что и у Мэнди Кордал: партнеры не учли характеристику материала.

Мы решили эту проблему, создав свой конструкторский отдел, где любое свежее решение тестируют «от» и «до». На конечном этапе проверки мы даже привлекаем спортсменов, которые помогают оценить носкость изделия. Ребята надевают опытные образцы на тренировки и рассказывают, как форма ведет себя “в бою”.

Урок из ситуации: проверок много не бывает.

История № 2: «Сказ о кровавой машине»

Однажды 19-летняя швея из Индии Расу Махалакшми была вынуждена сесть за машинку, на которой никогда не работала. Эта, казалось бы, безобидная ситуация навсегда изменила ее жизнь. Девушка лишилась четырех пальцев на руке и семь лет добивалась компенсации от работодателя. В итоге она получила всего 2000 долларов для покрытия расходов на медицинское обслуживание и продолжает борьбу за выплату адекватной суммы.

Наш комментарий:

Это действительно страшная история о непрофессионализме сотрудников и безответственности компании. Швейное производство — опасная сфера. Особенно это касается раскройного цеха, где огромное количество всевозможных ножей: дисковых и сабельных, больших и маленьких. Работа с ними требует особых умений, поэтому некоторые специалисты используют только ножницы, но это любительский уровень.

Мы защищаем сотрудников несколькими способами. Во-первых, не допускаем новичков к сложным операциям. Если на производство приходит человек с небольшим опытом, первое время он будет работать как стажер под присмотром наставника. Чтобы обрести самостоятельность, придется сдать экзамен руководителю цеха.

Во-вторых, наши сотрудники при устройстве на работу проходят инструктаж. И в-третьих, у нас есть штатные механики, которые постоянно проверяют исправность оборудования. Более того, любой специалист обязан обратиться к ним сразу же, как заметит признаки поломки.

Урок из ситуации: нельзя забывать, что оборудование потенциально опасно для сотрудников.

История №3: «Цвет, который довел до слез»

Колорист из KS Apparel Design & Consulting Кэтрин Шилдмейер была уверена, что работа с цветами в компании выстроена идеально. Ее команда сделала удобную картотеку с образцами цветов для каждой ткани, и, когда кто-то создавал заказ, он добавлял туда информацию о нужном оттенке. Эта система отлично работала, пока не вмешался человеческий фактор. Однажды коллега Кэтрин случайно изменил цвет красителя для молний в бланке заказа. Цена ошибки — сотни метров застежки, которая на несколько тонов светлее ткани.

Наш комментарий:

Эта история — еще одно напоминание о важности контроля качества и соблюдения регламентов. Однако правила нужно сначала разработать, а в отношении цвета это непросто. Мы убедились в этом на своем опыте.

Несмотря на то, что в дизайне давно используют палитры CMYK и Pantone, позволяющие зафиксировать цвет, ошибки все равно возникают. Дело в том, что оборудование для сублимационной печати имеет свои профили, которые определяют нанесение краски на ткань. Так настройки нашего принтера могут отличаться от настроек машины в другой организации, и, напечатав один и тот же цвет по бренд-буку заказчика, мы рискуем получить разные оттенки. Эта проблема очень актуальна, ведь клиенты часто приносят образец, сделанный прежним подрядчиком.

Решением проблемы стали цветопробы. Сегодня у каждого дизайнера есть распечатанная на нашем принтере палитра оттенков, и если клиент хочет видеть конкретный цвет, мы предоставляем ему образец на утверждение. Иногда выбранный вариант не совпадает с цветом по CMYK или Pantone из бренд-бука — тогда в спецификации мы пишем номер пробы. А чтобы избежать ошибок в дальнейшей работе с этим клиентом, мы храним всю информацию в собственной ERP-системе. Так при повторном заказе оттенок никто не перепутает».

Урок из ситуации: цвет нужно не только подобрать, но и запомнить.

История № 4: «Партия-призрак»

Эта история произошла уже с нами. Однажды поступил срочный заказ: форму нужно было отправить клиенту точно в день изготовления. Команда отлично сработала, все этапы производства прошли в нужное время. Оставалось лишь отнести партию на склад, чтобы упаковать ее и отправить в транспортную компанию.

В итоге готовая форма так и осталась лежать в цеху — ее просто забыли передать кладовщику, потому что никто не назначил ответственного. На следующий день заказ пришлось отправлять более дорогим способом, чтобы клиент получил его в срок.

Наш комментарий:

Эта история научила нас обращать внимание на второстепенные процессы. А еще мы лишний раз убедились, что регламенты и должностные инструкции не пустая бюрократия, а мощный инструмент для повышения эффективности.

Какой бы профессиональной и сплоченной ни была ваша команда, не стоит думать, что все понимают вас с полуслова и мыслят одинаково. Это не так. Среднестатистический сотрудник будет выполнять только те задачи, которые перед ним поставили. В нашем случае швея подумала: «Мне же не сказали, что готовую форму нужно отнести на склад». И ушла домой. Поэтому, внедряя новый процесс, нужно подготовить подробные инструкции, а затем перечитать их и спросить себя: «А все ли мы учли?».

Урок из ситуации: если не назначить ответственного, задачу не выполнит никто.

История № 5: «Убийственные катышки»

Последняя ситуация тоже произошла с нами. Пару лет назад клиент заказал у производителя яркие футболки-поло для продавцов сети магазинов. Для пошива выбрали материал на синтетической основе, который использовали уже не раз. Одежду без проблем изготовили и передали клиенту, однако уже через несколько дней ткань украсили катышки.

Поставщик претензии не принял, заявив: партия того же качества, что и всегда. В итоге нам пришлось заказывать независимую экспертизу, которая подтвердила, что материал действительно низкого сорта. Только после этого продавец признал свою ошибку и компенсировал затраты на покупку ткани. История длилась около месяца, и если бы клиент был менее лояльным, компании BarsSport пришлось бы переделать заказ за свой счет.

Наш комментарий:

Эта ситуация научила нас тщательно проверять ткань, даже если мы покупаем ее не впервые, и лишь потом запускать партию в производство. Например, мы смотрим, как материал переносит стирку. Кроме того, мы всегда запрашиваем у поставщиков сертификаты качества, и в случае отказа прекращаем сотрудничество.

Но глобальная проблема в том, что в России очень мало производителей спортивного трикотажа, а иностранные поставщики часто заявляют одно, а привозят другое, при этом оформить возврат очень сложно. Мы проверили это на себе. Однажды мы заказали ткань, которая по описанию была аналогом материала Coolmax (в его в составе — особые нити, помогающие отводить влагу с поверхности тела). Но, тестируя образец, мы поняли, что продавец нас обманул. И если бы мы пошили из этой ткани форму, нам, скорее всего, пришлось бы возвращать клиенту деньги из своего кармана».

Урок из ситуации: даже если вы уже покупали это сырье, проверяйте каждую новую партию.

Надеюсь, что опыт других поможет вам избежать страшного сценария в бизнесе и убережет от потери нервов, денег и частей тела.

55
1 комментарий

К истории номер 1:
В далекой юности работала на швейном производстве. У нас был экспериментальный цех, где сначала отшивали пробную модель до запуска в производство, и, если нужно, вносили изменения. В одну модель. Не в сто уже готовых изделий. Это было еще в конце прошлого века. Любые изменения в модели вносили через экспериментальный цех.
К истории номер 2:
Элементарные правила техники безопасности (которые, как известно, написаны кровью).

1
Ответить