Как проводить собеседования, чтобы собрать нужную команду

В сфере разработки и IT-проектов ответственность за формирование крутой команды лежит не только и не столько на HR-службе. Прежде всего, команду мечты формирует ее лидер: тимлид. Кирилл Зуев из компании ЦФТ провел 200+ собеседований и в итоге сформировал отдел из 400 разработчиков. Как ему это удалось и почему он не полагался во всем на HR — читайте в этой статье.

Как проводить собеседования, чтобы собрать нужную команду

Многие тимлиды рассматривают собеседования как второстепенную по важности работу, которая не особенно влияет на рост команды. Считая при этом, что сформировать команду, которую они хотят, и с теми компетенциями, которые им нужны — на 100% задача HR. Это не так. Ведь даже если человек прошел собеседование, то совершенно не факт, что он выберет именно вашу команду и присоединится к ней.

Скажем сразу: HR-ров из процесса поисков подбора и найма исключать не стоит. Но у них – свои критерии и параметры, а у руководителя команды — свои. Вот на них мы и хотим обратить ваше внимание. Кстати, эти рекомендации подойдут не только для IT, но и для всех сфер, где нужны высококлассные узкопрофильные специалисты: например, дизайнеры, аналитики и др.

Кратко про Кирилла: 10 лет проработал в разработке. В настоящий момент он заместитель руководителя департамента разработки денежных переводов «Золотая Корона» — по сути, он тимлид, или тимлид тимлидов.

Сделайте шпаргалку

Довольно неловко бывает, когда кандидат задает вопросы о том, чем вы занимаетесь, а вы в ответ «подвисаете»: — не знаете, на чем сфокусироваться и о чем говорить в первую очередь — то ли про технологии, то ли про продукт, то ли про команду, то ли про компанию.

Поэтому заранее подготовьте себе некую шпаргалку с краткой справкой о продукте, технологиях и команде. Можно подготовить презентацию в PowerPoint и включить ее в переговорной комнате, либо расшарить экран в ZOOM. Выглядит профессионально, никаких заминок и провисания, а собеседование сразу выходит на новый уровень и оставляет у кандидата хорошее впечатление.

Подготовьте техрадар

Он требует немного времени на подготовку и на актуализацию, но он будет полезен для интересного собеседования. Это инструмент в виде концентрических окружностей, поделенных на сектора. Каждый из них можно наполнить какой-либо информацией. Отправить техрадар кандидату лучше до собеседования, чтобы он заранее понял, чем вы занимаетесь.

Например, в ЦФТ каждый из секторов отображает состояние той или иной платформы в разработке (iOS, Android, бэкенд, тестирование). В центре — то, чем они сейчас занимаются и используемые технологии. Следующая окружность — то, что начинают пробовать и вводить в разработку. Далее — то, что только задумывается. И последняя окружность показывает, от чего отказались, что не используемся.

Как проводить собеседования, чтобы собрать нужную команду

Эта картина позволяет кандидату еще до начала собеседования посмотреть, о чем может идти речь, какие навыки вы хотите получить от него, и есть ли у него такие. Можно похаливарить, почему отказались от того в пользу этого.

Используйте инструменты совместной работы

На офлайн-собеседовании можно предлагать кандидату что-то нарисовать, чтобы он представил свои идеи не просто в виде слов, а с помощью схем или диаграмм. Может быть, даже псевдокод накидать.

В онлайн-формате стало сложно с листом бумаги, но можно использовать любые инструменты, которые вам нравятся и позволяют порисовать на виртуальной доске. Заранее подготовьте возможность входа туда для человека, а также схемы и диаграммы, которые вам нужны, чтобы не рисовать их во время собеседования.

Так вы создадите профессиональное впечатление о себе, как о человеке, который готовится к собеседованию и выстраивает диалог, а не проверяет каждого кандидата просто по чек-листу. Человек начинает чувствовать себя уверенней и равным в этой беседе. После собеседования у него это впечатление останется, и на его основе он в дальнейшем будет строить свое мнение о том, стоит к вам приходить или нет.

Соберите «собесотряд»

Возможно, вы бывали на собеседованиях, когда приходила вся команда: «Мы хотим познакомиться с кандидатом». Скорее всего, это было кошмарно. На мой взгляд, задача таких собеседований для тимлида — это распределить ответственность за выбор кандидата (или его невыбор). Это плохо действует как на формирование команды с вашей стороны, так и на мнение кандидата о том, как проходит собеседование.

Поэтому собесотряд — это максимум трое: вы (тимлид), HR и ваш технический эксперт, если вы чувствуете, что не в состоянии на должном уровне провести техническую сторону собеседования. HR при этом оценивает свои критерии у кандидата.

В больших компаниях, как ЦФТ, собесотрядов может быть много, и при этом они работают в разных часовых поясах. Для синхронизации можно использовать любые удобные вам инструменты, например, простую таблицу в Google.

Как проводить собеседования, чтобы собрать нужную команду

Договоритесь о неких стандартах, чтобы при открытии документа можно было сразу увидеть текущую ситуацию по кандидату и сделать заключение, где он лучше всего подойдет. Причем, это можно использовать вдолгую, когда кандидат сейчас не подходит, но через год-полтора наберется нужного вам опыта и придет снова: вы будете понимать, как человек развивался.

Для HR таблица позволяет скорректировать стратегию найма. Например, мы пригласили этих людей, но они все оказались в основах — значит, мы что-то делаем не так, не туда таргетируемся, давайте что-то поменяем.

«Продавайте» команду

Обязательно расскажите о том, куда кандидату предлагается влиться. Особенно если на сайте компании мало информации для кандидатов. В ЦФТ есть отдельный портал для соискателей, но и у них рассказ о ключевых моментах — хорошее дополнение.

1. Кто в команде. Рассказ из серии «У нас в команде 5 человек» не дает никакого представления. А вот рассказ «У нас в команде один сеньор, два мидла и три джуна» — уже кое-что. Кандидат сразу может соотнести себя, какое будет его место в команде, чем он может заниматься и какие задачи ему предложат.

2. О ролях. В ЦФТ люди в командах разделены не только по грейдам. У них есть еще и роли: например, SCRUM-мастера, релиз-менеджера или хороводера сообществ. У вас могут быть какие угодно роли — но обязательно о них расскажите. Какая-то роль может откликнуться на внутреннюю потребность кандидата.

Все-таки мы вовлекаем человека в свою команду и хотим, чтобы он органично влился, а его лучшие качества дали нам синергетический эффект. Вся команда должна от этого заиграть: её производительность с удовлетворенностью важны не меньше, чем её состав.

3. О публичных экспертах. Люди хотят работать с публично известными экспертами, с признанными лидерами.

Как проводить собеседования, чтобы собрать нужную команду

Например, техдиректор ЦФТ Артем Каличкин на конференции мобильных разработчиков рассказывал о запуске продукта, в результате чего у него собралась разношерстная команда экспертов. После завершения истории, как он с этой командой управлялся и пытался применить свои навыки для достижения цели проекта, прямо на конференции ЦФТ получил одного iOS-разработчика себе в команду.

Харизма и энергетика Артема была такая, что люди сразу стали искать возможность работы с ним. Если у вас такие эксперты есть, используйте это. Это касается не только разработки, а всех областей, в которых вы являетесь специалистами или у вас есть уникальные навыки, которых нет ни у одной команды на рынке.

4. Техпиар и истории с внешними мероприятиями для сообществ, которые вы проводите, действуют так же, как публичные эксперты.

Расскажите, как вы участвуете в жизни сообществ, какие у вас планы, статьи, блоги — это все положительно действует на кандидата. Он видит открытость, он всегда может обратиться к видеозаписи конференции или что-то дополнительно узнать от сообщества о том, как у вас все внутри устроено.

5. О потенциальных менторах и кураторах. Об этом моменте часто забывают и вспоминают, только когда сами оказываются на новом месте работы: что делать в первые дни выхода на работу.

У многих кандидатов появляются страхи, поэтому расскажите им про тех людей, которые будут его курировать и менторить на начальных этапах. Очень важно дать человеку чувство уверенности в том, что его не бросят, что он будет под контролем и что от него не ждут в первые моменты дикой продуктивности.

6. О том, как устроены процессы адаптации и развития. Расскажите, какой срок это занимает, какие есть промежуточные результаты, как всё контролируется и в каком формате происходит. Это тоже успокаивает кандидата.

7. Задачи, кейсы и процессы. Кандидатам среднего уровня неинтересно покупать «У нас есть фреймворки, а еще мы внедрили CI и Agile!» Они понимают, что в целом всё примерно одинаково. Им интересно, какие у вас есть задачи и как организованы ваши процессы.

Обсудите, что вы решаете, на кого направлены ваши задачи, как они связаны с целями бизнеса, кто ваши клиенты. Подготовьтесь, найдите пару интересных кейсов про то, как вы решили, казалось бы, нерешаемую задачу бизнеса. Это повышает заинтересованность кандидата в том, чтобы прийти именно в вашу команду.

8. Продукт. Расскажите, что за продукт вы создаете, как зарабатываете, на ком и какова стратегия развития продукта. Вы должны это хорошо знать, и делиться этими знаниями в той мере, которая соотносится с текущей стадией собеседования.

9. Наконец, просто гордость за работу команды. Если у вас есть что-то такое — расскажите об этом. Например, ребята что-то сделали в два раза быстрее, чем в среднем по рынку. Или внедрили то, что казалось нереализуемым, скрестив какие-то интересные вещи и получив новое качество.

Кандидат обязательно заинтересуется: «Если человек напротив испытывает гордость за свою команду, то он будет испытывать гордость и за меня, когда я в эту команду попаду».

10. Но не предавайте команду. Не надо извинений за то, что у вас есть. Legacy — это не приговор, потому что те решения, которые вы делали в тот момент, удовлетворяли требованиям заказчика. Проект на поддержке, который может быть для кандидата не таким захватывающе новым, как соседний, позволяет бизнесу по-прежнему зарабатывать. А если у вас застоялась команда и вы ищете свежую кровь, то это прежде всего вопрос к вам. Сначала внедрите истории про адаптацию и развитие, сделав из существующей команды более крутую, слаженную и продуктивную — и не придется ничего объяснять.

Обратная связь. Самый важный момент

Есть миллион историй про то, как «я ходил на собеседование в команду Х, через две недели не получил ответа, потом спросил, подхожу я или нет, и на это письмо тоже не получил ответа». Это ужасный опыт для кандидата, он думает: «Туда — никогда больше!». Более того, включается сарафанное радио, и вы начинаете терять приток кандидатов. Не надо так делать!

Хорошо, когда вы отвечаете: «Да, вы нам не подошли, мы вам перезвоним». Еще более правильная ситуация, если вы объясняете, почему человек вам не подошел: «Мы ожидали от вас такого-то набора навыков, но вы ему не соответствуете». Идеальная ситуация, когда вы к этому списку добавляете еще и рекомендации: что нужно сделать кандидату, чтобы в следующий раз у него точно получилось.

Кроме того, это часть техпиара. Если мы потратили на собеседование 1,5-2 часа, почему бы еще не потратить 5 минут на то, чтобы дать человеку обратную связь? Используйте эту возможность. Ваша задача как тимлида — вместе с вашими техническими экспертами и техлидами дать обратную связь дать в максимально сжатые сроки и развернуто.

В результате человек выходит с собеседования не просто оцененный на данную конкретную должность. Он получает рекомендации и начинает об этом говорить: «Мне сказали подтянуть то-то и то-то, и я совершенно с этим согласен». Сарафанное радио разворачивается, и мы начинаем получать приток кандидатов, а впечатление о компании только улучшается.

Примите свою роль. Тимлид — не инженер

И напоследок: перед собеседованием выключите своего внутреннего инженера, забудьте про него. Вы — тимлид, ваша задача — формировать команду и потом ее развивать. Вы должны знать, зачем нужна ваша команда, кого в ней не хватает и что вы хотите из нее сделать. Смотрите на кандидата такими глазами, чтобы понять, как он вашу команду усилит.

Это значит: не просто взять технического эксперта, который по чек-листу ответил на все ваши вопросы. Нужно еще понять, какое место и какую роль он займет в команде, не будет ли он токсичен, улучшит ли он вашу команду, ускорит ли ее и даст ли ей дополнительную синергию от работы вместе со всеми остальными членами команды.

Только с таким настроем нужно приходить на собеседование: вы — не инженер.

Команда Онтико поздравляет вас с Новым годом! Превращайте ваши мечты в реальность, а усилия — в отличные результаты!

Конференция TeamLead Conf 2022 пройдет 21 и 22 марта совместно с KnowledgeConf. Доклады по Knowledge будут отдельным треком. Расписание уже готово, а купить билет можно здесь. Скоро повышение цены! С 1 января цена вырастет — успейте забронировать билет, оплатить вы его сможете позже.

1616
реклама
разместить
1 комментарий

Есть над чем задуматься. Спасибо, что освежили память и поменяли ход мыслей.