«Как мы и прогнозировали осенью 2019 по результатам второй волны, МСБ активно осваивает и интегрирует в работу цифровые решения. По сравнению с данными 2019 года сегодня наблюдется более активное использование технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и 3d-печати. С одной стороны, это обусловлено развитием цифровой грамотности и технологической подкованности предпринимателей, с другой – ростом доступности самих технологий. Хороший пример – 3d-печать, в использовании которой наблюдется заметная динамика. Сама по себе технология постоянно развивается, становясь всё более доступной как с точки зрения простоты использования, так и с точки зрения стоимости. Сегодня портативный 3d-принтер доступен любому предпринимателю, а его возможности существенно упрощают и ускоряют процесс производства некоторых деталей. Интересно, что в регионах рост использования 3d-печати среди предпринимателей заметно выше, чем в Москве. Это может быть обусловлено большей представленностью сервиса аддитивных технологий в столице по сравнению с провинцией. Отсутствие возможности заказать услугу 3D-печати заставляет региональных предпринимателей самостоятельно осваивать данную технологию. Естественен и рост использования облачных решений. Данных всё время становится больше, и они требуют новых подходов к хранению и обработке. Думаю, мы будем наблюдать рост в этом аспекте ежегодно. Важно, чтобы от простого накопления данных МСБ переходил к аналитике для формирования продуктов и услуг, оптимизации бизнес-процессов, более таргетированной и персонализированной работе с клиентами. Сегодня данные позволяют заметно улучшить качество решения всех этих задач», — комментирует Ярослав Слободской-Плюснин, руководитель направления оценки и развития Московской школы управления СКОЛКОВО.
Любопытные результаты насчет наличия/отсутствия барьеров. Большая часть опрошенных ответила, что барьеров нет.
В связи с этим вопрос к автору статьи: как вы думаете, почему до сих пор осталось много бизнесов, которые не оцифровались? Причина в излишнем консерватизме, нехватке средств для перехода в онлайн, в нежелании вникать в этот вопрос и тратить время или в чем-то другом? И что, на ваш взгляд, должно произойти, чтобы даже самые ярые противники диджитализации поняли, что больше тянуть нельзя?