Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Заголовок жёлтый, согласна. Но проблема серьезная, и многие ее скрывают и носят в себе. Потому что для них это примерно как "разлюбил своего ребенка". Стыдно и страшно. Куда теперь его? Обратно не родишь.

Для тех, для кого изначально вопрос так не стоит, кто сразу выстраивает всё так, чтобы бизнес можно было продать, этот пост не актуален, можно смело пропускать.

Меня зовут Наталья Сухарева, я предприниматель с 20-летним стажем, "однолюб", который последние пару-тройку лет переживал сложные процессы охлаждения между собой и компанией, но упорно боролся за эти отношения. В этой статье я делюсь тем, что недавно узнала, и что помогло "спасти нашу семью", простите за такую небизнесовую аналогию))

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Итак,

Если вы относитесь к первой описанной категории, то с большой вероятностью ситуация может отягощаться еще и тем, что бизнес организован так, что его и не продашь за дорого. Многое завязано на собственнике, финансовые показатели так себе (если вообще есть корректная отчётность, позволяющая оценить стоимость бизнеса), может быть неясным УТП или нет системы управления, которая позволяет что-то передать другим владельцам.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Или у вас может быть все в порядке с отчётностью, и даже с финансовыми показателями, но... просто перестало торкать. И вы чувствуете, что продавать жалко, а управлять тяжело. И можно ещё какое-то время делать это через "надо и важно", но опыт показывает, что это так себе идея.

Если вы нашли себя среди этих описаний, то стоит проверить то, что обнаружила я, когда разбирала с организационным коучем вопрос изменения своей роли в компании.

Многие из нас читали про стадии развития организаций. Можно смотреть через призму Адизеса, можно через Спиральную динамику. Моя коуч показывала мне объединенную картинку.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Так вот, каждому этапу развития компании соответствует определенный набор ролей, которые должны брать на себя собственники.

В идеале роли должны быть распределены между партнёрами, в соответствии с их склонностями и желаниями. Та часть, которая не подходит ни одному из собственников (или которую они не могут качественно исполнять в силу своих личных особенностей), делегируется на СЕО и команду топ-менеджеров.

Опять же в идеале при каждом переходе с этапа на этап осознанные и прокачанные собственники должны переоценивать ситуацию и создавать новую конфигурацию ролей, зон ответственности и договоренностей по поведению.

Но так, конечно, происходит крайне редко. Обычно реконфигурация случается сама собой по мере нарастания новых типов задач и проблем в компании, изменения состава управленческой команды, смены партнеров или изменения жизненных целей кого-то из партнеров и т.д.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Если произошедшее изменение корректное и достаточное - компания получает дополнительные возможности для здорового развития в отличие от тех компаний, где переконфигурация не случилась или не отвечает потребностям бизнеса.

Дальше может случиться такая ситуация как у меня: новые роли, которые нужны от владельца компании, не соответствуют его внутренним настройкам и компетенциям.

То, что он умеет и любит делать (например, у меня это было публичные выступления, участие в креативных сессиях, создание атмосферы и запуск новых идей) не нужно компании и даже иногда мешает.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Такая "ненужность" складывается либо за счёт того, что этап предполагает другие задачи и правила поведения, либо потому что эти роли пора передавать внутрь управленческой команды.

И тогда собственник оказывается не то, чтобы "не у дел", а с задачами и ролями, которые ему или не нравятся, или он не умеет их качественно выполнять, и надо расти.

Но, чтобы вот так расти, надо осознавать эту проблему, понимать на каком этапе находится компания, что ей нужно сейчас, что вы можете ей дать, а что нужно срочно переставать делать, чтобы не мешать ее росту.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Вернусь снова к своему примеру. Оказалось, что создание атмосферы любви и глубокая вовлечённость в жизнь компании - хорошая штука только на первых трёх этапах развития бизнеса.

А дальше надо, или в новый стартап, или осваивать новые роли и компетенции. В выросшей компании задача поддержания атмосферы и культурных кодов должна быть делегирована на места (иначе и не дотянуться).

И пока я это не осознала, ходила с ощущением "я не нужна", "меня слишком много", иногда избыточно вникала в любимые сферы, пытаясь получить хотя бы кусочек прошлого кайфа. Тем самым мешая людям расти.

Мне хотелось быть внутри процесса, а корректно было - встать над ним. А это совершенно другие договоренности, другой способ коммуникации и другие полномочия у людей.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Пока я так страдала, я не замечала, что впереди есть совершенно "лакомый" интересный кусок бОльшего масштаба и с другим уровнем обзора. Надо было переходить на следущий уровень и начинать учиться мыслить не операционно, а стратегически, большими цифрами, процессами, сделками M&A и т.д.

Оттуда, из моего переживания сепарации, которую я не заказывала, этот пласт казался мне холодным и неинтересным. И даже пугающим, потому что мыслить так я банально не привыкла, опыта не было, и даже имея опыт разговоров и внутренних учредительских стратсессий на этом уровне, я все равно все время скатывалась в привычные парадигмы.

Сейчас, разобравшись с тем, что случилось с моим отношением к бизнесу, стало понятно, что вовсе я его не разлюбила. Мне просто нужно научиться любить его по-другому. Как взрослого😁

И тогда шансы вырасти повышаются и у него, и у меня.

Я стала по-другому относиться к предложениям и идеям моего супруга, который всегда был на более глобальном уровне и более рационально относится к теме управления.

Теперь мне интересно, как он мыслит, и хочется понять, как и где я могу применять свои способности уже на этом уровне игры.

Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

Для этого мне правда нужно сформировать сильную команду менеджмента (чем мы и занимаемся последние полгода), чтобы делегировать те роли и зоны ответственности, которые здорОво, передать на менеджерский уровень.

Потом я буду делать две вещи параллельно:

  • Искать, где я могу проявляться в текущем бизнесе, в тех ролях и задачах, которые уже сейчас дают мне энергию (либо искать вовне, но я бы нашла и внутри, чтобы была эмоциональная привязка, и вовне, чтобы добить объем до необходимого).
  • Учиться новым ролям и способам мышления (хоть это и не просто). У мужа, у других предпринимателей, которые уже вышли на этот уровень, плюс рефлексируя и проектируя это сама, из своего внутреннего видения, скорее всего с помощью коучинга и консультантов.
Что делать, если "разлюбил" свой бизнес?

В общем, если это история про вас, то определите, на каком этапе находится ваша компания, узнайте, какие роли нужны вашему бизнесу в вашем лице и соотнесите это со своими склонностями, желаниями и возможностями.

Возможно, что после такого анализа вы посмотрите на себя и свою компанию по-новому, и в ваших отношениях наступит новый, супер позитивный этап...

Если вам была полезна подобная рефлексия, то подписывайтесь на мой канал Наталья Сухарева СВОЙ ПУТЬ

Я регулярно переосмысливаю себя и бизнес, взаимодействую с коучами, консультантами и другими предпринимателями, и самым ценным делюсь в своем блоге.

Если есть пара свободных минут, то напишите, пожалуйста, в канале или здесь в комментариях, увидели ли вы в этой информации себя? Было ли вам полезно?))

3
4 комментария

Бывает сложно признаться, что твой бизнес перестал приносить удовлетворение

1
Ответить

Написано хорошо, но как конкретно бороться с "нелюбовью" к бизнесу, я так и не понял!

Ответить

Последние два пункта. Поскольку я в этом не спец, а сама прохожу этот этап, плюс он индивидуальный, то здесь надо идти к тем, кто знает и с ними разбираться. Ну по крайней мере у меня такой план.
Задача статьи - показать, что выход есть))

Ответить

1. Искать, где я могу проявляться в текущем бизнесе, в тех ролях и задачах, которые уже сейчас дают мне энергию (либо искать вовне, но я бы нашла и внутри, чтобы была эмоциональная привязка, и вовне, чтобы добить объем до необходимого).
2. Учиться новым ролям и способам мышления. У мужа, у других предпринимателей, которые уже вышли на этот уровень, плюс рефлексируя и проектируя это сама, из своего внутреннего видения, скорее всего с помощью коучинга и консультатов.

Вот это

Ответить