Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Разработка сайта – кропотливая и трудоемкая работа, особенно, когда вы сами не знаете, что хотите получить по итогу. За техническую реализацию отвечают разработчики, дизайнеры, верстальщики и другие профильные специалисты, вам в это углубляться не стоит. Ваша задача – определиться с целями и форматом ресурса, найти референсы, проанализировать рынок ниши и т.д.

Мы сделали простой и понятный чек-лист, который поможет вам подготовиться к интервью с подрядчиком и объяснить, чего вы ждете от будущего сайта.

Наши советы универсальны, они никак не касаются типа разработки. Чек-лист скорее направлен на сбор информации и материалов, которые позволят создать конверсионный ресурс и отразить в нем необходимые ценности и миссии бренда. Теперь обо всем по порядку.

Оппределяем задачи сайта

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

От целей, которые вы ставите перед сайтом, будут зависеть структура ресурса, его дизайн-концепция и инструменты продвижения.

Какие цели может выполнять сайт?

Основная задача сайта – достижение конкретных результатов. Какие цели может выполнять ресурс? Любые. Вот наиболее популярные их них:

  • Дополнительный канал для лидогенерации;
  • Создание посадочной страницы, где отображается важная информация для клиентов о продукте или услуге;
  • Разработка сайта-визитки, на котором освещается деятельность компании и предлагаемая продукция;
  • Внедрение каталога с товарами, чтобы реализовать онлайн продажи и систематизировать контроль продукции на складе.

Как определить цели создания сайта?

Прежде чем писать агентству или подрядчику про создание сайта, продумайте его основные цели. Чтобы вам было проще, ответьте себе на несколько вопросов:

  1. Нужен ли мне на самом деле сайт?
  2. Почему он мне нужен/не нужен?
  3. Какие задачи должен решать мой сайт?
  4. Сможет ли он в действительности решить эти проблемы?
  5. Какую цель нужно закрыть в первую очередь?

Лучше зафиксировать ответы в отдельном документе, чтобы вся информация была у вас перед глазами. После можно приступать к постановке задач.

Каждую цель лучше разбить на конкретные задачи. Многие из них достигаются за счет разработки. Например:

  1. Оформление заказа на сайте;
  2. Написание информационного контента для оптимизации;
  3. Создание бизнес-блога, в котором публикуются новости компании;
  4. Онлайн-калькулятор для расчета стоимости товара/услуг;
  5. Форма обратной связи с клиентами и т.д.

После того как вы сформировали комплекс задач, запишите их и отправьте агентству для обсуждения. Далее в работу вступают менеджеры, которые:

  • определят оптимальную стратегию реализации;

  • подберут необходимых специалистов;
  • найдут дополнительные каналы для увеличения трафика на сайт.

Чего нельзя добиться при помощи сайта?

Наивно полагать, что сайт – это панацея от всех бед. Часто предприниматели считают, что «Ну раз сайт сделан, значит, бизнес сам по себе пойдет в гору». Это не так. Можно разработать хоть сотню крутых ресурсов, но без маркетинговых инструментов это будет выстрел в пустоту.

Прежде чем молиться на новый сайт и ждать многомиллионную выручку, обратите внимание на несколько моментов.

  1. Сайт сам по себе не принесет вам кучу новых клиентов. Высокий трафик и целевые лиды – это заслуга комплексной работы с ресурсом и маркетинговых инструментов, которые подбираются индивидуально.
  2. Сайт не сделает вас лидером среди конкурентов. Особенно, если они давно заняли свои позиции в e-commerce. Поэтому, прежде чем создавать сайт, необходимо провести анализ деятельности конкурентов и выработать стратегию.
  3. Сайт – это всего лишь инструмент. Его работа зависит от ваших усилий. Если через ресурс будет создана тьма заявок, которые должным образом не обрабатываются вашими сотрудниками, о прибыли можно смело забыть.

Запомните главное правило: интернет-маркетинг – это единая стратегия, где все инструменты работают в связке.

Выбираем формат сайта

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Есть два основных типа сайта: лендинг (одностраничный) и многостраничный. Выбирать формат следует, исходя из задач, потребностей целевой аудитории и количества предоставляемых товаров/услуг.

Лендинг подойдет компаниям, цель которых – создать посадочную страницу под конкретный продукт, событие или услугу. Например, для рекламы курса или конференции, анонса нового смартфона, внедорожника и т.д.

Помните: один лендинг – одна мысль. Если продукции много, лучше сразу делать многостраничник.

Немного про лендинг

Главное правило лендинга – линейность. Проще говоря, вся информация расположена на одной странице, на соседние пользователь перейти не сможет. Ваша задача – определить расположение информационных блоков на сайте. Наиболее важные должны быть наверху (демонстрация товара, кейсы, рекламные баннеры), менее значимые – внизу (отзывы, данные о компании и т.д.).

Линейная стратегия позволяет убедительно и лаконично преподнести потенциальному клиенту информацию о продукции. Например, пользователь переходит на сайт, видит информацию об услуге, тарифах и результатах, которых можно добиться. Далее знакомится с кейсами, методиками вашей работы, отзывами от действующих клиентов. На основе полученной информации потребитель закрывает собственные возражения, принимает решение, заполняет форму обратной связи и ждет звонок от менеджера.

Основная задача одностраничного сайта – привести клиента к целевому действию. Это может быть покупка, заявка, подписка на рассылку и т.д. Именно поэтому важно не перегружать лендинг и акцентировать внимание на конкретном товаре/услуге.

Как понять, подходит ли вам лендинг?

Определиться с форматом сайта вам поможет веб-студия или любой другой подрядчик. Но есть основные моменты, которые все же следует изучить перед тем, как обращаться за консультацией.

Вы можете рассмотреть лендинг, если:

  1. хотите привлечь аудиторию к онлайн ивентам или открытым мероприятиям;
  2. запускаете продажу информационно-образовательных продуктов;
  3. необходимо собрать заявки или увеличить продажи конкретного товара/услуги;
  4. создаете имиджевый ресурс с целью повышения репутации и доверия к бренду;
  5. продаете билеты на офлайн события – концерты, конференции, презентации и т.д.

Кстати! Если вы оказываете услуги в разных регионах, можно разработать мультилендинг, в котором информация будет меняться в зависимости от места проживания пользователя.

Поговорим о многостраничном сайте

Многостраничник – оптимальный вариант, если у вас большой каталог товаров или услуг. Такой сайт используется для сегментации разделов по определенным задачам. Опять же, одна страница – одна мысль.

Чаще всего многостраничные ресурсы включают в себя следующие страницы: главную, каталог, о компании, кейсы, отзывы, форму с контактными данными и бизнес-блог (создается, если вы хотите публиковать профильные статьи и новости о своей деятельности).

Получается, что вся информация на сайте будет логически структурирована и отвечать запросам пользователей, а также упростится навигация по ресурсу.

Итак, кому стоит присмотреться к многостраничному сайту?

  • Компаниям с большим и разносортным каталогом товаров и услуг;
  • Предпринимателям, которые хотят охватить сразу несколько сегментов ЦА;
  • Организациям, у которых существуют смежные направления;
  • Брендам, которые ожидают от клиентов совершение нескольких целевых действий.

Если у вас небольшой бизнес с точечным продуктом, лендинг станет оптимальным вариантом. Если вы владеете крупной компанией, лучше потратиться на многостраничный сайт, с помощью которого вы покажете аудитории весь спектр своей деятельности. Можно создать и лендинг, который будет выступать в качестве посадочной страницы для информирования пользователей о сезонных скидках, акциях и иных предложениях.

Обозначаем, какое место будет занимать сайт в воронке продаж

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Чтобы сайт приносил прибыль, необходимо изначально определиться, как пользователь будет на него переходить, что должно происходить после совершения целевого действия и т.д. Важно обозначить, с какой основой приходит к вам ЦА, чтобы удовлетворить ее потребности.

Заранее определяем роль визуала на сайте

Иногда сайт может базироваться преимущественно на тексте. Это актуально для таких сфер, как юриспруденция, медицина, консалтинг и т.д. Но, если вы продаете конкретную продукцию, без его визуальной демонстрации не обойтись. Лучше преждевременно позаботиться и сделать продающие фотографии, которые выгодно подчеркнут свойства товара, его внешний вид и другие аспекты.

Совет: избегайте стоковых картинок, которые давно стали антитрендом в веб-дизайне. Оригинальные изображения работают намного лучше, так как направлены на закрытие четких потребностей и вопросов пользователей. Если нужного визуала нет, создайте бриф для дизайнера, проведите созвон и объясните, какую концепцию вы хотите реализовать. Далее наймите хорошего фотографа или 3D-модельера.

Немного статистики

Согласно исследованиям, пользователю достаточно пары секунд, чтобы оценить дизайн сайта и понять, заинтересовал он его или нет. Чем современнее и привлекательнее ресурс, тем выше вероятность, что человек продолжит его изучать и дойдет до оффера. У сайта с трендовым и цепляющим визуалом гораздо больше шансов заполучить внимание потенциального клиента.

Bazaarvoice опубликовал данные, в которых прописано, что крутой дизайн может увеличить конверсию на 111%. Далее все предельно прозрачно: чем выше конверсия, тем больше продаж. Например, доходность от одного клиента способна повыситься до 170-180%.

Какие еще функции выполняет визуал?

Хороший дизайн поможет проработать узнаваемость вашей компании. Около 80% аудитории считают, что правильный визуал позволяет им найти и запомнить необходимый товар в интернете. Более того, свыше 90% пользователей признались, что классный дизайн сайта повышает доверие к бренду и его продукции. Короче, хорошая репутация = большие чеки.

А как создать визуальный стиль?

  1. Проанализируйте ЦА, ее предпочтения в рамках визуала. Помните, что ваши вкусы могут не совпадать со вкусами пользователей, это нормально. Ориентир берем на предпочтения клиентов. Всегда.
  2. Создайте единый визуальный стиль, опираясь на брендбук компании.
  3. Используйте тренды и актуальный дизайн, который впишется в специфику вашей организации.
  4. Подберите шрифты. Совет: используйте не более 2 шрифтов на сайте, так как это может негативно сказаться на общей стилистике ресурса. Также следите, чтобы выбранные вами шрифты сочетались между собой по толщине и засечкам.
  5. Сформируйте шаблоны в выбранном стиле для статей, карточек товаров и других информационных групп. Это позволит дизайнеру быстро подогнать контент под определенную тему.

Для чего это нужно?

Люди любят глазами. Логика простая: зачем мне изучать некрасивый и непроработанный сайт, когда у конкурентов все ярко, сочно и понятно? Вы же не будете покупать одежду в интернет-магазине, в котором некрасивые баннеры и неинформативный визуал (или он вообще отсутствует)?

Визуальная упаковка продукции должна быть «вкусной», особенно в e-commerce. Цепляющая картинка – это половина успеха продаж. В силу высокой конкуренции важно выделяться среди конкурентов и быть запоминающимся.

Анализируем положение компании на рынке

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Опять обращаемся к анализу целевой аудитории и конкурентов. Лучше доверить это опытным специалистам. Ваша же задача – в общих чертах понимать, кому вы продаете и на какие компании нужно ориентироваться. Эти данные необходимы для копирайтеров и дизайнеров, которые будут работать над вашим сайтом. Поговорим об этом подробнее.

Что по целевой аудитории?

Какая основная задача бизнеса? Правильно, привлечение клиентов. Как это сделать? Определить портрет потенциального покупателя, которому будет интересна ваша продукция. От этого зависит прибыль бренда и успех маркетинговой кампании.

Чтобы получить полную информацию о вашей ЦА, проведите комплексный анализ по следующему алгоритму.

1. Определите фокус компании.

  • Какие направления вы хотите охватить в своем бизнес-сегменте?
  • Что вы можете дать своим клиентам? В чем ваши сильные стороны и преимущества перед конкурентами?
  • В каких нишах конкуренция минимальна, но есть активный рост спроса на товары/услуги?
  • Какой формат работы и продаж будет наиболее эффективен в вашей отрасли?

2. Создайте портрет идеального покупателя

Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Кто такой ваш клиент? Что он из себя представляет?
  • Определите его основные характеристики: пол, возраст, география, уровень дохода и т.д.
  • Какие увлечения и потребности у вашего потенциального покупателя? Чем он интересуется?
  • Насколько он чувствителен к маркетинговому влиянию?

Примечание: если клиент негативно относится к вашей компании по каким-либо причинам, он не купит ваш продукт, каким бы крутым он не был. Например, если человек не любит продукцию Адидас, но ему нужен спортивный костюм, он пойдет и купит его в магазине Найк. И не важно, что у вас скидки и выгодные предложения. Адидас ему не нравится, и все тут.

  • В чем ценность вашего продукта/услуги для ЦА? Как вы сможете решить ее проблемы? Какие ключевые особенности у товара, которые вы можете осветить на сайте для привлечения пользователей?
  • По каким критериям человек будет искать нужный ему продукт? Как зацепить его внимание?

Помните: чем лучше вы изучите потребности покупателя, тем полезнее для него будет контент на сайте.

Собрать более подробный портрет клиента вам помогут:

  • Кастдев с действующими или бывшими покупателями бренда;
  • Интервью с потенциальной целевой аудиторией;
  • Опросники и тесты, комментарии в тематических группах и форумах;

  • Отзывы о продукции.

Для чего нужен идеальный портрет клиента?

Ideal Client Profile или ICP – это тот самый костяк, от которого будет зависеть успех вашего бренда, стратегия создания контента, продвижения и привлечения новых лидов на сайт.

Создание ICP даст вам несколько преимуществ:

1. Позволит направить ресурсы на привлечение только целевых лидов.

Результат маркетингового продвижения зависит от того, насколько точно вы составили портрет ЦА. С его помощью вы сможете лучше определять и привлекать потенциальных клиентов, которые готовы у вас покупать. При этом затраты на рекламные инструменты будут меньше.

2. Продлит LTV

LTV – это прибыль, которую приносит вам покупатель за весь период сотрудничества. Определив ключевые боли пользователя, вы сможете удовлетворить его потребности через контент и предлагаемые товары или услуги.

3. Увеличит число положительных отзывов и рекомендаций.

Клиенты, которые вписываются в портрет вашей ЦА, с большим энтузиазмом оценят ваше коммерческое предложение и получат реальную пользу от продукта/услуги. Удовлетворенный пользователь с радостью оставит положительный отзыв и порекомендует бренд своим знакомым. Тут действует принцип сарафанного радио, который, кстати, до сих пор успешно работает.

Анализируем рынок и ниши

Перед созданием сайта определите уровень конкуренции в выбранной нише.

Обратите внимание, что онлайн и офлайн-конкуренты разнятся между собой. Поэтому сосредотачиваем все силы на первой категории.

Какие категории охватывает анализ конкурентов?

  • Продукцию с высокой маржинальностью и спросом, которые смогут повысить вашу прибыль;

  • Рыночную долю, которую заняли компании-конкуренты;
  • Маркетинговые стратегии и каналы, которые используют другие бренды для продвижения своих товаров и услуг;
  • Преимущества вашей компании и продукции, которые смогут выделить вас среди конкурентов;
  • Ваши слабые стороны, которые могу помешать продвижению в e-commerce;
  • Проблемы и потребности потенциальных клиентов, от которых зависит объем продаж.

Анализируем конкурентов

Компании, которые уже давно существуют на онлайн рынке, успели пройти тернистый путь. Они методом проб и ошибок выработали действующие стратегии. Ваша задача – проанализировать их опыт, чтобы сэкономить время и деньги.

Чем поможет поисковой анализ конкурентов?

  • Определит, чем занимаются конкуренты в интернете, какие страницы сайта получают хороший трафик, по каким запросам они находятся в ТОПе выдачи и т.д.;
  • Покажет, какую долю рынка занимают конкуренты и ваша компания (данные приблизительные, но с их помощью можно получить представление о сложившейся ситуации);
  • Выявит сильные и слабые стороны брендов в вашей нише, которые можно использовать в собственных целях;

  • Позволит обозначить пул задач, которые следует выполнить в первую очередь;
  • Оценит необходимые работы по продвижению, примерный бюджет на реализацию стратегии, сроки выхода на лидирующие позиции и т.д.

Проводим интервью с отделом продаж

Важно понять, какой путь проходит клиент, начиная со знакомства с компанией, заканчивая покупкой. Какие возражения возникают в ходе принятия решения, как отдел продаж их отрабатывает, какие страхи оттягивают сделку, какие вопросы обычно задают касаемо вашей продукции? На основе полученных данных составьте подробный бриф, он поможет грамотно преподнести ценность предложения через контент на сайте.

Подбираем лучшие кейсы

Чек-лист для бизнеса: что нужно сделать перед началом разработки сайта

Проведите интервью с действующими специалистами, которые работали над проектами. Соберите подробную информацию, через которую можно транслировать экспертность и полезность бренда для покупателя. Лучше предоставить как можно больше данных копирайтеру, чтобы он красиво упаковал их в кейсы.

Совет: если на старте у вас нет денег на полноценный контент-маркетинг – пишите кейсы. Это прямой ключ к целевым лидам. Да, трафик они принесут не такой большой, как экспертные статьи. Однако его качество будет на голову выше.

Также не забывайте про причинно-следственную связь. Каждый раздел в кейсе необходимо пояснять. «Почему мы сделали так, а не по-другому?». «Каких результатов добились? Вот вам статистика и графики». Вы пишете текст для клиентов, поэтому главный критерий – это польза.

Кстати, многие агентства допускают подобную ошибку, от чего кейсы выглядят как пестрая и безосновательная похвала. Делаем выводы.

Назначаем специалиста для проекта

Несмотря на то, что разработкой сайта занимаются сторонние специалисты, заказчик (то есть вы) должен осуществлять регулярный контроль процесса. Что нужно делать? Предоставить бриф, собрать контент, внести правки и т.д. Если в компании сложная иерархия, лучше назначить сразу несколько специалистов для конкретных задач. Это позволит сократить время на согласование и не сорвать сроки.

Помните, что сотрудники, которых вы ставите ответственными, должны иметь полномочия на самостоятельное принятие решений и хорошо разбираться в продукции компании.

Выбираем доменное имя для сайта

Доменное имя – уникальный адрес сайта в интернете. Чем он проще и понятнее, тем лучше. Чаще всего в качестве доменного имени выступает наименование компании или сфера деятельности.

Важно: ссылка на сайт должна олицетворять пользователям ваше направление. Они должны понимать, чем вы занимаетесь и что продаете.

Доменное имя включает в себя несколько слов, которые пишутся слитно, через точку или тире. Адрес должен быть уникальным, совпадение с другими компаниями запрещено.

Формируем актуальный прайс

Соберите прайс-лист на ваши товары/услуги, определитесь, какие акции и скидки будут действовать на момент выпуска ресурса, проработайте бонусную или программу лояльности (если она необходима). Сайт без цен – плохой сайт. Неизвестность отпугивает покупателей даже больше, чем триггерные фразы «Ответили в Direct». Если четкие расценки предоставить невозможно (например, как в случае с установкой окон или строительством домов), обозначьте минимальную или среднюю стоимость «от N рублей». Еще один вариант – онлайн-калькулятор.

Заполняем первичный бриф

Перед началом работы с исполнителем вам придется заполнить бриф. В нем нужно ответить на общие вопросы о вашей компании, чтобы специалисты смогли подробно ознакомиться с ее деятельностью. На каждый пункт давайте максимально развернутое описание, чтобы редакторы и дизайнеры смогли углубиться в проект и удовлетворить как ваши ожидания, так и потребности целевой аудитории.

Можно ли пропустить эти шаги?

Скажем так, конца света от этого не случится. Заниматься сбором и анализом информации можно параллельно с разработкой. Главное – обсудить данный момент с исполнителем и наладить процесс согласования, чтобы не сорвать сроки.

33
Начать дискуссию