M&A: зачем компаниям объединение
M&A — сделки по объединению компаний. Аббревиатура расшифровывается как mergers & acquisitions — «слияния и поглощения». Например, M&A-сделкой можно назвать покупку структурой X5 Group торговой сети «Виктория». Я, Сергей Терёшкин, вместе с Антоном Петровым, инвестором и основателем «Петрофф-Аудит», рассказываем о современных M&A-сделках в России.
Что такое M&A
M&A, Mergers & Acquisitions, — это сделки по слиянию и поглощению, в результате которых на рынке образуются более крупные компании.
В основе сделки M&A лежит стремление бизнеса к развитию. Но чтобы эта цель действительно была достигнута, а сделка оказалась выгодной, необходимо провести многоэтапную процедуру тщательной оценки приобретаемых или объединяемых активов, учесть все ключевые риски, а затем выполнить плавную взаимную интеграцию юридических лиц.
Представим, что владелец бизнеса провел аудит собственных бизнес-процессов, на основе анализа выполнил автоматизацию, улучшил их и доработал. M&A-сделки для такого предприятия — это один из способов развиваться. Для этого владелец бизнеса оценивает потенциальный рынок компаний. Важно понять, что дает компании покупка другого предприятия. Например, у стартапа есть технологии, которые помогут расширить клиентскую базу и увеличить средний чек.
Необходимо, чтобы M&A-сделки эффективно решали уже поставленные цели в стратегии развития компании.
Виды M&A
Горизонтальные сделки происходят между предприятиями, которые выпускают одинаковые продукты или услуги. Такие сделки помогают расширить ассортимент и рынки сбыта, увеличить конкурентоспособность.
Вертикальный процесс поглощения и слияния подходит для фирм со схожей, но не одинаковой сферой деятельности. Например, Илон Маск для компании Tesla покупает месторождение лития, который необходим в производстве батарей для электрокаров.
Такая M&A-сделка позволит производителю автомобилей не зависеть от поставщиков и снизить себестоимость продукции.
Параллельные M&A — объединение компаний, выскаемая продукция которых взаимосвязана. Например, производитель компьютеров объединяется с производителем операционной системы.
Нужен ли перед M&A аудит бизнеса и как его проводить?
Да, он необходим. После определения потенциального списка компаний, с которыми можно провести M&A-сделку, нужна процедура due diligence. Проверки могут быть на нескольких уровнях: финансовом, налоговом, операционном, культурном ( если культурный код важен).
Получить больше информации можно, посмотрев интервью с Антоном Петровым по ссылке и в его тг-канале.
__________
Сергей Терёшкин, предприниматель и бизнесмен. Основатель группы компаний «Ойл Ресурс Групп». Входящая в нее компания «Орг-Зерно» экспортировала зерно в страны СНГ, а «Орг-Экспорт» поставляла нефтепродукты в страны СНГ, ОАЭ, Иран, Индию. После успешного вывода компании на размещение облигаций Сергей принял решение продать ее и сосредоточиться на развитии сырьевого маркетплейса.
Сейчас компании Сергея занимаются поставками зерна и нефтепродуктов по России, а также в страны СНГ, Азии и Африки. Сопровождают сделки по купле-продаже нефтепродуктов и нефтехимии.
чтобы создавать монополию?