«Существуют два пути, по которым идут компании. Первый, традиционный путь, когда компании хотят заключить одну-две крупные сделки и за счет этого расширить свой бизнес. А другой способ — компания системно выстраивает процесс M&A, анализирует, покупает предприятия. В этом случае число сделок в год может доходить до пяти. Так компания растет два раза быстрее, чем бизнес с традиционной моделью. Например, Salesforce постоянно использует M&A в своей работе, непрерывно развивается.
Еще существует вариант внутреннего развития. Сейчас на российском рынке много компаний — внутренних акселераторов, которые выращивают свои стартапы.
Поэтому все начинается с разработки стратегии на уровне владельцев бизнеса. Тут важно ответить на вопрос: мы хотим развивать систему на перспективу или использовать разово?
Важно изучить чужой опыт. Всегда существуют компании, которые уже выбрали и прошли тот или иной вариант развития. И у них есть свои методы и инструменты, основанные на их успешном опыте. Иногда проще чужой опыт купить»,
— Антон Петров, инвестор и основатель «Петрофф-Аудит».
чтобы создавать монополию?