{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

M&A: зачем компаниям объединение

M&A — сделки по объединению компаний. Аббревиатура расшифровывается как mergers & acquisitions — «слияния и поглощения». Например, M&A-сделкой можно назвать покупку структурой X5 Group торговой сети «Виктория». Я, Сергей Терёшкин, вместе с Антоном Петровым, инвестором и основателем «Петрофф-Аудит», рассказываем о современных M&A-сделках в России.

Что такое M&A

M&A, Mergers & Acquisitions, — это сделки по слиянию и поглощению, в результате которых на рынке образуются более крупные компании.

«Если проанализировать мировой рынок M&A, сейчас наблюдается трехлетний спад. По итогам 2023 года глобальный рынок M&A впервые упал ниже 3 триллионов долларов. И составил 2,9 триллиона. В России мы же видим другую тенденцию. За прошедший год в нашей стране было совершено примерно 536 сделок. Суммарный объем сделок вырос с 42 миллиардов долларов до 50 миллиардов. У нас наблюдается контртренд»,

— Антон Петров, инвестор и основатель «Петрофф-Аудит».

В основе сделки M&A лежит стремление бизнеса к развитию. Но чтобы эта цель действительно была достигнута, а сделка оказалась выгодной, необходимо провести многоэтапную процедуру тщательной оценки приобретаемых или объединяемых активов, учесть все ключевые риски, а затем выполнить плавную взаимную интеграцию юридических лиц.

Представим, что владелец бизнеса провел аудит собственных бизнес-процессов, на основе анализа выполнил автоматизацию, улучшил их и доработал. M&A-сделки для такого предприятия — это один из способов развиваться. Для этого владелец бизнеса оценивает потенциальный рынок компаний. Важно понять, что дает компании покупка другого предприятия. Например, у стартапа есть технологии, которые помогут расширить клиентскую базу и увеличить средний чек.

Необходимо, чтобы M&A-сделки эффективно решали уже поставленные цели в стратегии развития компании.

Виды M&A

Горизонтальные сделки происходят между предприятиями, которые выпускают одинаковые продукты или услуги. Такие сделки помогают расширить ассортимент и рынки сбыта, увеличить конкурентоспособность.

Вертикальный процесс поглощения и слияния подходит для фирм со схожей, но не одинаковой сферой деятельности. Например, Илон Маск для компании Tesla покупает месторождение лития, который необходим в производстве батарей для электрокаров.

Такая M&A-сделка позволит производителю автомобилей не зависеть от поставщиков и снизить себестоимость продукции.

Параллельные M&A — объединение компаний, выскаемая продукция которых взаимосвязана. Например, производитель компьютеров объединяется с производителем операционной системы.

«Существуют два пути, по которым идут компании. Первый, традиционный путь, когда компании хотят заключить одну-две крупные сделки и за счет этого расширить свой бизнес. А другой способ — компания системно выстраивает процесс M&A, анализирует, покупает предприятия. В этом случае число сделок в год может доходить до пяти. Так компания растет два раза быстрее, чем бизнес с традиционной моделью. Например, Salesforce постоянно использует M&A в своей работе, непрерывно развивается.

Еще существует вариант внутреннего развития. Сейчас на российском рынке много компаний — внутренних акселераторов, которые выращивают свои стартапы.

Поэтому все начинается с разработки стратегии на уровне владельцев бизнеса. Тут важно ответить на вопрос: мы хотим развивать систему на перспективу или использовать разово?

Важно изучить чужой опыт. Всегда существуют компании, которые уже выбрали и прошли тот или иной вариант развития. И у них есть свои методы и инструменты, основанные на их успешном опыте. Иногда проще чужой опыт купить»,

— Антон Петров, инвестор и основатель «Петрофф-Аудит».

Нужен ли перед M&A аудит бизнеса и как его проводить?

Да, он необходим. После определения потенциального списка компаний, с которыми можно провести M&A-сделку, нужна процедура due diligence. Проверки могут быть на нескольких уровнях: финансовом, налоговом, операционном, культурном ( если культурный код важен).

«И на мировом рынке, и в России оценки упали. Фаундеры поднимали деньги в последний раз в 2020-2021 году, и не готовы поднимать уже по более низким оценкам. Хотя мы понимаем, что конъюнктура изменилась: инфляция, рыночные ставки стали другими. Поэтому сейчас при оценке используется доходный метод, когда определяется стоимость компании»,

— Антон Петров, инвестор и основатель «Петрофф-Аудит».

Получить больше информации можно, посмотрев интервью с Антоном Петровым по ссылке и в его тг-канале.

__________

Сергей Терёшкин, предприниматель и бизнесмен. Основатель группы компаний «Ойл Ресурс Групп». Входящая в нее компания «Орг-Зерно» экспортировала зерно в страны СНГ, а «Орг-Экспорт» поставляла нефтепродукты в страны СНГ, ОАЭ, Иран, Индию. После успешного вывода компании на размещение облигаций Сергей принял решение продать ее и сосредоточиться на развитии сырьевого маркетплейса.

Сейчас компании Сергея занимаются поставками зерна и нефтепродуктов по России, а также в страны СНГ, Азии и Африки. Сопровождают сделки по купле-продаже нефтепродуктов и нефтехимии.

0
1 комментарий
Павел Блахин

чтобы создавать монополию?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда