Консалтинг - путь к вершине или деньги на ветер?

Консалтинг на слуху уже не меньше 20 лет, но многие до сих пор считают его очередным стереотипным атрибутом миллениалов наряду со смузи и рафом на безлактозном молоке, а профессия “консультант” ассоциируется только с навязчивым продавцом в магазине.

Действительно - с чего вдруг суровым нефтяникам или прошедшим суровые девяностые бизнесменам прислушиваться к офисным хипстерам, которые учат их, как правильно вести дела? Но в последние годы рынок конкретно штормило - это заставило даже прожженных консерваторов менять свою точку зрения и понимать, что консалтинг - вовсе не мода, а самая настоящая необходимость.

Почему консалтинг популярен?

Небезызвестная ковидно-санкционная ситуация последних лет не обошла стороной никого - кому-то просто изрядно потрепала нервы, а у кого-то надолго выбила почву из-под ног. Кризис привел к тому, что даже самые надежные, годами проверенные решения перестали работать. Чтобы устоять, нужно мыслить принципиально по-новому и использовать новые инструменты - именно таким и стал консалтинг.

Так чем вообще занимаются консультанты? С головой погружаются в ваш бизнес, наизнанку выворачивают производственные процессы, выдергивают сотрудников на интервью и отвлекают их от важных дел. Зачем? Чтобы понять, что вы делаете не так, где у вас проблемы, а где - возможности, которые вы не используете. А это помогает выработать новые решения, которые помогут стать лучше именно вашему конкретному бизнесу - никаких обобщенных советов, только четкий пошаговый план действий.

“Но ведь у нас целый штат своих специалистов, которые годами, а то и десятилетиями работают на компанию и знают каждый “кирпичик” нашего бизнеса. Почему бы не обратиться к внутренним ресурсам, которые мы сами взрастили, зачем нанимать кого-то со стороны?” - спросите вы. Именно это мнение со стороны - одна из причин популярности консалтинга. Бизнесу нужен свежий, незамыленный взгляд, который сможет выявить возможности, которые могут в упор не замечать даже самые лучшие эксперты из штата компании. А еще так гораздо проще говорить о проблемах - до сих пор далеко не каждый сотрудник сможет прийти к руководителю и заявить: “А вы неправильно управляете!”. Консультант в этом смысле - как “безжалостный” врач: сначала сделает больно, чтобы потом было хорошо.

Опыт крупных брендов

Откроем секрет - консалтингом пользуются все известнейшие бренды, причем и зарубежные, и отечественные. Среди них - и представители инновационного бизнеса, и консерваторы из тех сфер, кто еще недавно с подозрением и недоверием косился в сторону новомодной профессии консультанта. Кроме этого, консалтингом пользуются даже госучреждения - например, Почта России или Министерство энергетики. Вот еще несколько примеров:

  • Роснефть;
  • Газпромбанк;
  • Сколково;
  • РЖД;
  • Лукойл.

Но в последнее время консалтинг перестал быть прерогативой сильных мира сего - теперь к нему обращаются представители среднего и даже малого бизнеса. Чаще всего предприниматели хотят прокачаться в антикризисном управлении и сделать свою компанию более устойчивой к изменчивому миру. Также среди них популярен запрос на креативные решения и личностный рост топ-менеджеров - как владельцев бизнеса, так и директоров.

Чем занимается консалтинг

Консалтинг помогает бизнесу адаптироваться под изменения рынка, развиваться и масштабироваться. Для каждой компании подбирается индивидуальный план действий, который поможет приблизиться к мечте “стать лучшим”. Вот для чего к консультантам обращаются чаще всего:

• открыть перед собой новые бизнес-горизонты - запустить новинки, освоить новые рынки, оптимизировать рабочие процессы и разработать решения, которые помогут тратить меньше, а зарабатывать больше;

• глубоко проанализировать рынок и разработать стратегию управления компанией в кризис, научиться предсказывать риски и избегать худших сценариев;

• стать не просто злым начальником, а настоящим лидером - выбрать идеальный стиль управления для себя и для топ-менеджмента;

• прокачаться в продажах - провести тренинги, разработать новые скрипты, выработать стратегию взаимодействия с аудиторией, чтобы клиенты уходили от вас довольными и обязательно возвращались;

• правильно распоряжаться специалистами - сделать так, чтобы они не растрачивали свой талант на неподходящей должности, а находили то место, где они могут реализоваться по максимуму;

• улучшить микроклимат в коллективе, повысить мотивацию и вовлеченность, чтобы на вас работали по любви, а не “за кусок хлеба” - от развития корпоративных ценностей и прививания сотрудникам гордости за родную компанию до программы корпоративов, которые помогут расслабиться и “прочистить мозги”;

• сосредоточиться на кадрах - провести индивидуальные тренинги для персонала, чтобы помочь им реализовать профессиональные амбиции и освоить технологии, которые помогут им стать сильными профи.

Как не потратить деньги на ветер

Скажем честно: консалтинг - не панацея и он вполне может стать пустой тратой денег. Это происходит в двух случаях. Во-первых, если вы сами не знаете, для чего вам это нужно и обращаетесь в консалтинговую компанию просто потому, что это модно или так уже сделали все ваши приятели по бизнес-клубу. Во-вторых, если вы неправильно выберете консультанта - например, он плохо разбирается именно в вашем направлении бизнеса или попросту некомпетентен.

Как не потратить деньги на ветер?

Определите свои цели. Нужно понять, в какую сторону вы хотите развиваться и что вы хотите “подтянуть”, а еще решить, какой результат вы хотите получить и как будете его отслеживать, чтобы не пришлось измерять прогресс “в попугаях”.

Тщательно выбирайте консультанта. Хорошие отзывы и наличие кейсов в вашей сфере - это необходимый минимум. Если вы уже давно сотрудничаете и выполняете все предписания, а результата нет, не стоит ждать, что вы еще чуть-чуть потерпите, а потом все наладится. Меняйте консалтинговую компанию.

Не ждите, что все сделают за вас, а вы будете отдыхать и грести деньги лопатой. Консультанты выявляют ошибки в управлении, разрабатывают стратегию развития, дают советы, но их реализация - задача бизнес-лидера. Заранее готовьтесь к тому, что придется усердно поработать.

Итак, консалтинг создан вовсе не для того, чтобы трудоустроить амбициозных офисных хипстеров и дать им возможность поучить жизни опытных бизнесменов. Он может стать глотком свежего воздуха и толчком для развития бизнеса. Но ничего не получится, если вы сами не знаете, для чего вам консалтинг и просто стараетесь следовать моде или ждете, что консультант решит все проблемы за вас.
Понравилась статья? Читайте больше в ВК сообществе Консалтинговой Группы "Гебель". Пишем про консалтинг в промышленности, обсуждаем право, кадровые и налоговые вопросы. Ссылка:

107107 показов
4545 открытий
Начать дискуссию