Полвека перерождения: как богатая Венесуэла скатилась в крайнюю бедность?

Часто в богатых ресурсами странах большинство населения живёт на грани нищеты. Пример тому — Венесуэла, страна-близнец России.

Ещё 50 лет назад эта страна вызывала восхищение по всему миру по количеству благ, которые она предоставляла населению. Тогдашнего президента Уго Чавеса считали спасителем Венесуэлы и творцом латиноамериканского социализма.

К концу его правления 80% населения жило за чертой бедности. Богатые становились богаче, а бедные – беднее. Как это возможно в социалистической стране?

Нефтяная игла Венесуэлы

В 20 веке Венесуэла превратилась из беднейшей страны Латинской Америки в одну из самых богатых стран мира. В 1970 году Венесуэла вошла в двадцатку самых богатых стран мира. ВВП на душу населения был выше, чем в Испании или Израиле.

Взрывной рост цен на природные ресурсы пришёлся на правление Уго Чавеса, который правил страной 14 лет. К моменту его смерти в 2013 году нефть стоила $111 за баррель, что в 10 раз выше исторического максимума в 1998 году, когда топливо продавалось по $10, 53 за баррель.

Венесуэла полна природных ресурсов, которые можно было выгодно продавать или даже дарить за рубеж. Это помогло Чавесу наполнить государственную казну и подкрепить свой авторитет на мировой арене.

Обрушившиеся богатства создали для правительства иллюзию вечности «нефтяного рая». На случай спада на рынке запасов не производилось. Чавес реструктурировал экономику под социалистические цели.

Чавеса называют «последним социалистом 21 века». Он осуждал «дикий неолиберальный капитализм» и прославлял кубинский социализм как «море счастья». Свой путь к социализму он видел через полный контроль рынка со стороны государства.

Как нефть стала делом политическим

Не стоит наивно полагать, что в эпоху высоких цен на нефть государство даст просто зарабатывать деньги нефтедобывающей компании. Уже в 1976 году нефтяная промышленность была национализирована и объединена в Petroleos de Venezuela, SA (PDVSA). Распоряжаться ей стали политические элиты.

Изначально компания была достаточно независимой. Это не понравилось новому лидеру Уго Чавесу. В 2002 году он изменил топ-менеджмент фирмы, посадив туда своих политических союзников и генералов без опыта управления бизнесом.

Вмешательство Чавеса в жизнь компании не понравилось даже рядовым работникам. Они объявили забастовку. Чтобы подавить восстание рабочих, правительство уволило 19 000 бастовавших и объявило их «врагами народа».

В 2006 году министр энергетики Рафаэль Рамирес, вошедший ранее в совет директоров PDVSA, приказал рабочим поддержать Уго Чавеса на выборах и пригрозил уволить за неповиновение.

— Рабочие PDVSA с нашей революцией, а те, кто не с ней, должны идти в другое место. Езжайте в Майами.

Уго Чавес

Прибыль компании использовалась для финансирования программ социального обеспечения, поддержки компаний на грани банкротства, строительства домов для бедных. Госкорпорация поставляла малообеспеченным семьям США нефть по цене на 40% ниже рынка.

Когда Чавес пришёл к власти, более 50% прибыли от добычи нефти доставались правительству. К моменту его смерти в 2013 году, государство получало до 90% доходов от нефтяной промышленности.

Как социализм убивал экономику Венесуэлы

Уго Чавес продолжил политику вмешательства в рынок и сделал несколько шагов, которые позже довели компании по всей стране к объективному банкротству:

  • Сделал цены на товары директивными — их назначало правительство. Многие товары продавались ниже себестоимости.
  • Назначил уголовную ответственность для руководителей компаний, которые ставят цену на товары, отличную от фиксированной, которую назначило правительство.
  • Запретил массовые увольнения работников для предприятий, оказавшихся на грани банкротства.

Продолжалась национализация бизнеса. К 2008 году каждый третий венесуэлец работал в госструктурах или на государственную компанию.

Доходы государства шли на поддержку бедных, финансирование разорившихся фирм. Поклонники Уго Чавеса считали происходящее социалистическим чудом.

Преемник Чавеса, действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро, продолжил национализацию. Однако, чудо уже прекращалось: обвал цен на нефть не позволил государству столь же щедро поддерживать бедных, платить субсидии обанкротившимся предприятиям и дарить льготы за границу.

Падение венесуэльского Эдема

В 2016 году цена на нефть варьировалась между 27 и 57 долл. за баррель. Это в разы меньше, чем в 2013 году. В стране не было финансовой «подушки безопасности» и сфер экономики, которые могут предложить для экспорта что-то кроме подешевевших природных ресурсов.

Инфляция в 2016 году достигла 225%, а через 2 года — 14 000%. С 2016 по 2017 год продовольственная корзина поднялась в цене на 481%.

Венесуэла не справлялась с нагрузкой по печати купюр. Каждые 2 недели в страну прилетал Боинг из Германии, заполненный деньгами.

Специалистов для восстановления бизнеса не хватало. До 2014 года из Венесуэлы уехало 1,2 миллиона высококлассных специалистов разных профилей.

В марте 2017 года на слушаниях в подкомитете США по Западному полушарию профессор Джорджтаунского университета Гектор Шамис заявил, что 82% венесуэльцев живут в бедности, 52% из них находятся в крайней нищете.

На 2021 год, треть населения страдала от голода. Для покупки вещей люди были вынуждены отстаивать очереди или платить втридорога на чёрном рынке. Дефицит распространялся на товары первой необходимости: из-за нехватки средств личной гигиены женщинам приходилось стирать прокладки и повторно их использовать.

Венесуэла в октябре 2023 возглавила рейтинг стран с самой высокой годовой инфляцией в мире – там цены выросли на 317%.

В 2023 году бедность продолжала “влиять на население в целом”, учитывая, что из 28,8 миллиона человек, проживающих в Венесуэле, 94,4% живут в бедности.

Страна богатая, а люди бедные — как так?

Журналисты проекта "Форточка в мир" предположили, почему в богатых ресурсами странах столь бедное население.

22
реклама
разместить
1 комментарий

Звучит мрачновато, учитывая схожесть по многим позициям.

1