Как стать успешным коммуникатором
Ежедневно на нас сыпятся тысячи сообщений в мессенджеры, на работе — бесконечные встречи, созвоны, обсуждения. Все это требует энергии, сил и без хороших навыков коммуникации никак не обойтись. Прежде чем говорить о навыках хорошего коммуникатора, начнем с основ.
Американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии, Чарльз Дахигг выделяет 3 типа коммуникации:
- практическая коммуникация: когда двое обсуждают планы, текущие задачи, решают насущные вопросы
- эмоциональная коммуникация: когда кто-то высказывает свою точку зрения, делится эмоциями и ждет поддержки, одобрения от другого
- социальная коммуникация: когда и как мы общаемся с внешним миром, в том числе и в социальных сетях.
Все три типа коммуникации абсолютно разные. Важно их различать и понимать, когда нужно включать какой из них.
Допустим, близкий человек делится с вами своими переживаниями о несостоявшемся проекте на работе (тип коммуникации #2). Ваша реакция очевидна: нужно разобраться в причинах провала и дать практические советы, как исправить ситуацию (тип коммуникации #1). В этот момент, как правило, случается конфликт. Просто потому, что вы оказались не на одной волне, не распознали тип коммуникации вашего собеседника. И как следствие — провал.
Способность понимать, анализировать, контролировать и управлять эмоциями называется эмоциональным интеллектом. Для краткости используется аббревиатура EQ — «emotional quotient». Понятие появилось еще в далеком 1920м году, ввел его Эдвард Ли Торндайк в своей работе “социальный интеллект”. Далее идею подхватили и особенно активно развивали в 80е и 90е годы XX столетия.
Этот навык можно и нужно тренировать. Есть несколько этапов:
- Учитесь осознавать свои эмоции в моменте, и что именно вас триггерит, какие слова или действия собеседника. Полезно будет мысленно поставить себя на его место и постараться понять, какие эмоции сейчас испытывает он.
- Сдерживайте свои эмоции, не идите у них на поводу. С этим обычно сложно. Если не получилось — тогда переходим к пункту 3.
- Несите ответственность за свои поступки, совершенные под действием эмоций, и умейте признавайте ошибки.
Фиксируйте свои ощущения и анализируйте, что вы сделали на этот раз, чтобы было по-другому, удалось ли сдержаться?
Если да- то вы на полпути к успеху. Вторым по важности компонентом успешной коммуникации является то, как собеседник оценивает ваши навыки общения.
Для многих таким показателем является качество вопросов, которые вы задаете, а также готовность услышать ответ, какой бы он ни был. Ведь только с помощью глубинных вопросов можно разобраться в причинах поступков, истинных ценностях и мотивах.
Например, при знакомстве с новым человек поинтересуйтесь не только, где он учился и какая у него специальность, а спросите про его впечатления и самые яркие воспоминания, связанные с учебным заведением. Так вы раскроете собеседника с эмоциональной точки зрения, «растопите лед» и сможете понять, что на самом деле ценно для него.
Для продакт менеджера навык коммуникации является критическим. Умение слышать, принимать и понимать позицию пользователя, стейкхолдера и бизнеса — комбо, благодаря которому складывается полноценная картинка и стратегия развития продукта.
Custdev интервью с пользователями предполагают глубинные вопросы. Поверхностное “нравится/не нравится” не имеет отношения к исследованию продукта. Есть разные техники проведения интервью, но смысл один — задавать вопросы так, чтобы собеседнику хотелось делиться с вами информацией.
Для еще более глубокого погружения в тему успешной коммуникации рекомендую посмотреть интервью Чарльза Дахигга на канале Standford Graduate School of Business (в оригинале).
В интервью автор также делится лайфхаками, как коммуницировать в конфликте, объясняет, почему важно задавать follow-up вопросы и учиться сторителлингу.