Винный туризм – это повод для национальной гордости

В 2023 году «Фанагория» произвела более 1,6 млн дал тихих вин, более 284 тыс. дал игристых вин, а также более 64 тыс. дал виноградных водок и 119 тысяч дал коньяков, сохранив объем выпуска продукции на уровне 2022 года. О том, каковы прогнозы на 2024 год, в интервью газете Wine Weekly рассказала заместитель генерального директора по маркетингу винодельни «Фанагория» Анастасия Шамрицкая.

Анастасия Шамрицкая 
Анастасия Шамрицкая 

Планируется ли увеличение объемов производства? Если да – то в каких категориях?

– При благоприятных рыночных условиях в 2024 году компания планирует выпустить около 2,4 млн дал продукции. Основная стратегия «Фанагории» уже несколько лет – это расширение ассортимента премиальных продуктов. И с 2005 года, когда родилось наше первое премиальное вино, виноград для которого был собран только с определенного участка, мы достигли серьезных результатов.

В настоящее время уже более 30% нашей продукции можно отнести к премиум-сегменту. И кстати, в объеме продаж 2023 года среди российских вин с ценой выше 800 рублей на полке – вина «Фанагории» занимают почти 15%. Для компании с историей развития более чем полвека – это большой шаг.

В нашем ассортиментном портфеле есть много достойных выдержанных вин, которые, по оценкам экспертов, имеют отличный потенциал для длительной выдержки. И совсем недавно мы подтвердили это на дегустации коллекционных вин России, организованной RATINGTELLING в рамках выставки FoodExpo. Там наше вино 2008 года было названо лучшим в категории красных сухих вин. Поверьте, нашей команде есть чем удивить и есть чем гордиться.

«Фанагория» – это не один завод, а четыре: мы выпускаем тихие, игристые вина, крепкий алкоголь, который во многом уникален для России. К лету появятся новое игристое и легкие, питкие вина. Также в этом году выпустим продукты для молодежной аудитории совсем в новом для нас формате упаковки.

Мы активно расширяем и ассортимент безалкогольной продукции. В винотеках розничной сети «Фанагория» можно приобрести натуральные виноградные моносортовые соки (возрождаем нашу славную историю, когда фанагорийские соки поставлялись на Олимпиаду и Фестиваль молодежи), сиропы, уксусы винные и бальзамические. Наращиваем собственное производство масла из виноградной косточки. И наши покупатели этим довольны. Представьте летний овощной салат с сыром или креветками, заправленный ароматным виноградным маслом под бокал белого легкого вина? Что может быть лучше? Только то же самое между двумя морями – Черным и Азовским, там, где и находятся «Фанагория» и наш ресторан «Каберне».

– В 2023 году фирменная сеть винотек «Фанагории» выросла до 180 торговых точек в разных регионах страны. Сколько из них принадлежат вашей компании, и сколько работает по франчайзингу? Каковы планы по развитию сети на этот год?

– В 2023 году было открыто 10 собственных магазинов. А в рамках развития франчайзинга – 20 винотек, в том числе несколько на Дальнем Востоке. Мы продолжаем активно развивать нашу сеть, чтобы широкий ассортимент качественных продуктов «Фанагории» был доступен потребителям в разных регионах страны.

На этот год запланировано открытие около 15 собственных винотек и около 25 – партнерских. География – от Северо-Запада до Урала. Но важно не само по себе открытие новых торговых точек, а то, что винотеки «Фанагория» становятся местом, где можно не просто приобрести вино к ужину или к особому случаю, в подарок. Здесь хранится часть души и труда всего коллектива большой компании. Ведь прежде чем каждая из бутылок, представленных в наших магазинах, появится на полке – над ее созданием трудится очень много людей. Они занимаются выращиванием саженцев в собственном питомнике, заботятся о винограде, создают вина, оберегают их во время созревания в бочках (кстати, у нас ведь еще и своя бондарня, где делают бочки из кавказского дуба скальных пород). Наши сотрудники придумывают упаковку продукта, обеспечивают эффективность производства и делают многое другое для того, чтобы наше вино в бутылке радовало вас.

Поэтому мы очень тщательно подбираем персонал, обучаем, повышаем квалификацию сотрудников, мотивируем их. В новых винотеках, где позволяет площадь, мы проводим дегустации и мастер-классы, чтобы наши гости могли познакомиться с разными продуктами «Фанагории» и найти для себя самые ценные.

– Что еще интересного произошло у «Фанагории» в прошлом году?

– Мы продолжаем развивать производство во всех направлениях. Так, в 2023 году наш питомник удвоил свою производственную мощность. А в этом году количество саженцев винограда превысило уже 2,5 млн. Также я уже рассказывала, что «Фанагория» запустила собственный цех по производству масла из виноградной косточки.

Здесь же можно добавить и то, что мощность солнечной электростанции винодельни в прошедшем году увеличилась на 50% и составила 1,5 МВт. А общая площадь солнечных панелей, установленных на предприятии, превысила 10 000 кв. метров. Как видите, у нас и мощность, и разнообразие, и забота об окружающей среде.

– В прошлом году «Фанагория» выпустила первую в своей истории линейку безалкогольных игристых вин. Насколько успешным был этот опыт и планируете ли продолжить эту практику в дальнейшем?

– Мы практически в 5 раз нарастили выпуск безалкогольных продуктов, запустив сироп, бальзамический уксус и первую в своей истории линейку безалкогольных игристых вин. И если вы еще не пробовали их, очень рекомендую. Это просто вкусно! Также увеличили выпуск сортовых соков и масла из виноградной косточки. В этом году мы планируем дальнейшее развитие безалкогольного направления.

– «Фанагория» продолжает активно развивать экспортное направление. Расскажите, какие объемы вашей продукции реализуются за рубежом и в каких странах? Как планируете развивать это направление в ближайшее время?

– «Фанагория» – один из крупнейших экспортеров российского вина. Наша карта экспортных рынков сейчас немного изменилась. Мы активно развиваем поставки вина в Китай. Сейчас это более 800 тыс. бутылок. В прошлом году заключили контракты с компаниями из Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Абхазии. В процессе переговоров сейчас – поставки в Монголию.

– Не менее интенсивно «Фанагория» работает и над развитием винного туризма. Как сегодня выглядит ваша энотуристическая инфраструктура? Планируете ли вы ее дальнейшее развитие? Расскажите о проектах, которые планируется реализовать?

– Сейчас мы наблюдаем расцвет винного туризма в России. Это становится модным. И интересным. А также познавательным, культурным событием. Кроме того, мы все сейчас живем в эпоху «экономики опыта», когда ценность приобретает не только сам продукт, но и переживание, эмоции и знания, приобретенные потребителем. Плюс аграрный и винный туризм – повод для национальной гордости. Ну а если при винодельне есть ресторан с локальной кухней – это особенная часть эногастрономического туризма, стремительному развитию которого могут уже позавидовать и зарубежные производители.

Для тех, кто только познает российские вина или уже влюблен в виноделие России, «Фанагория» проводит регулярные экскурсии и дегустации. Мы рады как большим группам, так и индивидуальным гостям. И предлагаем узнать об истории виноделия нашего региона и завода, созданного в 1957 году, спуститься в «святая святых» винного производства – в винный погреб, где в трех тысячах бочек созревает вино. В том числе, наша уже легендарная «Точка». В индустриальной части экскурсии наши гости могут посетить часть производственных цехов, пообщаться с виноделами и узнать много нового, чтобы потом за бокалом вина в кругу друзей делиться полученным опытом.

«Фанагория» сегодня – это винодельческое предприятие полного цикла. На собственных виноградниках площадью более 4000 гектаров мы выращиваем виноград и производим из него высококачественные продукты. Мы создали дополнительные поддерживающие производства как для себя, так и для коллег по цеху: питомник саженцев, бондарня. А в прошлом году в рамках импортозамещения начали производить и металлические корзины для хранения и выдержки вина в бутылках. Все это мы показываем нашим гостям.

У нас есть место, где можно остановиться и на более продолжительное время. Для этого открыты 2 комфортных отеля и ресторан «Каберне» в поселке Сенной, в котором можно попробовать блюда локальной, черноморской кухни в сопровождении подходящих к ним терруарных вин. Сейчас мы активно готовимся к туристическому сезону, проводим реконструкцию нескольких зданий, благоустраиваем территорию и улучшаем террасу ресторана.

– Как сегодня у винодельни «Фанагория» обстоят дела с продвижением вин в канале HoReCa? Существуют ли данные статистики по объемам продаж в этом секторе?

– По статистике, в России только 5% вин поставляются для HoReCa. И в этом канале пока по-прежнему не просто преодолеть сложившиеся у сомелье стереотипы о российском вине. Вот сейчас прошла выставка «Винорус» в Краснодаре. Мы с коллегами зашли в ресторан поблизости и не нашли в винной карте ни одного российского вина. И это при том, что на юге – на нашем домашнем рынке – значительно легче продвигать свою продукцию.

Мы видим сейчас помощь государства в продвижении российского вина. Мы знаем многих энтузиастов среди экспертного сообщества, которые содействуют умножению знаний о российских производителях. Вот только на днях закончился автопробег клуба «Вино и люди», во время которого участники посетили 25 виноделен. Они сами и подписчики канала, наблюдающие за передвижением по виноградникам, наверняка будут спрашивать в ресторанах вина, с которыми познакомились так близко. В этом, наверное, сейчас основная идея продвижения российских вин – через туризм знакомить покупателей с вином. То же самое нужно делать и для представителей HoReCa: привозить их на винодельни, проводить для них слепые дегустации, приглашать сомелье и экспертов к участию в жюри конкурсов. Чтобы постепенно менять их отношение к российскому вину и повышать гордость за виноделие регионов страны.

– Что еще может повлиять на улучшение ситуации: общее повышение качества российских вин, их активное продвижение со стороны производителей и государства или что-то еще?

– Любая длительная, методичная работа приносит результаты. Особенно хорошо работает комплексное продвижение, как со стороны государства, так и со стороны виноделов. Благодаря совместным усилиям, появлению большего числа фестивалей, развитию винного туризма многие представители HoReCa стали интересоваться нашими винами. Поэтому наша задача – предложить им все то лучшее, что есть у нас.

Если продолжить говорить о винном туризме и вспомнить о последних законодательных возможностях – размещении наружной рекламы винных терруаров, то почему бы в рамках региональных бюджетов не установить общие для региона стенды с маршрутом движения по винодельням? Приезжаете вы, к примеру, в Анапу и видите вдоль дороги указатель сразу на несколько виноделен. Едете в Новороссийск, и там вас также встречает реклама эногастрономического туризма с описанием маршрута на близлежащие винодельни.

– Где сегодня наиболее полно представлены вина «Фанагории»? В локальных ресторанах, расположенных в винопроизводящих регионах страны, в ресторанах русской или локальной кухни или где-то еще?

– За последние 3 года появилось много ресторанов с российскими винными картами или со специальными предложениями по винам России. Если сравнить карты ресторанов 2019 и 2023 года – это квантовый скачок в работе HoReCa. Понятно, что в ресторанах Краснодарского края и Крыма карты российских вин наиболее обширны.

В Москве тоже стал заметен процесс наполнения винных карт предложениями российских виноделен. Но мне кажется, что до успеха еще далеко. Очень многое зависит от активности торговой команды, партнеров по развитию дистрибуции. И все вместе перед летним сезоном мы очень много работаем, чтобы у наших покупателей появлялось все больше возможностей легко найти вина или крепкий алкоголь «Фанагории» в ресторанах.

– Можно ли говорить, что сегодня наблюдается тенденция к тому, чтобы в винную карту ресторана было включено несколько наименований российского вина? Что нужно сделать для того, чтобы это стало повсеместным трендом для HoReCa?

– У всех импортеров в портфеле присутствуют вина России, дистрибьюторы предлагают их компаниям, работающим в сегменте HoReCa. Более активному развитию дистрибуции поможет заинтересованность сотрудников канала. Как ее создать? Или привить любовь и интерес к российским винам? Но на это могут уйти годы. Можно замотивировать персонально или корпоративно. Устроить, например, конкурс за лучшую винную карту именно российских вин. Рассказать о тех, кто ее создавал, наградить поездкой на винодельни. Собрать сообщество вовлеченных. Обязать нельзя, и это не отвечает нашим ценностям. Но можно заинтересовать. Над этим и надо работать как государству, так и виноделам. Что невозможно для одного, можно решить сообща, в объединении.

– Какова роль маркетинга в развитии виноделия в России в будущем?

– Наши потребители мало знают об отечественных винах, не всегда знакомы с технологией производства и правильной культурой потребления. Поэтому задача винного маркетинга сейчас – в комплексе: сначала создать привлекательный продукт, заметный на полке магазина, провести погружение в тему российского вина и конкретного производителя как среди партнеров, так и для потребителей, показать всю красоту труда виноделов, сформировать лояльность к винам отечественного производства.

В «Фанагории» мы делаем все для того, чтобы российский потребитель стал в хорошем смысле слова более «требовательным». Для этого наши покупатели должны получить более глубокие знания о российском виноделии и проникнуться винной культурой. Научиться ценить наши вина по достоинству, отбросив мифы и стереотипы.

И поэтому нам необходимо продолжать рассказывать потребителю про винную культуру и демонстрировать, что винодельческие традиции в нашей стране существуют. Есть и виноградники, где собирается богатый урожай для создания качественных вин. На отечественных винодельнях работают увлеченные своим делом, профессиональные российские агрономы и виноделы. Иименно благодаря им создаются вина, ничем не уступающие зарубежным, а порой и превосходящие их. Давайте поднимем бокал за развитие российского виноделия!

22
Начать дискуссию