Массовый подбор в 2024 году. Взгляд со стороны

Привет всем, с вами Рыжков Олег. Я директор по продукту компании «Центр Управления Продажами» и последние 6 месяцев мы активно выводили на рынок наш новый продукт «HuntBox», который помогает компаниям автоматизировать процесс массового найма. Ниже мнение относительно рынка массового подбора в 2024 году и результаты того, что мы увидели после 80+ кастдевов и 40+ внедрений.

Что происходит на рынке подбора на массовые позиции сейчас? Спойлер: все сложно.

HR в массовом подборе в 2024 году
HR в массовом подборе в 2024 году

Как рынок выглядит сейчас?

  • Примерно в 2 раза с января 2021 по декабрь 2023 выросло число размещенных вакансий на работных сайтах, при этом для работы въехало на 40% меньше человек, чем в 2022 году.
  • Показатель безработицы в январе 2024 года составил 2,9% — показатель в 5,5% считается «нормальным» для экономики РФ.
  • На 7,8% за январь-октябрь 2023 года выросли реальные зарплаты и на 16,2% за январь-декабре 2023 года.
  • ВПК и строительная индустрия являются центрами притяжения рабочей силы при том, что большое количество человек заключило контракт с МО РФ. *

Все сложилось воедино и стало непосильным грузом на хрупких плечах штатного рекрутера.

*Данные исследование HH.ru, Росстат.

Что происходит с бизнесом?

Меняются предпочтения кандидатов, задачи и потребности бизнеса, но бизнес не успевает меняться так быстро, как меняется конъюнктура рынка. При дефиците рабочей силы бизнес подвергается следующим рискам:

  • Снижение скорости роста, остановка инвестиционных проектов
  • Риски снижения качества или упрощения продукции
  • Риски остановки производства

Не меняются подходы и инструменты, а все сводится к тому, что рекрутер прозванивает не 30 откликов, а 93 отклика, чтобы вывести 1 кандидата.

Почему так?

Рынок прекрасно чувствовал себя еще пару лет назад, когда на рынке был профицит кадров на линейные позиции. Стандартные подходы, которые работали раньше, теперь не работают. Рынок предъявляет более жесткие требования, конкуренция усиливается, а это значит, что компании должны становиться эффективней и быстрее.

Небольшой опрос, если вы связаны с массовым подбором:

Как у вас организован прием звонков соискателей в компанию? Отслеживаете ли вы пропущенные звонки?
Да, у нас есть АТС и мы ее контролируем, можем в режиме онлайн проверить все пропущенные звонки и перезвоны по кандидатам.
У наших HR мотивация рассчитана на вывод кандидата, поэтому они заинтересованы в выводе сотрудников, а пропущенные считать - у нас нет времени.
Каждый HR звонит с телефона, с которым живет 24/7 (корпоративный-личный-рабочий), там и Viber, и TG, и WhatsUpp, и WeChat.
У нас нет пропущенных звонков, мы всегда перезваниваем.

Ответ:

Практика показывает, что компании с первым вариантов ответа чаще закрывают заявки по выводу людей, увеличивают рост выручки и растут из года в год. По компаниям, которые выбирают другие варианты ответов, часто мы видим одну общую черту - отсутствие оцифровки бизнес показателей и, как следствие, непонимание реальной ситуации в бизнесе. У любой компаний, у которой объем звонков более 300 в месяц, есть пропущенные звонки, а значит не выведенные кандидаты.

“Видишь пропущенный звонок? Нет. И я не вижу, а он есть"
“Видишь пропущенный звонок? Нет. И я не вижу, а он есть"

Что это значит для рынка?

При дефиците персонала, компании пытаются решать эту задачу старыми методами, в основе которых уверенность, что спрос выше предложения, как одно из следствий, рекрутеры/HR'ы выгорают и уходят, потому что у них нет актуальных инструментов для работы в новых условиях.

  • “Нервы дороже денег” - какая бы ни была денежная мотивация для рекрутера, не все готовы работать в условиях несоблюдения work/life balance, уделять время ответам соискателям на выходных и постоянно рассказывать одно и тоже о предлагаемых позициях. В итоге, рекрутеры перегорают и руководство компании невзначай говорит: “Что-то слабенькие рекрутеры пошли”.
  • Сейчас телефон рекрутера напоминает старый азиатский сайт, где с каждого угла торчит какой-то спам. Специалист должен отрабатывать отклики, принимать звонки, добавлять контакты в WhatsApp, проводить отбор и еще миллион дел. Причина простая - необходимость работать с большим количеством немотивированных кандидатов.
Много все, но за что браться непонятно.
Много все, но за что браться непонятно.
  • В виду специфики массового подбора, рекрутеру приходится совершать множество однотипных разговоров каждый день, но вопрос: какого качества эти диалоги?
    Следует ли при дефиците кадров более внимательно подходить к обработке каждого целевого соискателя? Да.
    Следует ли выяснить, что важно кандидату при выборе работодателя, даже если это массовый найм? Да.
    Как часто рекрутер говорит своему руководителю: “Кандидаты отказывают, потому что у нас маленькая зарплата”?

Почему так?

Хочется подчеркнуть еще раз, что кандидаты раньше приходили сами - нужно было только собрать документы, но сейчас бесконечное увеличение зарплаты это бесперспективный путь, в котором кандидат уходит к тому, кто поднял ЗП еще на 100 рублей. Может быть дело в другом?

Почему найм это продажи?

Нужно признать, что на сегодня рекрутинг = продажи. Дефицит людей заставляет применять новые инструменты и непривычные подходы, которые могут увеличить эффективность и качество обработки откликов, где необходимо соблюдать технологию и этапы продаж, иначе это будет скорозвон в лице человека и бесконечные квалифицирующие вопросы (выгорание и прочие факторы неэффективности в подарок). А этапы очень простые:

1. Установление контакта

2. Выявление потребности

3. Формирование потребности

4. Презентация

5. Закрытие сделки

+ Отработка возражений

“Меняйся или умри”

Брэд Питт: "Меняйся или умри!" (фраза из фильма Moneyball, 2011)
Брэд Питт: "Меняйся или умри!" (фраза из фильма Moneyball, 2011)

Очевидно, что:

  • Старые инструменты не подходят к новым реалиям.
  • Для того, чтобы повысить эффективность подбора нужно повысить эффективность рекрутеров и их инструментов.
  • Найм = продажи - девиз ближайших лет.

Со стороны, мы отлично видим, как компании заинтересованные в развитии, меняют свои подходы к бизнесу, оцифровывают бизнес показатели, обучают менеджеров и внедряют новые инструменты - пока у любой компании на рынке есть возможность подстроиться под изменившийся рынок, но скоро эта возможность закончится.

В заключение, любая компания, которая видит необходимость в автоматизации массового подбора может протестировать наш сервис и оценить эффективность от внедрения уже спустя неделю. Напишите нам здесь.

HuntBox - автоматизация массового подбора с помощью умного голосового робота.

55
Начать дискуссию