Прибыль или лояльность к бренду: что лучше ставить в приоритет начинающей компании

Прибыль или лояльность к бренду: что лучше ставить в приоритет начинающей компании

Когда молодой бизнес выводит на рынок новый продукт, зачастую он стоит перед выбором, что ставить в приоритет на первых порах: прибыль или лояльность клиентов. Вместе с Игорем Мишуровым, Vice President of Engineering в Virtual Health, мы разберемся в этом вопросе и рассмотрим различные подходы.

Отметим, что под лояльностью здесь подразумевается построение клиентской базы, у которой сформируется привязанность к бренду. Клиенты, попробовав бесплатную версию продукта, будут готовы регулярно платить за расширенный вариант и рассказывать о своем опыте другим, приводя новых пользователей.

Такие примеры на рынке действительно есть. Модель, когда компания сознательно жертвует частью прибыли и получает лояльных клиентов, особенно хорошо работает в случае SaaS-компаний.

SaaS-компания (Software as a Service) — компания, которая предоставляет программное обеспечение в качестве услуги. Вместо покупки и установки программного обеспечения на компьютеры пользователей, клиенты могут получить доступ к необходимым программам через интернет по подписке.

Freemium-модель Slack

В качестве примера возьмем Slack Technologies. В 2013 году они вывели на рынок новый продукт для корпоративного общения. Сегодня этот корпоративный мессенджер (который, к сожалению, уходит из РФ) активно используется для обмена сообщениями и управления проектами.

В самом начале компания решила сосредоточиться на создании лояльной клиентской базы, даже если это потребует временных финансовых жертв. Slack запустил Freemium-модель и предоставлял бесплатный доступ к базовым функциям платформы. Так пользователи смогли протестировать продукт без каких-либо финансовых обязательств.

Freemium-модель — бизнес-модель, в которой компания предлагает базовые услуги или продукты бесплатно, а более продвинутые функции и возможности доступны за плату.
Прибыль или лояльность к бренду: что лучше ставить в приоритет начинающей компании

Кроме того, Slack разработали систему тарифных планов, которые позволяли пользователям начать с бесплатного тарифа и по мере необходимости переходить на платные планы с дополнительными функциями. Slack активно инвестировал в создание обучающих материалов и поддержку клиентов. Важно отметить, что компания изначально была готова на эти финансовые жертвы ради долгосрочной цели — таков был план, и расходы вписывались в бюджет.

В итоге многие компании начали использовать бесплатную версию Slack, убедились, что платформа отлично работает, и перешли на платные планы. Более того, пользователи рекомендовали мессенджер своим партнерам, коллегам и клиентам. Slack быстро стал одним из самых популярных корпоративных мессенджеров. В 2019 году компания вышла на IPO, что стало важным показателем ее успеха и стабильности.

Похожий опыт был и у BoostDev, который предлагает бесплатный пробный период на три месяца, после чего обсуждаются условия оплаты. Компания предоставляет продукт, а клиенты — обратную связь. Также, если возможно, они размещают свой логотип на сайте компании и пишут кейс (компания X приобрела продукт, что помогло ей улучшить целевые показатели A и B).

BoostDev — B2B SaaS-продукт, позволяющий IT-компаниям увидеть, сколько времени команды тратят на разработку, оценить эффективность работы команд и устранить узкие места в процессе разработки.

Лояльность ≠ прибыль

Компаниям важно понимать разницу между упором на лояльность клиентов и прибылью. Лояльность не всегда приводит к прибыли, и наоборот. Кроме того, такая модель не подходит бизнесу, который не может позволить себе длительный период без значительной прибыли.

Сюда относятся компании с высокими операционными расходами, значительными затратами на производство или ограниченным капиталом, например, производственные компании, IT-стартапы с большими затратами на исследования, а также бизнесы, работающие в отраслях с низкими маржинальными продуктами.

Компании, которые работают в отраслях с высоким уровнем конкуренции и низкой дифференциацией продукта, могут столкнуться с проблемами, так как им будет сложно выделиться и убедить клиентов перейти на платные версии. В таких случаях отсутствие немедленных доходов приведет к финансовым проблемам или даже к банкротству.

Для таких компаний более подходящей стратегией может быть фокус на быстрой монетизации и наращивании прибыли, даже если это означает более медленный рост лояльной клиентской базы. Для наглядности приведем примеры стартапов, которые пытались сначала получить лояльных клиентов, а уже потом прибыль, но в результате просто не смогли выжить.

Около 10 лет назад появилась платформа для изобретателей Quirky. Ее создатели инвестировали массу ресурсов в разработку и маркетинг продуктов, надеясь на создание лояльной клиентской базы. Однако компания не смогла достичь необходимого уровня прибыли и обанкротилась в 2015 году. Похожая история произошла с Jawbone: они сильно вкладывались в привлечение пользователей и инновационные продукты. Но проблемы с качеством и конкуренция с Fitbit и Apple привели к банкротству компании в 2017 году.

Есть и другие примеры: социальная сеть Friendster и музыкальный стриминговый сервис Rdio. Friendster, одна из первых соцсетей, быстро привлекла большую аудиторию, но не смогла найти эффективную модель монетизации и закрылась под давлением конкуренции с Facebook. Rdio тоже предоставляла бесплатный доступ к музыке, рассчитывая, что пользователи будут переходить на платные подписки. Но этого не произошло, и в 2015 году они объявили о банкротстве.

Прибыль или лояльность к бренду: что лучше ставить в приоритет начинающей компании

Фокус на лояльности клиентов не всегда гарантирует результат. Для начинающей компании лучше сбалансировать оба аспекта, но на первых этапах важно сосредоточиться на финансовой устойчивости. При этом нельзя забывать о стратегическом значении лояльности к бренду. Если мы верим, что крупный клиент может принести нам больше пользы в виде репутации и рекомендаций, чем дохода, то можно пожертвовать прибылью на какой-то период.

Если же клиент не может предоставить значимый кейс, стоит сразу договариваться об оплате. Это также повышает ценность продукта в глазах клиента (не бесплатно, а платно, потому что продукт решает их проблему). Причем деньги могут быть сравнительно небольшими, но лучше, чтобы они были. Так, вы покажете потенциальным инвесторам, что ваш продукт, во-первых, решает проблему (им пользуются), а во-вторых, за него готовы платить.

Материал подготовлен совместно с редакцией ProductStar. Мы — онлайн-школа IT-профессий, часть холдинга РБК с 2023 года. Спасибо, что остаетесь с нами! Вы можете подписаться на нас в Telegram и посмотреть на все наши публикации в блоге на VC.

Также предлагаем вам ознакомиться с предлагаемыми нами курсами: Product Manager, Python-разработчик, Digital MBA и многое другое.

3
Начать дискуссию