Почему миллионы зарабатывают они, а не я? Банан, приклееный скотчем к стене, - формула на 120 тысяч долларов... или (не) много рассуждений о том, как устроен рынок современного искусства

<br />

Признайтесь, глядя на картину «Черный квадрат» К.С. Малевича (или на другие картины), вы (возможно) прокручивали в голове… но я бы мог нарисовать точно так же, как и он. Нет, не могли были. Объясняем, почему произведения современного искусства такие неприлично дорогие.

Маурицио Каттелан. «Комик». 120 тысяч долларов.
Маурицио Каттелан. «Комик». 120 тысяч долларов.

Мы в детстве, конечно, рисовали, может, даже копировали, а потом демонстрировали свои шедевры всем вокруг. Так почему не можем повторить свой успех сейчас?

Немного предыстории.

Иногда нам может мешать даже необходимость расшифровывать замыслы художников. Что он пытался сказать? Зачем? Какие идеи пытался донести до публики? Что вообще происходит? В условиях, когда «диктатура» канонов стала ослабевать к концу 19 века, художники стали получать все больше возможностей свободы. Кажется, они даже пытались нарушать все возможные правила, лишь бы получить больше «респектов». Правила перестали соблюдать.

Фотография оригинала работы Марселя Дюшана "Фонтан".
Фотография оригинала работы Марселя Дюшана "Фонтан".

Вернемся в современный мир.

Без канонов все тяжелее определять цену произведений, ведь ориентира нет, направлений слишком много, все больше значений придается брендингу. В главенство угла у художников становится имидж, привлекательность для общественности, образ на публике. Реклама и пиар (иногда, может, не самый хороший) работают и исправно выполняют свои задачи.

Популярный художник не может быть плохим?

Еще одно заблуждение, но логика пытается работать именно в таком ключе. Как тот, кого все знают, может создавать (не) шедевры? Его же покупают. Кстати, примечательно, что на цену может влиять и тот факт, кто именно был предыдущим владельцем.

Кто будет платить за это такие суммы?

Поверьте, будут, ведь иначе объем мирового арт-рынка не превышал государственные бюджеты многих европейских стран. Коллекционеры дорогих картин имеют и иные доходы, следовательно, отдать для них такую сумму может быть не столь значительно, как для человека, который зарабатывает в тысячи раз меньше (железная логика, правда?).

Так почему мы (или не мы) покупаем искусство, которое стоит дороже квартир, машин и прочих вещей?

Во-первых, не забывайте о том, что такие покупки могут создать положительный облик владельца в глазах других людей (да, он богат, может себе это позволить, а еще в искусстве разбирается).

Во-вторых, многие люди ходят быть частью богемы, общества, в которое не у каждого есть и будет билет, оно остается закрытым для большинства людей. Иногда человек покупает не просто картину, а статус. Бренд. Мы (они) платим за бренд. Помните? Платим за неповторимость и уникальность. За смыслы, контексты, подтексты. За то, что какой-то известный человек тоже коллекционирует этого же художника.

В-третьих, не забывайте, что произведение лишь одно, а желающих может быть много (и кто же откажется оказаться в газетах, журналах с пометкой «господин N приобрел следующий великий и эпатажный экспонат»?). И самое главное - мы (да-да, они) платим за инвестиции, ведь цены на картины постоянно растут. Коллекционер выплачивает деньги не только за эстетическую ценность предмета, а за его новые черты, оригинальность и известность создателя.

А вы что думаете по этому поводу?

На эти темы можно рассуждать бесконечно, а если вам нравится искусство, литература и все, что с этим связано, будем ждать вас на нашем канале и на других платформах тоже. Ссылка:

С уважением,

Litrioz

22
2 комментария

Да на самом деле ответ еще проще, люди не вкладывают в картины, потому что не видят в них смысла, так как сейчас в искусстве полный беспредел, ну, а те, кто старается в этом хоть что-то понять покупает, все!

Ответить

Спасибо за такой лаконичный подытог :)

Ответить