Юзабилити аудит — фигня!

Реальная ситуация. Фирма проводит юзабилити исследование сайта, онлайн интервью с пользователями, пара менеджеров «роют землю» и через несколько дней выдают красивый отчёт с графиками:

- Увеличить скорость загрузки…
- Реализовать счётчик корзины…
- Переместить «Цвет» в начало фильтра…
- Увеличить задержку перед выпрыгиванием попапа чата… (не смейтесь)
- В форме заказа использовать маску ввода…
- и далее, в том же духе

Эмм… что за …?!! — Реальный отчёт, без шуток )

Ладно, но это же важные пункты? — Да. Ну, кроме попапа ))

Это поможет бизнесу, если всё исправить? — Никак! Если, кроме этого, на сайте бессмысленные картинки, путанные тексты и «бестолковая» подача.

Зато у нас красивый отчёт с кучей задач! — Убыток! Один человек за один час может выдать ровно то же. Бизнес не решил своей проблемы.

Бывают другие исследования? — Много! Но и этот пример не исключение.

.

Картинки и текст — так пользователь воспринимает обычный сайт. Если «картинка» ни о чём и совсем не соотносится с услугами, если текст не о потребностях клиента, если юзеру нужно «выцарапывать» полезную информацию, то это сплошные убытки:

- бесполезная нагрузка на юзера и на сервер
- зря потраченные деньги
- потерянный клиент

Но разве юзабилити исследования не про это?! — Оно про отдельные мелкие детали общей картины. «Человеку нужен не молоток, ему нужно забить гвоздь» — избитый постулат. Соглашаются, но никто не следует.

.

Продать, здесь и сейчас — единственная задача у всех. Услугу, товар, себя — не важно. «Кнопочки и валидация» этому способствуют, но очень медленно и ненадежно. Если сайте в лёгкой подаче быстро решает проблему юзера, то юзер стерпит любые «издевательства» — и кривые кнопки, и тормоза загрузки, и тупые формы. Да и конкуренция не позволит бизнесу долго издеваться над клиентами, руки дойдут и до «кривых кнопок».

Яркий пример — порносайты. Юзер в один клик получает желаемое и ему плевать на юзабилити, вёрстку, адаптив и десятки попапов.

Плохой пример! Это животный инстинкт, человек пойдёт на что угодно. Я д-и-в-а-н-ы продаю, а не голые задницы! — Постройте историю вокруг дивана, покажите эротично его гибкость, мягкость, упругость. Подпишите, не знаю: «Для мягких вечеров», три слова, а сразу сколько фантазий ))

Совсем что ли?! У нас тысячи товаров! — Но у вас же не тысячи групп товаров и не тысячи топов. Попробуйте на одном.

.

Юзабилити не доберётся до глобальных проблем сайта. В 99% случаев решение откладывается далеко и надолго, потому что «кнопочки, мелкий шрифт, валидация» — это понятно, быстрее исправить, и, чем чёрт не шутит, вдруг поможет. Ещё помогает — орать на менеджеров, костерить аналитиков и гонять разработчиков. А «картинки, тексты, подача» — это слишком сложно и радикально.

Опять же, начальство радо красивым графикам и отчётам на 50 страниц. А как начальнику сказать, что мы зря потратили полгода и 1млн на сайт, а работает только одна страница? А как же понты?! Уважающая себя фирма не может иметь «одностраничник», обязательно надо: кучу «красивых» фоток, наш путь, наша миссия, наши новости, наш дружный коллектив, о нас, наши товары, подпишитесь и бесячий выпрыгивающий чат. Все довольны на долгие годы: у фирмы — понты, у менеджеров, разрабов и аналитиков — зарплата.

Потом начальник чешет репу: «Чот фигня этот ваш юзабилити, напридумывали словечек, ничо не поменялось». Оно и не поменяется, потому что проблема глубже, хоть буквально перед носом, и решается более радикальными способами.

Юзер говорит вам: «вот тут вот кнопочка далеко, неудобно». Запишем, исправим, но … ПОФИК! Он пришёл к вам не ради этой «кнопочки», а чтобы решить свою проблему. Юзер сразу понимает, что на вашем сайте он получит желаемое? Если нет, то «кнопочки» — это «детский сад»!

Это чем-то похоже на ветхий дом — внутри всё кривое винтажная старина, может и красиво, но пользоваться неудобно. Приходит ЖЭУ-юзабилист и давай менять: фасад, лифты, свет. И получается такой тяжеловесный монстр под модерн — стало немного удобнее, но всё так же натыкаешься на странные углы и смотришь в маленькие окна.

.

Нанимайте редакторов (копирайтер — это про другое).

Редактор это не про запятые и не про «жи-ши». Большое искусство — заставить человека прочитать что-то, хотя бы по диагонали. Здесь и текст, и иллюстрация, и вёрстка. Редактор — это мастер подачи визуала, но не дизайнер и не верстальщик.

Не-не, он мне ща весь сайт завесит «купите» и «сиськи»! — Запросто! Не берите таких. Хорошего редактора найти наверно ещё труднее, чем хорошего разработчика.

А «жи-ши» кто исправит? — Редактор или GPT хорошо с этим справляются.

.

Проводите разборы сайта со своей командой, а лучше звать стороннего специалиста и вместе «разбирать по косточкам». Главное, чтобы все активно участвовали в обсуждении, а не бурчали потом за спинами «фигня какая-то… это неправильно…».

Проводите юзабилити аудит! Чем чёрт не шутит, иногда помогает ))

Только не зовите тех, кто советует «увеличить задержку перед выпрыгиванием чата» ))

В телеграм-канале разбираем кейсы про юзабилити и интерфейсные тексты. Приходите, читайте, спорьте, спрашивайте )

11
Начать дискуссию