Что не так с разборами?

Всем, кто работает в консалтинге, посвящается.

Предупреждаю сразу: цинизм и язвительность контента зашкаливают.

Что не так с разборами?
  • Почему разборы не помогут вам учиться на чужих ошибках
  • Ярмарка тщеславия, почесывание эго и другие прелести разбора
  • Разбор как отличный способ всё разрушить
  • Разбор как опиум для народа
  • Выжившие. Есть ли жизнь после разборов?

Меня зовут Сергей Кошечкин. Более 390 предпринимателей доверяют мне подбор персонала, потому что получили по моей технологии свыше 1000 менеджеров и руководителей отдела продаж. Если хотите узнать больше полезной информации, заглядывайте на YouTube. Ознакомиться с практическими кейсами по ведению бизнеса можно в Telegram-канале.

Поделись этой статьей с фанатами разборного жанра. Возможно, им не понравится суровая правда.

Вы также можете ознакомиться с материалом статьи в удобном формате подкаста.

Жанр разборов с рождения был обречён на успех. Толпа всегда требовала хлеба и зрелищ, а микс стриптиза и публичной казни — это настолько крышесносный коктейль дофамина и адреналина, что на него подсаживаются с первого раза. Сие действо дарит зрителю просто бесконечный фейерверк эмоций. Но давайте разберёмся: есть ли от него какая-то практическая польза?

Первое, что приходит в голову при просмотре разборов, — это то, что разборы позволяют учиться на чужих ошибках. И я бы сказал: да, но нет. Да, вы можете учиться на чужих ошибках, но только если вы, во-первых, умеете это делать, во-вторых, у вас есть похожий опыт, и в-третьих, вы действительно пережили этот опыт и разбор данной ситуации в очередной раз действительно подсветил эти ошибки и, в-четвёртых, заставил вас их осознать. Ну а дальше, в-пятых, уже будет сильно зависеть от того, насколько вы будете исправлять эти ошибки или нет.

Поскольку подавляющее большинство зрителей разборов не пережили данный опыт, такие разборы практически будут для них бесполезны, так же как, например, разбор боя за чемпионский титул по боксу для мальчика, который вчера пришёл в секцию по боксу.

И если мы говорим об обучении на ошибках, что в принципе верно, то следует уточнить, что учиться всё-таки нужно исключительно на своих ошибках через свой пережитый опыт. Например, те же профессиональные атлеты учатся, когда просматривают ошибки своих выступлений в первую очередь, а не учатся на просмотре видео других атлетов. Хотя, конечно, тоже их смотрят, и эти просмотры действительно познавательны.

Польза номер два — я её называю «почесать эго». Признаемся честно, люди порой получают удовольствие, когда кого-то разобрали или, как сейчас говорят, прожарили. Проще говоря, унизили и осмеяли. Именно поэтому комедия ситуаций с Чарли Чаплином была самым популярным жанром в 30-х годах прошлого века. У людей, не буду утверждать, что этот мотив присутствует у многих, но, согласитесь, у некоторых он присутствует.

Польза номер три — «потеребить свой комплекс превосходства».

Порой очень приятно посматривать за вечерним чайком чей-то разбор и радоваться, что у тебя-то не так. Да, конечно, у меня не идеально, но у него-то вообще ****! Это реально окрыляет.

Перефразируя героя одной популярной комедии, скажу так:

«Когда я думаю, что тупее меня нет никого на свете, как ты такое отмочишь, что я снова в себя верю».

И да, я согласен, что просмотр чужих разборов — дополнительный заряд энергии, приводит в ресурсное состояние и, возможно, даже кого-то выводит из депрессии. Однако главное в этой истории — не продолжать делать те же ошибки, подпитываясь чужой энергией внимания. Это в первую очередь касается героев, которых разбирают. Что же чаще всего происходит на практике?

Разбираемый горемыка, получив щедрую порцию внимания и энергии со стороны аудитории, просто продолжает делать ту же самую чепуху, что и раньше, только теперь его вера в это становится ещё сильнее. Потому что он приходит на второй разбор с тезисом: «Ну вот, видите, я же всё делаю правильно. Просто у меня: а) уникальный бизнес; б) в стране кризис; в) конкуренты сволочи ; г) клиенты глупцы» (нужное подчеркнуть).

И здесь мы приходим к фундаментальной ошибке этого инструмента под названием «разбор». Разборы разбором как таковыми не являются, а представляют собой набор оценочных суждений типа: «Ну, здесь ты чудак на букву “М”, здесь тоже, ну, а здесь ты сам понял, кто ты».

Именно эта составляющая так называемого разбора добавляет перца в этот цирк с конями, добавляет, так сказать, нервы и интригу в ситуацию и держит всю психологическую линию сюжета. Чтобы в нужные моменты разбираемый герой за словами: «Да что ты, чёрт побери, такое несёшь!» заревел навзрыд. И тут по сюжету пьесы зрители встают, аплодируют и кричат: «Браво!» Всё, занавес, конец первого акта.

Согласитесь, театральность — неотъемлемый атрибут любого клёвого разбора. Но даже полный разбор и анализ причинно-следственного механизма не даст результата. Чтобы это понять, нужно знать, что такое анализ, и что анализ как инструмент не конструктивен. То есть он не создаёт, он разрушает. Анализ позволяет понять, почему что-то не работает, но не решает саму проблему.

Вот вам метафорический пример, что такое анализ в чистом виде. Представьте, что у вас сломался утюг. Вы пришли в мастерскую, мастер разобрал его по винтику и говорит: «Вот, смотрите, причина в том, что перегорел предохранитель». Ну, естественно, вы спрашиваете: «А что делать-то?» На что мастер вам отвечает: «Чинить». Решило это вашу ситуацию? Ну конечно, нет, потому что после анализа должна следовать вторая часть, она называется синтез. И вот здесь всё намного сложнее. Типичная стратегия — просто найти виновных и жестоко их наказать — здесь не срабатывает. Почему? Потому что на вопрос «Кто виноват?» достаётся легендарная парадигма: «Дело в тебе, дружок».

Поэтому сюжеты многих разборов смотреть очень забавно. Приходит, к примеру, серийный предприниматель 25 лет от роду разобраться, почему же его 123-й бизнес не растёт. Примечание: первые 122 благополучно сдохли, оставив после себя пару сотен миллионов рублей привлеченных инвестиций. Ну вот, и он хочет найти виноватых и наказать непричастных. А его мало того что прожарили и осмеяли, так ещё и публично высекли и назначили виноватым, дескать, дело ж в тебе, дружок. Ты же родителей своих не проработал. Ну, в общем, любители БДСМ оценят.

Вот здесь у меня, как впрочем и у вас, наверняка возникает вопрос: а зачем такие люди идут на разборы? Выскажу свои версии.

1) привлечь внимание к себе и к своему бизнесу, и в принципе это похвально. Да кто из нас не нарцисс? Нет, ну ты покажи. Но только не нужно путать последующий всплеск интереса к вам и к вашему бизнесу за счёт привлечения чужой аудитории с последствиями разбора. Не путайте обезболивающее с лекарством.

2) получить бесплатную, а иногда кстати очень даже платную нелегитимную психотерапию. Наивные люди, ну прямо как дети, ей-богу. И это в принципе тоже окей. Психотерапия сейчас очень нужна в нашей бурно развивающейся экономике. Просто раньше этот формат назывался «давай посидим», и для него нужно было два друга и бутылка вискаря. А сейчас он называется «разборы».

В целом эффект от этого действа позитивный, однако это обезболивающее. А для того чтобы реально устранить причины и выйти на следующий уровень развития, нужен системный подход с ежедневными повторениями. Если предыдущая система, которая завела вас в этот тупик, складывалась годами, то выходить из этой системы придётся по времени примерно столько же.

Поэтому всех, кто надеется на квантовый скачок в результате разбора, мне остаётся только обнять и плакать.

3) подпитать энергетикой чужого внимания и, скорее всего, остаться в текущей ситуации, приняв сочувствие, любовь и другие розовые сопли. Я это очень даже понимаю, но повторюсь в третий раз: не надо путать анестезию с введением лекарственных препаратов. Потому что чтобы получить результат сразу же после анестезии, вам необходимо приступить к продолжительной комплексной ежедневной реабилитации на достаточно длинном интервале в несколько месяцев, скорее ближе к году. Иначе у вас просто очень быстро возникнет пагубная зависимость от, так называемых, обезболивающих.

Да, данная версия подтверждается тем, что на протяжении многих лет я вижу одних и тех же персонажей, которые годами ходят на разборы к разным “гуру и экспертам”. Да, фраза о том, что разбор - коктейль из дофамина и адреналина — это ни разу не шутка. Разборы сегодня — это театральный жанр. Современные разборы — это смесь фарса, трагикомедии и ярмарки тщеславия. Полноценная проработка проблемы отличается от разбора примерно так же, как сцена драки в кино от рутинной тренировки в боксёрском или борцовском зале. Однако я не могу не похвалить и не отдать должное жанру разборов, ведь он действительно эффектно привлекает внимание самой широкой аудитории к наличию проблем. Но повторюсь ещё раз: не стоит путать эффектность с эффективностью.

Если вы хотите делать свои разборы, что в принципе дело благое, вот вам лайфхак: психологический сюжет разбора строится на том, что ситуация на каждом витке ухудшается, и в тот момент, когда кажется, что всё, сейчас наступит фатальный *****, вдруг появляется свет в конце туннеля и герою разбора, и зрителю, вдруг дарится надежда, что все будет хорошо.

И вот на этой ноте, недобитый герой разбора с топором в спине медленно отползает в закат, после чего идет анонс следующего разбора в стиле “Титаник 2 - выплывший”.

Жестокая реальность заключается в том, что happy end отменяется — хорошо не будет практически никогда. А надежда нужна, потому что она хорошо продаётся и тянет за собой сиквелы. Да и вообще всю франшизу. Вам же наверняка интересно, что произошло с героем разбора после этого разбора.

В своё время у Константина Ивлева был очень интересный проект "На ножах", где он также разбирал, точнее сказать, разносил в пух и прах рестораны, после чего показывал, надо отдать ему должное, вторую часть — синтез. Он показывал, как нужно делать этот бизнес, и на следующий день в этом ресторане наступало всеобщее благоденствие и процветание. Ну так вот, почти все рестораны, которым таким образом был показан свет в конце туннеля, закрылись, обанкротились или прекратили своё существование по иным причинам. И да, Ивлев здесь, конечно, ни при чём. Ну просто по закону эволюции кто-то должен выступать санитаром леса, а чья-то миссия — стать полезным перегноем для следующих поколений.

И вот мы возвращаемся к исходному вопросу: так что же не так с разборами? Да всё с ними так. В Древнем Риме не дураки жили, а формула "хлеба и зрелищ" — она же вечная. В общем,пипл хавает. Да здравствуют разборы! Ну, может быть, разве что-то не так с нами.

Когда вы будете готовы, обращайтесь на консультацию или запрашивайте бонусы:

Телефон для связи: 8 920 25 94 007

Вы можете запросить следующие бонусы:

7 каверзных вопросов для собеседования менеджера по продажам

• Видеокурс "Как продать биг-боссу на первой встрече"

•PDF-отчет "50 вещей, которые необходимы вам для построения отдела продаж"

•Видеокурс "50 ошибок построения отдела продаж"

•PDF-отчет "Booster продаж: как за месяц увеличить продажи без рекламы и холодных

ЗВОНКОВ"

•Видеокурс "Как найти толкового руководителя отдела продаж на 100%"

Отзывы и кейсы клиентов - Отзывы клиентов вы можете посмотреть тут.

22
2 комментария

Все не так

Ответить

Интересно было почитать

Ответить