Как распознать мошенников в благотворительности без ИИ, но с Гуглом?

Зарегистрировать благотворительный фонд не просто, а очень просто. По данным проекта ProCharity в России примерно 9000 таких организаций. И это только те, кто работает официально. Можно ли всем им доверять? Однозначно — нет. Можно ли со 100% уверенность распознать мошенников? Скорее нет, чем да. Но мы попробуем.

За годы работы в благотворительности я повидал всякое. ТГ-канал фонда подделывали (поддержки, кстати, до этого не было никакого дела), от нашего имени делали рассылки, собирали деньги на личные карты для подопечных, которым уже помогли и так далее, и так далее.

в целом верно, но можно лучше
в целом верно, но можно лучше

Вариантов обмана доверчивых граждан очень много, и каждый день появляются новые. Поэтому, наверное, нет смысла рассказывать про них. Гораздо продуктивнее будет рассказать о том, как же всё-таки проверить потенциальный фонд для вашего доната. Способов несколько, и ни один, к сожалению, не даёт полной уверенности. Расположим эти способы в порядке возрастания их эффективности.

спорим, вы не слышали ни об одном из этих фондов
спорим, вы не слышали ни об одном из этих фондов

Дата регистрации — 20%

Чем старше фонд, тем выше вероятность, что ему можно доверять. Но тут важны нюансы. Как я писал выше, зарегистрировать благотворительную организацию очень просто. Поэтому обязательно нужно смотреть, что фонд за эти годы сделал. Эту информацию легко найти в интернете. Фонды не то, что не скрывают свою работу, наоборот рассказывают о ней очень активно. Ведь это тоже инструмент фандрайзинга.

Отчётность — 25%

Заветное слово, от которого все тают. Почему-то наличие отчётности на сайте Минюста многими воспринимается как железное доказательство честности и непорочности фонда. Но это не совсем так. В отчёте можно показывать нулевое движение средств, и при это собирать пожертвования наличными или на банковскую карту. Так что сама по себе отчётность в Минюст и даже независимый аудит ни о чём не говорят. А вот их отсутствие — уже тревожный звоночек.

есть даже казачьи общества
есть даже казачьи общества

Информация на сайте — 30%

На сайте организации обязательно должны быть: физический адрес, действующие контакты, имена учредителей, реквизиты и идентификационный номер. Чего-то из этого может и не быть. Но если на сайте фонда нет вообще никакой информации, стоит как минимум насторожиться.

с отчётами полный порядок
с отчётами полный порядок

Способы перевода пожертвований — 35%

На личные карты профессиональные благотворительные фонды не собирают пожертвования никогда. И почти не собирают наличными. Исключения — специальные благотворительные акции, фестивали и другие мероприятия. И там, как правило, у волонтёров есть терминалы для оплаты картой. Причина проста: пожертвования наличными отследить невозможно вообще никак. А все движения средств на специальном благотворительном счёте фонда проверяют, причём довольно жёстко.

рекуррентный значит регулярный
рекуррентный значит регулярный

Иногда родители подопечных сами организуют сбор средств на дополнительные расходы: проживание, перелёты, питание. Ведь фонды обычно оплачивают только лечение, причём сразу в клинику. Здесь вы всё делаете на свой страх и риск. Потому что родители о сборе средств отчитываться не обязаны, проверить их очень сложно. Фонды против такой практики и до открытия сбора этот момент обговаривается. Но после повлиять на семью уже сложно. Так что такие «частные» сборы организуют. И мошенники это используют, делая фэйковые страницы.

Деятельность фонда — 40%

Это на самом деле самый важный критерий. Но проверить его человеку со стороны (и даже внутри системы) крайне сложно. Многие слышали про детей с ДЦП, которым недобросовестные фонды годами собирают миллионы на реабилитации, а переводят несколько тысяч.

что в этом роде
что в этом роде

Как правило, фонды не открывают повторных сборов. А если и делают это, то только в исключительных случаях. Поэтому проверяйте в первую очередь списки открытых/закрытых сборов. Они должны обновляться регулярно.

Также «хорошие» фонды ещё несколько лет рассказывают о ходе лечения и дальнейшей судьбе своих подопечных. Мошенники по понятным причинам этого не делают.

Социальные проекты банков — 50%

«Кэшбек во благо» от Т-Банка или СберВместе от одного «зелёного банка» также хороший показатель честности фонда. Прежде чем добавить организацию, банки проверяют её деятельность. Но, надо сказать, делают они это не супертщательно. Поэтому тут 50/50. Также важно понимать, что если фонда нет ни в одном из подобны сервисов, это ещё ничего не значит. Возможно, учредители фонда не подавали заявку или же их до сих пор проверяют.

насколько Сбер реально проверил все 275 фондов — большой вопрос
насколько Сбер реально проверил все 275 фондов — большой вопрос

Короткий СМС-номер для пожертвований — 75%

Все вы видели призывы отправить СМС на короткий номер с суммой пожертвования и спасти жизнь. Это очень удобно и правда работает. Причем фонду, чтобы получить такой номер у оператора, нужно пройти все круги ада. Проверяют здесь всё и вся, причем досконально. Так что если у фонда есть такая опция, можно ему доверять. Процентов на 75%.

Почему нет на 100% надежного способа проверить благотворительный фонд?

К сожалению, даже идеальные информативные отчёты, тысячи спасённых жизней, несколько коротких номеров для пожертвований не дают абсолютной гарантии, что деятельность фонда полностью чиста. Всегда есть сложные схемы вывода денег. Заказать рекламу у «дружественного» ИП и получить откат, договориться с иностранной больницей (да-да, там тоже есть «ушлые» ребята) можно всегда.

Поэтому участие в благотворительности на самом деле никогда не может быть завязано на холодном расчёте. Это эмоции, эмпатия, сострадание и в конце концов доверие. Тем более, если вы видите, что детям помогают, их лечат и, как бы пошло это ни прозвучало, действительно спасают жизни, то какая разница, забрал себе учредитель фонда 5% или 7%?

33
Начать дискуссию