Коуч-подход в DevRel: как мотивировать спикеров создавать контент

Я Вероника, HR-менеджер и DevRel в Programming Store. С помощью коуч-подхода помогаю коллегам готовиться к выступлениям на конференциях и митапах, создавать экспертный контент.

Коуч-подход в DevRel: как мотивировать спикеров создавать контент
Вероника
HR-менеджер, DevRel

Содержание

Что такое коуч-подход, и зачем он нужен

О коучинге

Коучинг — метод обучения, в котором специалист — коуч помогает достичь личных или профессиональных целей. Он выявляет запросы клиента, вместе с ним составляет список шагов для достижения целей.

Коуч-подход

Коуч-подход — это использование элементов коучинга в различных сферах:

бизнесе и управлении, личном развитии, образовании, спорте, карьере, творчестве.

Я решила применить коуч-подход в работе с потенциальными спикерами, авторами экспертного контента. Это не моя собственная разработка, не уникальная методика. Возможно, кто-то из вас уже работает по аналогичной схеме, просто делает это интуитивно, как и я когда-то.

Если вы работаете иначе — это не значит, что путь неверный. Я хочу предложить вам еще один подход. Если это поможет вам достичь новых результатов, значит, мой рассказ будет не напрасным.

Коуч-подход в DevRel: как мотивировать спикеров создавать контент

Почему я использую этот подход

Я предположила, что коуч-подход удобный и экологичный для работы с разными категориями спикеров, авторами контента:

  • Есть специалисты, которые хотят и умеют говорить со сцены, делиться знаниями в своей экспертизе. Здесь коуч-подход поможет расширить спектр тем выступлений, а также их форматы и направления.
  • Есть те, кого статус обязывает выходить на внешнюю аудиторию: руководители, фронтмены, амбассадоры, но у них нет такого опыта. Здесь коуч-подход поможет понять, почему необходимо делиться кейсами с другими, и как органично вписать это в профессиональную жизнь.
  • Есть те, кто хочет, но не решается, не знает, с чего начать. Эту категорию рассмотрим подробнее. Таким специалистам коуч-подход поможет преодолеть сомнения и впервые выступить перед аудиторией или сделать экспертный контент, а значит, количество спикеров, авторов и амбассадоров в компании может возрасти.

Часто потенциальный спикер, автор экспертного контента не знает, о чем ему рассказывать. Ему кажется, что его знания и опыт очевидны, не уникальны. Применение коуч-подхода поможет убедить авторов в обратном.

Задача DevRel помочь достичь результата — подготовить доклад, статью с помощью раскрытия внутреннего потенциала специалиста. Для этого на коуч-сессиях DevRel применяет различные техники и модели. Я выбрала ключевую технику в коучинге — «вопрос-ответ». Она побуждает анализировать информацию, по-новому смотреть на свой профессиональный опыт и выявлять экспертность.

Коуч-подход в DevRel: как мотивировать спикеров создавать контент

Техника «Вопрос-ответ»: формулируем тему, структуру и тезисы доклада/контента

Виды вопросов

Основной инструмент этого метода — вопросы. Они делятся на несколько типов:

  • Закрытые: цель — узнать точный ответ да/нет.Пример:— Получал ли ты высокую оценку в своей профессиональной деятельности?— Да.
  • Открытые: цель — разговорить человека, побудить к самоанализу и размышлениям.Пример:— Как ты понял, что эта проблема решается таким образом?

— Я проанализировал статистику, определил слабые места…

  • Уточняющие: цель — проверить, как вы поняли друг друга.

Пример:

— Правильно понимаю, что ты работал не один, а с коллегами из смежных команд?— Да, в проекте участвовали ребята из команд разных направлений, а именно…

  • Альтернативные: цель — дать возможность выбрать из конкретных вариантов.Пример:

— Ты хочешь рассказать о трендах в запросах клиентов или о концепции клиентоцентричности?

— О трендах в запросах клиентов.

Приведу вопросы, которые задаю коллегам на разных этапах: от выбора темы до составления тезисов.

Как выбрать тему выступления/контента: список вопросов

  • Чему ты посвящаешь больше всего времени в работе?
  • За каким советом к тебе часто обращаются коллеги?
  • Если твои обязанности такие же, как у коллег, что ты делаешь по-другому?
  • О чем ты можешь рассуждать без ограничений?
  • Что чаще всего ты слышишь в фидбэке о своей работе?
  • За что тебя обычно благодарят на работе?
  • Что нового ты сделал или узнал на работе за последние 6-12 месяцев?
  • Чем ты гордишься или за что ты готов сказать себе спасибо за последние 6-12 мес?
Елизавета
Бизнес-аналитик

«Вероника «тестировала» на мне технику «вопрос-ответ», прежде чем включить ее в систему подготовки спикеров. Она задала мне десять вопросов о моем опыте, кейсах, достижениях, я записывала ответы. На это потратила 15 минут, над какими-то вопросами мне пришлось подольше подумать. В итоге мы нашли минимум три неочевидные темы, о которых могу рассказать».

Как сформировать структуру доклада/контента: список вопросов

На этом этапе определяем количество тематических блоков в выступлении/контенте.

Проблематика и актуальность темы

  • Как ты понял, что нужно начать это делать?
  • Что помогло тебе придумать/выбрать решение?
  • Как возникла идея решения?
  • Какие проблемы или сложности ты решил этим способом/подходом/проектом?

Реализация кейса

  • Как ты понял, что этот процесс сложный/многоэтапный?
  • За какой помощью ты обращался, когда решал задачу? И к кому?
  • С какими неожиданностями ты столкнулся, когда решал задачу? (Выявление рисков).
  • К каким ресурсам ты обращался? (Об информации, команде, технической составляющей).
  • На что ты опирался при выборе решения? (Обоснование).
  • Каким способом решал задачу? (Инструменты/методы).
  • Какие выводы ты сделал после решения задачи?
  • По каким показателям стало понятно, что работа была эффективной?

Результаты и метрики кейса

  • Какая проблема была вначале и как ее решил?
  • Что бы сделал по-другому? (Выявление возможных факапов).
  • Почему считаешь это полезным опытом? (Рефлексия).

Перспективы кейса

  • Как ты планируешь применять/развивать это в будущем?
  • Какие варианты развития у этого решения?
  • Какие перспективы у этого решения?
Никита
Ведущий разработчик 1С

«Как доклад выглядит до помощи DevRel и после — это небо и земля. Мне сложно самому составлять структуру, определять, как именно буду раскрывать тему. Вероника подсвечивала много пунктов, о которых можно рассказать в докладе. Она раскручивала тему моего доклада «Аналитика как BI система. Наш опыт внедрения» с помощью уточняющих вопросов: что такое 1С-аналитика, что такое BI-система, какие графики ты смотришь, откуда их берешь? Мы разбирали тему до мелочей. Я разработчик, поэтому тезисы у меня получаются «сухими», мне сложно понять, что интересно широкой аудитории. DevRel помогал сделать формулировки яркими, привлекающими внимание».

Ника
Руководитель отдела маркетинга

«Вероника подсказала, как развить смысловые части доклада, увидела, где не хватает примеров для слушателей. Из-за того, что я погружена в материал, я не всегда замечаю формулировки, неочевидные для широкой аудитории. Она посоветовала, какие иллюстрации стоит добавить в презентацию, чтобы сделать ее понятнее. Также мне помогла моральная поддержка от DevRel, потому что последний раз я выступала с докладом много лет назад».

Как прописать тезисы: список вопросов

Когда нашли тему, определили структуру, переходите к тезисам. DevRel может редактировать формулировки, которые предлагает специалист, менять их на понятные и емкие. Вместе вы составляете смысловые опорные пункты доклада/контента, не нужно полностью прописывать весь текст, это автор делает самостоятельно.

На этом этапе применяйте вопросы:

  • Правильно понимаю, что ты будешь говорить о том-то...? (Уточнение сути).
  • Ты хочешь осветить А или Б? Например: ты хочешь говорить о подходе в целом или о конкретных инструментах?
  • Уточняющие вопросы: ты говоришь, что… . Так ли это? А почему это так?
Максим
Тимлид, руководитель направления DevOps

«У меня большой опыт выступления на конференциях, подготовки докладов, но даже для меня помощь DevRel оказалась полезной. Когда выбирали проблематику доклада, DevRel задал важный вопрос «какую пользу получат слушатели?». Так мы отказались от неактуальных и заезженных тем, а также выявили практическую ценность доклада. DevRel помог мне «докрутить» название, когда я готовил доклад на конференцию от Инфостарт».

Ренат
Тимлид

«Вероника, как DevRel, курирует тебя от разработки идеи до реализации. После выступления также получаешь от нее обратную связь. Это не значит, что ты пришел с желанием выступить, и тебе дадут все готовое. DevRel просто подскажет, направит в нужную сторону, если есть затык, даст совет. Это не тотальный контроль, ответственность за конечный результат все равно на докладчике. Но чтобы достичь хорошего результата, нужен DevRel. Я не мог придумать тему доклада для конференции от Инфостарт, отправил Веронике тезисы, она предложила варианты тем. Также столкнулся с проблемой, что рассказать хочется много, а время ограничено. Я выбирал, на что сделать акцент: на теорию или личные кейсы, DevRel помог и в этом».

Результат коуч-сессий c DevRel — это план с фиксированными сроками решения задачи (запроса). В нашем случае — план подготовки доклада/контента.

Коуч-подход в DevRel: как мотивировать спикеров создавать контент

Что важно знать о коуч-подходе в DevRel

  • DevRel должен обладать хорошими навыками коммуникации и уметь слушать, поэтому c этой ролью справится не только специалист с техническим бэкграундом, но и, например, HR.
  • Не нужно бояться задавать глупые вопросы, если тема доклада/контента непонятна. Это поможет DevRel предложить удачные тезисы, которые будут ясны широкой аудитории.
  • Стоит помнить, что коуч-подход требует времени и вовлеченности, коуч-сессии занимают от 30 минут до одного часа. Количество сессий индивидуально и зависит от опыта спикера.
  • Важно, чтобы сотрудник понимал: задача DevRel не выявить косяки в чьей-то работе, а «нащупать» уникальный опыт, ценность доклада и сильные стороны специалистов.

Результаты коуч-подхода

Ежегодно компания Programming Store проводит собственную образовательную конференцию Summer Conf, где сотрудники выступают в роли спикеров и презентуют свои доклады перед коллегами. В 2023 году сотрудники выступили с 23 докладами. В 2024 году после внедрения коуч-подхода количество докладов увеличилось до 34. Пул спикеров вырос на 47%.

Также увеличение количества спикеров позволило нам подавать большее количество заявок на внешние конференции и таким образом развивать TechPR компании.

Коуч-подход в DevRel помогает техническим специалистам осознать свою экспертность, начать делиться знаниями и опытом с широкой аудиторией профессионалов.

Я описала только тот этап подготовки спикеров/авторов контента, в котором задействован коуч-подход.

Дополнительно нужно уделить внимание работе над выступлением/оформлением контента, речью, подачей, взаимодействием с аудиторией. Эти темы достойны отдельных статей.

Использовали коуч-подход? Буду рада прочитать о вашем опыте в комментариях.

1010
Начать дискуссию