По сути, предпринимательские сообщества, являются ключевыми акторами для создания городской экономики. Сейчас городская экономика у нас выглядит очень странно. Она сформирована, скорее всего, и действиями государства, и приватизацией 90-х годов, и существующими экономическими стратегиями, и процессами монополий и финансово-промышленных групп, и каким-то небольшим малым бизнесом, который в городе появился стихийно и до сих пор еще существует, и IT-компаниями, которые в городе народились и начинают зарабатывать капиталы, и так далее. С этой точки зрения городская экономика сейчас находится в такой фазе некой пересборки. И если смотреть на эти профессиональные объединения — торгово-промышленные палаты, Деловую Россию, Опору России, то видно, что экономические объединения предпринимателей и бизнеса находятся в разных фазах развития, в разной степени осознания, что такое город и чем они занимаются, кто есть еще и на что влияет. Но по сути до конца не формируют экономическую модель города как совместной кооперации. Девелопер заказывает светильники из Китая, архитектора из Москвы, ландшафтного дизайнера из Праги, посадочный материал из Литвы и т.д. То есть пока предприниматели не научились оставлять каждый рубль в своем сообществе (в локальной экономике), и поэтому все существующие объединения чаще всего пытаются добиться преференций от администрации, вместо того чтобы с друг другом договориться о мощной кооперации и партнерстве. Но на мой взгляд, предпринимательское сообщество начинает активно, публично влиять на развитие города, и мы находимся в такой фазе, когда сообщества предпринимателей пересобираются, переформатируются. С другой стороны, как раз вопросы влияния этих сообществ непосредственно на собственную отрасль, территорию, выработку решений, стратегию, общественные процессы, образование, культуру становятся более очевидными.