Комплексы и характеры
Многие недооценивают значение комплексов для психологического развития, решения наших внутренних проблем и выхода на новые уровни.
На самом деле, это тема-слон, в которой нужно основательно разобраться, ради открытия всех «бонусных уровней» личности.
Немного истории
Знакомство с комплексами началось в 1901 году. Когда Карл Юнг, в ходе своего знаменитого ассоциативного теста, открыл, что личное бессознательное содержит в себе комплексы чувств, представлений, мотивов и установок, которые были вытеснены из сознания индивидуума и/или из памяти его рода, но активно влияют на его поведение в настоящем.
В случае стресса, определенных событий и ситуаций комплекс активизируется и захватывает часть нашей психики. Мы делаем то, что не хотим, становимся сами не свои, совершаем ошибки, наступаем на одни и те же грабли и саботируем путь к успеху.
То, что сами по себе комплексы живут в нашем бессознательном – это нормально и естественно. Хорошая новость в том, что мы можем их использовать в плюс, а не в минус, то есть брать из них ресурс, которого там очень много. Для этого важно их осознать.
Комплексы и характер
Невозможно говорить о теории комплексов, без погружения в психодиагностику характеров, ведь комплексы базируются именно на них. Авторы психодиагностики характеров, такие как С. Джонсон, Н. Мак-Вильямс и другие, провели прямую взаимосвязь между формированием характеров и удовлетворением потребностей.
Они утверждают, что если потребность ребёнка удовлетворена, то развитие продолжается. Если нет, то происходит фиксация этого уровня в матрице характера.
Если систематизировать, то потребности, относительно возраста, располагаются в таком порядке:
0–3 мес. – потребность в безопасности
3–7 мес. – в еде и заботе
7–12 мес. – во всевластии
1–2 года – в самостоятельности
2-3 г. – в полноценности
3–5 лет – в спонтанности и самовыражении
К слову, все потребности не могут, и не должны быть удовлетворены на 100%. Чтобы мы развивались, нам обязательно нужны фрустрации. Более того, современные исследования говорят, что не всё так линейно – влияющих на характер факторов может быть много: генетика, раннее/позднее развитие, травматические события в старшем возрасте. Но всё-таки первые 3–5 лет жизни ребёнка – это база.
Сама идея рассматривать систему комплексов на базе диагностики характеров, принадлежит моему учителю Станиславу Раевскому. Согласно этой идее, мы переносим характерологические особенности на систему комплексов, тем самым получая набор неких субличностей, с которыми уже проще взаимодействовать в терапии.
Комплексы и травмы
Чтобы понять суть, представьте, что комплекс – это атом, где ядром является травма. Так вот на протяжении всей жизни, это ядро притягивает к себе события, самосбывающееся пророчества, чувства и мысли, подтверждающие её. И все это вкупе образует целостную структуру части нашей психики и имеют тенденцию жить собственной жизнью, которую мы не можем контролировать
Вспомните, когда вы себе говорите «я никогда так больше не сделаю», насчёт чего-то, что реально мешает вам жить. Например, когда вы заводитесь по пустякам. Или когда зависаете в деталях, желая достичь идеального и не двигаетесь вперед. Или когда вступаете в зависимые отношения. Снова и снова.
Комплексы и личность
Важно понять, что система комплексов = система нашей личности. То есть взаимодействие с матрицей комплексов = взаимодействие с собой и решение всех текущих имеющимся психологических затыков и проблем. Вот почему комплексы – это и база.
Мою позицию, касаемо комплексов верно отражает фраза: «зло всегда можно расценить, как начальную точку добра, а болезни, как источник большего стремления к здоровью». То есть всё зависит от подхода.
В наших силах не воспринимать комплекс, как диагноз, а рассматривать его, как ресурс, в котором есть большие перспективы, если его адекватно осознать и интегрировать из бессознательного, приняв его Тень.
Но прежде чем работать, нужно понять какие у вас комплексы.
Чтобы бесплатно пройти тест на ведущие комплексы и получить мою авторскую методичку по работе с ними, переходите по ссылке: