Failure Culture или почему «неудачникам» надо давать деньги

К моему глубочайшему сожалению, в России напрочь отсутсвует культура неудач. Неудачи есть, а культуры нет. Прямо как с жопой. Облажаешься один раз — клеймо на всю жизнь. А уж если "фейлов" было несколько, то шансы получить новые инвестиции у тебя уменьшаются с каждым новом провалом.

Парадокс в том, что с каждым новым провалом, у тебя повышаются шансы на успех. По статистике, каждый раз в 1,5 раза по сравнению с предыдущим опытом. И в США это понимают и денег таким "серийным неудачникам" дают с большей охотой, нежели случайно выстрелившим "ошибкам выжившего", с единичным, пусть и успешным опытом.

Неудачи — это абсолютно естественно и нормально. Неудачи — это часть процесса обучения и познания. Неудача = опыт.

По статистике, более 92% новых бизнесов умирает. Из них половина — в первые пять лет. И это, даже среди тех, что для предпринимателя уже не первые, что уж говорить о новичках. А вот о них, я как раз и хочу с вами поговорить. Начать свой бизнес всегда сложно. Ведь, как и в любом деле, самое сложное — его начать.

Справедливости ради, а я все ради нее и делаю (ну и денег, конечно), отмечу, что начать свой бизнес сложно везде, а не только в России. Во многих странах начать его на порядок сложнее, чем у нас, но лично меня волнует судьба моей отчизны.

Сложность старта бизнеса в России заключается вовсе не в том, о чем трубят различного пошиба демагоги и популисты, вроде Андрея Ковалева, или, прости господи, Димы Потапенко, — что мол налоги у нас большие, конкуренция нечестная, государство душит и т.д. Это, как раз, все пиздешь. Налоги в России одни из самых малых, а конкуренции у нас вообще нет, — большинство все делает настолько убого, что для того, чтобы превзойти “конкурента” достаточно делать просто нормально, даже не ахуенно... просто не косячить, хотя бы.

Главная проблема предпринимательства в России — отсутствие культуры, причем даже не самого предпринимательства... эта культура у нас, потихоньку, зарождается, хоть ее и отравляют различные мошенники. Я же, говорю о той самой “западной” failure culture, которой у нас пока нет. Зато, еще с советских времен, у нас в избытке присутствует недоверие к предпринимателям, злорадство и неумение радоваться чужим успехам. Есть один бородатый анекдот, который хорошо иллюстрирует данную ментальность:

В 1917 году внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чем дело.Вскоре прислуга возвращается:— Там революция, барыня!— О, революция! Это великолепно! Мой дед тоже был революционером! И чего же они хотят?— Они хотят, чтобы не было богатых.— Странно... А дед хотел, чтобы не было бедных

С другой стороны, все эти инфоцыгане (ничего не имею против настоящих инфо-бизнесменов), каперы, крипто-миллиардеры и прочий скам-сброд, делают все, чтобы дискредитировать образ предпринимателя.

Получается у них это, надо признать, гораздо эффективней, чем у советской пропаганды, в свое время. Да, причем так, что мне иногда самому стыдно называться предпринимателем в приличном обществе. Шучу, я в приличных обществах не бываю. Воспитанное поколениями “барыги, кровососы, спекулянты” помноженное на глубинное “выколи мне глаз, чтобы у соседа обоих не стало” дает нам то, что мы имеем (но не заслуживаем) сейчас, а именно — культуру вины.

Предприниматель, совершивший неизбежные ошибки, под давлением общества и кредиторов, начинает не просто в себе сомневаться, а чувствовать себя виноватым и никчемным. Так на корню отбивается желание делать что-то свое, создавать что-то новое. Возможно, вы думаете "ну кому надо, тот не будет обращать на это внимание", "кто хочет, тот добьётся своей цели, ни смотря ни на что", — пройдет все невзгоды, преодолеет все препятствия, победит всех врагов и в конце концов, к 70 годам завоюет свою принцессу, которой тоже уже под 70, да и королевство давно разорено. Но зато победил. Сам. Не благодаря, а вопреки.

Да, действительно, особо упоротые упорные, достигнут своих целей в любом случае, особенно если у них нет моральных принципов и других социальных ограничителей. Но, даже если не брать в расчет мошенников, которые как тараканы, выживают даже при радиации, то любой вменяемый бизнесмен вам скажет, что нельзя построить систему на “звездах”.

Система должна работать на среднестатистических элементах, а не на аномальностях, иначе это нихуя не система, а ебаное казино.

Возвращаясь к культуре неудач, о которой я начал говорить, — главная ее ценность в том, что все участники предпринимательской экосистемы воспринимают неудачи как необходимый и неизбежный элемент развития.

Чем больше неудач, тем больше опыта и ближе удача. Только на неудачах можно чему-от научиться системно. У нас же пока большинство инвесторов "ставят на зеро", культивируя, тем самым, путь к успеху через "ошибку выжившего". Поэтому, если мы хотим, чтобы в России была сильная экономика, было развито предпринимательство, нам нужно научиться давать предпринимателям шанс и заранее закладывать ошибки, проебы и банкротства в план. План профессионального роста предпринимателя.

К сожалению, банки, фонды и частные инвесторы, ставят, в основном, только на тех, кто уже добился успеха и избегают тех, кто ошибался. Повторюсь, с точки зрения системной стратегии, они ставят на “зеро”, только потому что в предыдущей раз шарик на этом “зеро” остановился. Как говорит один автоблогер, — фатальная ошибка.

Для того, чтобы среднестатистический человек смог стать успешным предпринимателем, ему нужно снимать барьеры, а не возводить новые. Да, сильных барьеры закаляют, но слабых они убьют. А задача общества из слабых сделать сильных, а не из сильных — суперсильных. У нас потому и нет никакого “среднего класса”. Есть бедные и супер-богатые и разница между ними как между жопой и пальцем небом и землей.

Что лично я делаю для того, чтобы в России появилась такая культура? Все просто, — я ее проповедую. В своих выступлениях, в общении с предпринимателями и инвесторами, в своем блоге, и, конечно же, на своем предпринимательском лейбле noosphere.vc

Мы рассматриваем всех предпринимателей, более того, предпочтение отдаем тем, кто уже совершил много ошибок. Ведь главное, чтобы предприниматель извлек из нужные уроки.

22
4 комментария

"Облажаешься один раз — клеймо на всю жизнь." - сразу же вспоминая свой жизненный путь - не согласен в принципе . Потому, что есть контр пример - я.
Если ошибки не ведут к смерти , то ошибки ни на что не влияют. Вспоминая сколько раз , а лажал - клейма бы ставить было некуда.
Любая ошибка это корректировка жизненной модели. Не ошибаться нельзя.

Ответить

"Потому, что есть контр пример - я" — забавно видеть такой тейк от человека с именем Статистика...

Я знаю кучу примеров, когда предприниматели проебывали крупные суммы инвесторов и после этого денег больше привлечь уже не могли.

А про вторую часть — я, вроде бы, об этом как раз и писал. Смерть, кстати, тоже особо ни на что не влияет)

Ответить