Авиапарк России под угрозой: сможет ли каботаж решить проблему?

Российские власти предложили авиакомпаниям Катара и Кувейта выполнять внутренние рейсы между городами России. Что привело к такой ситуации и будет ли это на пользу или во вред российской авиации?

Фото с сайта компании Qatar Airways 
Фото с сайта компании Qatar Airways 

Причины

В России массово выходят из строя самолеты, и нет возможности их оперативно чинить из-за санкций. По той же причине российские авиакомпании не могут получать западные самолеты от частных лизингодателей.

По прогнозу ГосНИИ гражданской авиации, к 2030 году российские авиакомпании спишут 56% самолетов иностранного производства, которые составляют около 90% от всего количества полетных единиц.

В итоге существующий авиапарк перегружен. Если средняя загрузка самолетов в мире — 75%, то в России — 96%, т.е. практически «под крышечку». Импортозамещение задерживается, и проблема стала очень острой.

Из-за дефицита самолетов в России эксперты предполагают сокращение перевозок уже начиная со следующего года, а значит и новый виток роста стоимости авиабилетов.

Действия

В итоге власти пришли к решению предложить передать часть внутрироссийских перевозок иностранным авиакомпаниям, организовать каботажные перевозки.

Каботажные перевозки выполняет авиакомпания между населенными пунктами внутри страны, резидентом которой она не является.

В первую очередь Россия с этим предложением обратилась к Казахстану. Однако, дружественный Казахстан положительного ответа пока не дал. По информации Интерфакс, у крупнейших авиакомпаний Казахстана Air Astana и SCAT планов на запуск каботажных рейсов в России нет.

И тогда, для скорейшего разрешения ситуации, каботажные перевозки по России предложили авиакомпаниям из Катара и Кувейта.

На текущий момент известно, что кувейтская сторона выразила готовность изучить механизм каботажа и ожидает официального обращения от российских властей. Катар также ожидает от России официального обращения.

Кроме того, Россия предложила рассмотреть возможность приобретения самолётов у авиакомпаний Катара и Кувейта. И к этому предложению партнеры отнеслись осторожнее, т.к. сейчас в мире ощущается общая нехватка самолетов из-за проблем у Airbus с двигателями Pratt & Whitney, а у Boeing — с качеством новых самолётов.

Катар сразу обозначил, что сам сталкивается с нехваткой воздушных судов. Кувейт осторожно пообещал «проинформировать своих перевозчиков об интересе России к их самолетам».

За и против

Плюсы

  • Каботажные перевозки помогут расшить дефицит провозных емкостей.
  • Появление новых игроков на рынке с высокими стандартами полетного обслуживания приведет к повышению конкуренции и общему подъему качества услуг.

Минусы

  • Часть региональных авиаперевозчиков могут не выдержать конкуренции и уйти с рынка.
  • Цены на билеты не станут ниже.

Чуть подробнее о ценах. Многие внутрироссийские рейсы дотируются государством. Захотят ли иностранные компании конкурировать с российскими на таких направлениях? Вряд ли. Ведь им придется выделить для каботажа несколько самолетов при общемировом дефиците и пойти на риск с техобслуживанием в России (помним про дефицит запчастей).

Так что им должна быть хорошо видна коммерческая выгода. А значит, эти рейсы вряд ли будут дешевыми. А для внутрироссийских перелетов это очень критично. Значимым сдерживающим фактором роста служит как раз высокая цена перелетов.

Так что эксперты по туризму предполагают, что иностранные авиакомпании, в случае их прихода, скорее заинтересуются рейсами Москва-Сочи, нежели Москва-Новосибирск или Красноярск-Омск. Там и загрузка выше, и цены можно сильно не опускать. Но там и своих перевозчиков на линиях достаточно.

Существует еще юридическая сложность.

Эксперт в области авиации Михаил Вахнеев отмечает, что идея каботаже не нова, однако «в соответствии с Чикагской конвенцией, которую наша страна подписала, каботаж не может предоставляться на исключительных правах — либо всем, либо никому». Всем Россия вряд ли готова это предложить, а в противном случае Катар и Кувейт могут огрести санкции в свой адрес. И если и согласятся, то эти риски тоже могут заложить в цену билетов.

Альтернативы

Эксперты туристического рынка считают, что более эффективным решением было бы открытие транзитных через Россию маршрутов в закрытые для РФ страны.

Главный эксперт ГосНИИ ГА Федор Борисов тоже не считает решение удачным, более того, он назвал его худшим из всех возможных. По его мнению, лучшим вариантом стал бы мокрый лизинг самолетов у иностранных перевозчиков, т.к. при этом доходы от эксплуатации останутся в стране.

С 1 сентября российские власти одобрили мокрый лизинг, но только между российскими перевозчиками. Компания «Аэрофлот» в сентябре выдвинула предложение разрешить мокрый лизинг самолетов и у иностранных операторов. Но решение пока не принято, и даже неизвестно, обсуждается ли всерьез.

Для выполнения чартеров за рубеж российские туроператоры уже активно привлекают иностранные авиакомпании.

Выводы

Ситуация с авиапарком в России демонстрирует структурный кризис, который не решить быстрыми мерами. Каботажные перевозки остаются теоретической концепцией с ограниченными перспективами. Мокрый лизинг и развитие транзитных маршрутов выглядят более реалистичными, но требуют политической воли и экономических стимулов.

Главный вопрос — смогут ли российские авиакомпании адаптироваться к новым реалиям, чтобы минимизировать последствия санкционного давления и сохранить доступность воздушного транспорта для пассажиров. Пока же очевидно одно: без системных решений цена вопроса для отрасли и пассажиров будет только расти.

_____________________________

А как вы считаете, привлечение иностранных авиакомпаний для выполнения рейсов между российскими городами для России в целом благо или нет? Оставьте свое мнение под этим постом.

Начать дискуссию