{"id":13563,"url":"\/distributions\/13563\/click?bit=1&hash=7a1c2765d377f463a7849b32148c496d0d86e5839a4216a090578d9381a4c980","title":"\u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0414\u041c\u0421 \u0432\u044b\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0437\u044a\u0435\u0445\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e \u043c\u0438\u0440\u0443","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Мнения
Nikolay Khort

2020: доставил так доставил!

Как основатель сервиса курьерской доставки, я внимательно слежу за всем, что происходит в отрасли. Для рынка 2020 год был яркий. Курьеры Delivery Club бастовали, Сбербанк и Mail.ruскупали foodtech-проекты, Яндекс запустил доставку на основе такси, на улицы Москвы выехал робот-курьер. Вот какие я вижу перспективы у всего этого безудержного веселья.

Крупные сервисы объединялись, большие компании поглощали «малышей», вовсю тестировались разные варианты и связки доставки. Кто-то начал доставлять товары в постаматы (Wildberries), другие (например, Lamoda) стали предлагать доставку от ПВЗ до дома. Ozon долгое время работал со своими курьерами, теперь перешел на аутсорс (хотя, возможно, это было сделано в том числе в рамках подготовки к IPO, чтобы улучшить показатели и структуру финансов).

Пока неясно, какой из вариантов станет доминировать — доставка в ПВЗ, в PickPoint, лично в руки или сочетание этих форматов? Игрока, предлагающего полный комплект услуг для магазина пока что нет, и приходится пользоваться разными сервисами: PickPoint — сюда, лично в руки — туда, экспресс-доставка — здесь, эквайринг — там.

Как будет выглядеть рынок и какие виды доставки в итоге окажутся наиболее востребованными? Пока что не совсем понятно. Но кое-какие прогнозы попробуем сделать, а заодно вспомним самые яркие кейсы 2020 года.

Сбербанк и Mail.ru Group купили контрольный пакет «Самоката» и «Кухни на районе»

Сбер в этом году развил недюжинную активность в нетипичных для себя сферах. Смена стратегического партнера (с Яндекса на Mail.ru), видимо, произошла одновременно с решением о том, что на новых рынках придется действовать активнее. Это и хорошо, и не очень. Что, на мой взгляд, хорошо — хоть кто-то активно идет на рынок по модели M&A (mergers and acquisitions). Что печально — так по этому пути по сути идут лишь несколько крупнейших компаний страны, то есть мы движемся к монополизации большинства ритейл- и смежных сегментов под колпаком нескольких известных брендов.

Сергей Савостьянов / ТАСС

Ну и отдельный интерес — как сложатся дальнейшие отношения Сбера и Mail.ru. Лично я думаю, что не сложатся. Компании слишком большие и слишком самостоятельные. Возможно, Сберу стоило бы покупать маленькие бизнесы, а из их команд и проектов растить уже у себя внутри конкурентов другим игрокам. То есть самому собирать компетенции у себя под крылом. Но у нас подобный подход - редкость.

«Яндекс» запустил суперапп с доставкой на базе «Такси»

Яндекс выбрал эволюционный формат развития курьерского сервиса на базе Яндекс.Такси. Посмотрим, к чему это приведет. Яндекс достаточно самоуверен, но курьерская доставка и такси — это всё-таки разные виды бизнеса. Как минимум, такси развивается по модели С2С, а для доставки непосредственным покупателем услуги будет всё-таки бизнес. Хотя команда уже продемонстрировала умение заключать партнерства с крупными игроками, возможно это поможет им в сфере доставки. С одной стороны они сразу получают трафик, с другой стороны, рынок интернет-магазинов достаточно дробленый (Яндексу ли это не знать со своими проектами Беру и Маркет).

В целом, мне не очень понятен вектор их движения. На мой взгляд, Яндекс в последнее время немного «лихорадит»: порвали со Сбером, потом не получилось с Тинькофф. У компании есть и Маркет, и Беру, но для них не долгое время не выстраивали сервис доставки, а теперь начали делать ее почему-то обособленно, внутри такси. То никого не покупают, то вдруг тратятся на развод со Сбером. То у них банк-партнёр, то «мы сами с усами». При этом «сами» - без очевидной синергии между проектами.

Закрылись сразу 4 сервиса доставки: Golama, Superbro, Достаевский и Foodza

Казалось бы, сколько раз в 2020 году я слышал: «Ну вы в Take’N’Go, наверное, растете космическими темпами». Расскажите это 4 указанным в заголовке сервисам… Пандемия повлияла на экономику намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Кто-то приостановил инвестиции и следующие раунды финансирования, а кто-то сократил расходы на все, кроме самого необходимого. С одной стороны, покупки вынужденно ушли в онлайн, а с другой стороны - на какие деньги люди будут что-то покупать даже в интернет-магазинах, если они сидят дома «с сохранением заработной платы» (угу, конечно) и не знают, когда вернется стабильный и предсказуемый доход?..

Тем не менее, в 2020 наш сервис рос кратными темпами. В апреле, после того как начался карантин, был резкий взлет. Но «отвалились» 2/3 заказчиков. Потом часть из них возобновили работу и продолжили работать с нами. Кто-то, к сожалению, так уже и не вернулся. В июне, после того как всех «выпустили», мы зафиксировали снижение. Дальше — стабильный рост и взлет к концу года.

Курьеры Delivery Club объявили бессрочную забастовку

Не знаю, заказная это история или нет, но она ярко демонстрирует очень важный факт: к исполнителям относятся, мягко говоря, без особого уважения. Вопрос не в том, кто не рассчитался с курьерами вовремя (Mail.ru или подрядчик), а в том, что кто-то в этой цепочке в принципе посчитал адекватным допустить такую ситуацию. Не думаю, что надо кому-то объяснять: для курьера ежедневный заработок — это очень важные и нужные деньги, без которых ему просто физически будет нечего есть. Поэтому для меня это вопрос бизнес- или даже человеческой культуры.

Delivery Club

К Mail.ru Group (владельцу Delivery Club) вообще есть отдельный вопрос — вроде бы требования лондонской биржи, на которой они котируются, предполагают достаточно детальное погружение в методы работы своих подрядчиков. Поэтому если их «промежуточные» компании, в которых оформлены курьеры, так себя ведут — вопрос, как их в принципе подключают к работе и проверяют ли в дальнейшем по ходу сотрудничества.

Хорошо, что сам Delivery Club в итоге заплатил курьерам напрямую (надеюсь, это не просто «утка» и выплаты действительно были сделаны). Но вопрос абсолютно безразличного отношения сервисов к своим исполнителям от этого на самом деле никуда не девается.

Гипермаркеты «Лента» и «Магнит» запустили собственную доставку

Ну, доставку много кто запустил в 2020 году. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но сейчас уже самой доставкой из магазина сложно кого-то удивить. На первый план выходят другие факторы: скорость, точность, стоимость товара (и доставки) и, возможно, ассортимент представленных товаров. Думаю, что к следующей «революции» — вынужденной или нет, — опять успеют подготовиться не все. Что ж, тем интереснее.

«Яндекс.Лавка» запустила доставку в офисы с помощью «Ровера»

В принципе, доставка беспилотниками — это перспективное направление. Но я вижу некоторые нюансы, если говорить именно про доставку еды. Например, я сам иногда заказываю еду, но делаю это потому, что мне в первую очередь просто не хочется выходить из квартиры. Думаю, для многих людей преимущество доставки на дом — именно в том, что тебе приносят покупки прямо к двери.

Насчет доставки в бизнес-центры тоже не уверен. Даже не знаю, у кого будет желание спускаться к роверу за едой, тем более зимой и с какого-нибудь 15-го этажа. Разве что это доставка для курильщиков, но тогда надо так и написать на ровере :)

Яндекс

Я не уверен, что вообще в фундаменте этой идеи лежит вопрос: «Слушайте, а как бы нам сделать лучше клиентский опыт?» Мне кажется, скорее обсуждалась мысль: «А как нам сделать доставку дешевле? Чтобы мы из тех 30%, которые забираем у ресторанов, мы оставляли себе не 15%, а 30%».

Вопросов к этому нововведению пока что много. Ну вот, например, что делать, если в ровер положили чужой груз? Кстати, курьер в своей сумке зачастую везёт несколько доставок разом. Сколько понадобится роверов на такое же количество заказов? Много. Будут колесить по городу. А раз так, то будут ли в них врезаться велосипедисты на тротуарах и кто будет в таком случае виноват — велосипедист или ровер? Короче, хорошо что кому-то в наше время некуда девать деньги :) Пусть тестируют дальше!

Вместо выводов

Все ищут точки роста, все что-то тестируют, мы в том числе. Процесс непростой, но золотое дно найти очень сложно сейчас почти во всех сферах бизнеса.

Конкуренция в сегменте внутригородской и гиперлокальной доставки сейчас безумная, тем более, что теперь на эту поляну вышли крупные игроки. Я думаю, всё идёт к консолидации, примерно как было с едой. Несмотря на обилие партнёрств и наличие некоторых сделок, крупного игрока, предлагающего полноценную инфраструктуру доставки на всех этапах, пока что до сих пор нет. Достраивать самостоятельно — сложно и долго, а выделять бюджет на M&A — видимо, страшно. Но после того, как появится первый серьезный игрок, перетянуть у него бизнес-аудиторию будет уже посложнее, чем «физиков», которые покупают еду и заказывают такси.

0
3 комментария
Mary Kudryavceva

"Даже не знаю, у кого будет желание спускаться к роверу за едой, тем более зимой и с какого-нибудь 15-го этажа. Разве что это доставка для курильщиков, но тогда надо так и написать на ровере :)"

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Курьерская служба К-месту полтора года не отдает нам полученные у клиентов (наложенный платеж) деньги. Значительная для нас сумма.
И на них на форумах огромное количество подобных жалоб.
Как в Вашей фирме с этим обстоят дела?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Khort
Автор

мы пока что не работаем с наложенным платежом)
но для примера - у нас курьеры два раза в неделю получают деньги за выполненные доставки и ни разу за 4 года не было такого, чтобы деньги им не поступили в заявленный день.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null