Битва за выбор: как в Германии и России противостоят натиску глобальных цифровых компаний

Наткнулся недавно на интересный пост в Нецифровой экономике, что оказывается в Германии приняли свой аналог “закона о предустановках”. Наш, напомню, вступает в силу уже 1 апреля. Решил перевести исходную статью и заодно поподробнее разобраться в том, как же это работает у них, и что говорят эксперты по этому поводу.

Вообще принятие подобных инициатив давно не вызывает удивления, поскольку многие страны, особенно в Европе, ищут пути регулирования IT-рынка и пытаются создать условия для честной конкуренции местных компаний и мировых гигантов. Причем акцент делается не только на расширение возможностей для небольших разработчиков, но и на предоставление пользователям большей свободы в выборе программ или приложений.

Вот и в Германии, как выяснилось, озаботились этой проблемой и в январе 2021 года приняли поправку к закону о конкуренции. Она призвана предоставить равные возможности для конкуренции на рынке и бросить вызов доминирующему положению игроков вроде Google (который захватил в Евросоюзе более 95% мобильного поиска). Идея в том, чтобы запретить отдельным игрокам эксклюзивные предустановки своих приложений на устройства, а значит — дать доступ к платформе локальным игрокам. Таким образом пользователь сможет осознанно выбрать из нескольких альтернатив. .

Заместитель председателя Комитета по цифровым вопросам Бундестага Ханцйорг Дурц считает, что принятие этой поправки — шаг на пути адаптации закона о конкуренции к вызовам современного цифрового мира. Эксперты уверены, что подобные изменения вновь поднимут вопрос о принятии в ЕС полноценного Закона о цифровых рынках. Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер убеждена, что «компании, работающие в Европе, должны иметь шанс так же свободно и честно конкурировать в онлайне, как и в офлайне».

На этом фоне эксперты вспомнили и российский закон о предустановке. Они отмечают, что новые требования не только предоставляют отечественным разработчикам больше возможностей на рынке, но и создают ситуацию, когда впервые какое-то государство смогло вынудить Apple дать пользователям больше свободы в выборе приложений.

Так, Ульф Шнайдер, президент консалтинговой компании Schneider Group, отмечает важность того, что Россия не пошла по пути запрета иностранных приложений, а решила разнообразить предлагаемый пользователям софт, добавляя местные разработки. Он также считает, что дело не только в локальных рынках: новый закон для России это вопрос «независимости от Запада и снижения влияния дальнейших санкций».

«Посмотрим, сможет ли Россия с этим законом переломить ситуацию с монополией иностранных корпораций в пользу российского ПО», — говорит член федерального парламента Германии от Свободной демократической партии Александр Кулиц. Главное, по его мнению, что законодательные усилия и России, и ЕС, направлены на то, чтобы предоставить участникам одинаковые возможности для вывода на рынок своих услуг.

Получается, наш закон — не такой уж и уникальный. В том же Китае вопросом «национального IT-рынка» занялись давно, но этот пример мало кто вспоминает, т.к. подход там кардинально другой (просто запретить все иностранное). Интересно будет через какое-то время сравнить эффект от внедрения подобных с законов в более «демократичной» версии как в Европе, так и у нас.

26
Начать дискуссию