Перекладывание ответственности: почему мы все швыряемся горячей картошкой с проблемами?

Есть корпоративная игра, в которую играют все, но никто не признается. Правила просты: как только возникает проблема, нужно сделать всё, чтобы она оказалась на столе у коллеги, отдела или любых внезапных обстоятельств. Это искусство перекладывания ответственности. Я знаю людей, которые настолько прокачались в этом искусстве, что если бы они занимались инвестициями, они точно бы были миллиардерами.

Я жизни это бывает по разному. Идёт совещание, босс спрашивает кого-то из сотрудников по текущему проекту. Мол, Василий, тут вот Анна ждёт, пока вы ей пришлёте работу, без неё проект Анны на стопах. А Васян отвечает, что я бы сделал, но меня не проинформировали. Ну типа был вообще не в курсе. Анна не говорила, писем не получал, возможно, ошибка случалась. Ойоой, что же делать. Работа не сделана, но Василий не виноват 100%. Тяжёлая судьба и внешние обстоятельства не позволили выполнить задачу. Мы бы выполнили план, но клиенты сейчас не активны. Это не моя зона ответственности - просто классика, не требующая комментариев.

Я задумываюсь, почему же это массово процветает? Возможно, это связано с культурой страха. В компаниях, где ошибки караются жёстче, чем поощряются победы, сотрудники быстро учатся защищаться. Проще сослаться на внешние обстоятельства, чем рискнуть и признать недочёт, при этом как-будто обезопасить себя от потенциального увольнения или лишения премии. Но на практике работает это далеко не всегда. Порой история с ответственностью связана с размытыми границами и процессами. Когда в компании нет чётких регламентов, KPI и зон ответственности, начинается анархия. Задача, за которую никто не отвечает, становится ничьей, и её проще оттолкнуть, чем решить. Самый простой пример, который приходит в голову, начальник в конце рабочего дня написал в общий чат, мол, сделайте вот это, но без адресного обращения к кому-либо. В час X он спросит, ну что, сделали? В чате молчание, ведь ответственных не было и никто ничего решил не делать. Коллективная ответственность рулит, но рулит не туда, куда нужно бизнесу.

Личная выгода или эгоистичный расчёт, если проблема уплывёт к другому, можно сэкономить время, избежать стресса и сохранить образ идеального сотрудника. Карьера часто строится на демонстрации успехов, а не на решении чужих ошибок. Если все вокруг перекладывают ответственность, сопротивление выглядит глупо. Зачем быть тем, кто тащит, если можно быть тем, кто уворачивается? Такой режим сбережения энергии.

Сразу возникают образы, связанные с опасностью от такой деятельности. Особенно в перспективе. Опасность для бизнеса, конечно - проблемы накапливаются как снежный ком, а нерешённые вопросы превращаются в кризисы. Команда разобщается. Вместо “мы” возникает “я и они”. Доверие выходит из чата. Коллеги начинают видеть друг в друге угрозу, а не поддержку и компания тихонечко начинает терять скорость. Энергия тратится не на движение вперёд, а на поиск виноватых. Вася!

Ну и что делать с этим добром нормальным вменяемым руководителям? Увольте придурков и займите чёткими делами остальных. Ладно, это шутка. А если серьёзно, то создавайте ясность. Понятные должностные инструкции, прописанные процессы и измеримые цели. Тут не про формализм скорее, а про чёткое донесение мыслей о том, что вы ждёте от сотрудников. Пишите в чат задачу - её должны подхватить те, кто в этой области наиболее компетентен. Торпедировать нет смысла, потому что потом всё равно придётся делать, только в более нервной обстановке. И не забывайте поощрять проактивность. Награждать не только за результат, но и за готовность решать сложные ситуации. Показывайте на личном примере, что вы в деле. Руководитель, который говорит, что отвечает за конкретные дела, конкретный блок работы вместо, ой, а кто это сделал, сто процентов ломает систему и учит сотрудников принятию ответственности.

Перекладывание ответственности, признак, который говорит о потенциальной проблеме, например, о страхе, незрелости коллектива или плохой организации системы. И пока компания не начнёт культивировать принцип, который говорит сотрудникам о том, что мы не ищем виноватых, а решаем проблемы, перекладывание ответственности сохранится. Человек, который берёт на себя ответственность - это про зрелость, а не про проблемного сотрудника.

Спасибо, что дочитали до конца. Рад новым подписчикам и вашему мнению в комментах!

1
9 комментариев