SmartTV полностью вытеснит телевидение?

Лирическое отступление

Хочется вспомнить, какую роль в нашей жизни играло телевидение лет эдак 15-20 назад. Ситуация ностальгически-житейская – обычно в почтовый ящик вашего дома (тот, который на улице, не e-mail) почтальон приносил газету, которую выписывали* ваши родители.

*Для людей младше 2000 года рождения расскажу: раньше на газеты можно было подписаться, как на музыку в Apple Music или VK, кино в ivi или Okko и т.д. Тогда почтальон за определенную плату в месяц/квартал/полгода/год приносил подписчику свежий номер.

Вспомните, как вы спешили открыть газету, чтобы найти в ней программу телепередач. Тщательно шерстив программу, вы натыкались на «Рэмбо» по условному СТС в 21:00, или «Американский пирог» на ТНТ, где еще не штамповались новые сериалы со скоростью развития коронавируса в Турции. И все! Выделив для себя приоритетные передачи по телевидению, вы старались подстроить все свои дела так, чтобы обязательно попасть на просмотр фильма/программы/шоу и ни за что не пропустить.

Многие каналы направляли свою рекламную деятельность на то, чтобы засесть в голове у зрителя. Мы знали, что есть «Кино в 21:00 на СТС», «ТНТ-комедии в 22:00» и что-то там еще после полуночи по РЕН-ТВ – нам это вдолбили, чтобы мы всегда знали когда, где и что можно посмотреть, отложив или доделав все свои дела к нужному времени. Пропустили? Либо будет повтор в утреннее время на следующий день, либо ciao, amigo.

День сегодняшний

Сейчас все это сложно представить и странно вспоминать – чтобы программа телепередач могла сдвинуть или вовсе отменить наши планы? Не смешите мой YouTube Premium. Сегодня на человека, который к 20:00 бежит смотреть «Поле Чудес» по телевизору смотрят как на вымершего трицератопса в Музее Естествознания. А ведь таких людей все еще много, они все еще ждут свои любимые передачи по ТВ и только там узнают, что происходит в мире. Это поколение уходит – люди, воспитанные YouTube и социальными сетями становятся уже совсем взрослыми, заводят своих детей и включают им мультсериалы уже не в 9:00 после передачи «Слово Пастыря», а на различных веб-платформах, в крайнем случае на Яндекс.Видео.

Кто убил телевизор?

Конечно, телевидение еще никто не убил – оно неплохо себя чувствует, в него вливаются тонны денег, у него есть постоянная аудитория, на его благо трудятся миллионы людей. Просто появилась альтернатива, которая сейчас почти также доступна, как и само телевидение. Прокаженные могут сколько угодно орать, что Интернет и 99% того, что в нем есть – мусор, белиберда и ересь, только кино там смотреть классно. Но сейчас идет реальное перетягивание каната между ТВ и Интернетом, и с конца ТВ-шного каната уходит все больше людей.

Этот самый треклятый кем-то Интернет заселил в наши телевизоры ту самую функцию Smart TV, которая впустила в ящики различные платформы и приложения. Они предлагают сотню тысяч миллионов фильмов и сериалов уже как само собой разумеющееся, с ними в довесок идет куча всяких уникальных штук, которые недоступны пользователям других платформ и уж тем более фанатам телевидения – делается все для того, чтобы вы платили за подписку на платформу.

В Smart TV есть тот же YouTube, смотреть который на большом экране вдвойне приятнее. Во вторую очередь телевидение поприжал тот самый контент. Был период, когда качественно поставленная и отснятая идея была редким гостем в YouTube и других площадках – все снималось на то, что есть под рукой (может, кто-то помнит Макса +100500, который снимал видео на фоне ковра и на не очень хорошую камеру без петличек), а куча блогеров, которые сейчас ездят на «новых меринах» только начинали искать себя, играясь с монтажом и выбирая вектор создания контента.

Зато сегодня – хоть обсмотрись. Миллионы программ любых жанров и оттенков, которые можно включить тогда, когда глазам угодно – и практически никакой рекламы. Программы и шоу для YouTube давно создаются при помощи людей «из телевизора» и команд с профессиональными навыками режиссуры, света, грима и монтажа. Порог вхождения на YouTube за последние 10 лет хорошо так повысился – на платформе есть все, что может пожелать искушенный зритель. Если вы мегаталантливый человек с фантастической идеей для YouTube, то без хорошего продакшена вам все равно не пробиться – нужны какие-никакие декорации, картинка, фишка. О каком телевидении может идти речь, если на том же YouTube контент не хуже, а то и лучше?

Что будет дальше?

Сегодня все движутся в сторону создания уникального качественного контента и собственных площадок. Apple запустил и успешно продвигает AppleTV – приложение для Smart TV, где есть море уникального контента, которые ребята из Калифорнии снимают и продвигают с помощью собственного продакшена и силой компании. Другие компании подобного размаха сделают то же самое. Вопрос в том, что они будут предлагать зрителю. Скорее всего тоже будут мериться эксклюзивами. Хороший пример создания площадки – RedBullTV – канал про экстремальные виды спорта. Тематика абсолютно ясна и понятна аудитории. У них есть права на съемку соревнований экстремальных видов спорта и т.п. – вот по такому принципу и будут появляться платформы многих компаний и ресурсов. Наши компании тоже вступают на путь «SmartTVзации» – свои медиа создают МТС и Билайн, а последний так и вообще пропихивает приложение своим пользователям домашнего интернета:

Компании готовы тратить свое время и деньги на развитие собственных платформ с доступом в Smart TV. Уже зажигает КиноПоиск HD, который предлагает классный контент на своем YouTube-канале и в приложении для Smart TV – это они показали фильм «Лига Справедливости» в день премьеры во всем мире.

Возможно, по такому принципу начнут работать и крупные телеканалы, вкладывая в smart-приложения все больше средств и смещая приоритет с телевещания на Smart TV. Акценты придется смещать и в плане контента – Артем Шейнин, и звезды шоу-бизнеса конца 90-х нынешнему поколению пользователей не нужны от слова совсем. Да, сейчас у некоторых из каналов есть сайты или YouTube-каналы, куда они выгружают выпуски своих популярных передач, но мне кажется, что в будущем все это перенесется в формат приложения для Smart TV.

Например, платформа крупного телеканала (пусть это будет «Первый канал») может быть в таком формате: тапая пультом на иконку «Первого Канала» в меню Smart TV пользователь запустит smart-приложение. Оно будет предлагать включить прямой эфир «Первого Канала», посмотреть последние выпуски популярных передач канала в высоком качестве, а особое место будет отведено уникальному контенту – он и будет выступать стимулом купить подписку на приложение «Первого Канала». Каким он будет – зависит от умов работников канала. Может быть, Ургант и Познер будут ездить по миру и брать друг у друга бесконечное интервью, а может Артем Шейнин из «Время покажет» будет бесконечно рассказывать, как он не любит американцев и что готов с ними сделать. Опять же, вместе со всем этим в отдельном разделе будут идти тонны сериалов и фильмов, которые уже вроде как есть.

Пример площадки от Газпром-Медиа - держателя ТНТ, ТНТ4, ТВ3 и пр.

Уникальный контент будет играть огромную роль. Он будет основным двигателем и мотиватором для оформления платной подписки на приложение и покупки в нем чего-либо. Реклама станет умнее – алгоритмы будут видеть, чем вы интересуетесь больше, а «нужная» реклама будет вас догонять самостоятельно. Посмотрели фильм или программу про машины – вот вам реклама машин и комплектующих. Любите смотреть контент про животных – посмотрите и рекламу про корм для кошек и собак. Все будет направлено на персонализацию.

А если каналы так не захотят?

То помрут лет через 20 от слова совсем, когда будет уходить взрослое поколение, которому сейчас 50 и более лет. Они заберут с собой 90% того, чем гордится нынешнее телевидение – километровые рекламные блоки, шоу с 16-тилетними беременными девушками, Соловьевы и Киселевы, орущий на «России 2» Жириновский, русские сериалы – все канет в лету. Конкурировать со Smart TV и YouTube придется с нуля, а там уже тысячами фильмов и сериалов не покозыряешь – придет время какой-нибудь виртуальной реальности, сериалов с выбором сюжетных линий и вовлечением зрителя в сюжет, как уже пробует делать Netflix.

Проблема еще и в том, что даже если один из топовых каналов прямо сейчас создаст классную платформу для Smart TV и запихает туда все выпуски своих самых популярных передач, то туда будет заходить лишь малая часть аудитории канала, потому что средний возраст российского телезрителя – 49 лет! Он смотрит свои передачи в строго определенное время, потому что привык. Перетащить человека 50-ти летнего возраста в приложение на телевизоре конечно еще можно, а вот 60-70 лет могут быть преградой для перехода от привычного ящика с расписанием к платформе без границ. Вывод: есть большие вопросы к контентной составляющей.

Главы каналов не устают рассказывать о борьбе телевизора с веб-платформами и приложениями. К сожалению, сегодня мы наблюдаем затухание телевидения в привычном нам виде, оно либо эволюционирует и сделает качественный скачок, либо исчезнет.

Редакция IT-компании The MASCC - чешско-российского разработчика систем автоматизации (BPM/CRM) и мобильных приложений

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Спорное утверждение

Ну, пока существуют те люди, которые не особо разбираются в облачных сервисах и онлайн-кинотеатрах - то телевиденье будет жить. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

В онлайн-кинотеатре не очень сложно разбираться - один раз привязать карту и все. Дело в привычке и доверии ящику, нежелании впускать в жизнь что-то новое. А телевизионщикам и так хорошо - они думают, что тягаются с ютубом, но меняться не хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Hirjol Macha

Скажите это моей бабушке)))

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

что именно сказать? что у нее ленивый внук, не осиливший настроить нетфликс?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Вотонова

А можно просто в бесплатном онлайн-кинотеатре смотреть фильмы. По моему, если есть такая возможность, то не стоит что-то усложнять. Мы с семьей давно уже смотрим фильмы в Кинобаре. Там и полнометражных фильмов полно, и сериалов. Сейчас подсели на просмотр сериала Красная зона  https://kinobar.vip/23272-krasnaya-zona-1-sezon-v1.html Достойный, о наших ковидных реалиях. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

Интересно, сколько вам заплатят за эту рекламную компанию

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

Ну, чтобы полностью оно вытеснило, нужно, во-первых, 100% охват высокоскоростным интернетом, а во-вторых - должны быть сами девайсы с поддержкой СмартТВ. И если в городах и вокруг них с этим все хорошо, то где-нибудь в деревнях в глубинке - ни того, ни другого, и телевизор там будут смотреть, пока не вымрет физически вся деревня...

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

На подходе 5G. Чтобы купить тв без Смарт ТВ - нужно быть прям врагом прогресса. А деревень с каждым годом все меньше, увы

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Вы устарели, тормозящий Смарт тв не нужен, когда есть андроид тв Приставка за 25-40 баксов и их аналоги

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

Согласен, но телеканалам для попадания и на smart TV и в Google play один черт нужно приложение 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

У нас и 4G далеко не везде еще, а 5G требует еще большей плотности сот, и в мелких населенных пунктах его вряд ли будут ставить...

Ответить
Развернуть ветку
Juhan Korbelainen

Вообще-то приложение Первого канала для Smart TV (в частности на платформе webOS) существует уже несколько лет. И работает оно именно так, как описано в статье 😉

Ответить
Развернуть ветку
Max

Что мертво - умереть не может.

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

пока не мертво - еще немного

Ответить
Развернуть ветку
Max

Но оно уже находиться в агонии и опорожняет кишечник. Причём почему-то в России.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

Не убьёт, пока есть stupid зрители

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мелешенко

Увы, но технологии Smart не делают людей такими же )

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда