Какие медиа будут востребованы в будущем. Личный взгляд

Сегодняшнюю экономику не зря называют «экономикой внимания».

Начиная с 90-х годов прошлого века, объём цифрового бизнеса год от года растёт и каждый год рост кратный.

По мере цифровизации, автоматизации и повышения производительности труда у нас появляется всё больше свободного времени, снижаются рабочие нагрузки и — как следствие — высвобождается всё больше внимания.

🧐 Внимание пользователя — вот то, на чём строятся все онлайн-продажи.

🤓 Цифровые платформы научились утилизировать внимание пользователей практически полностью.

🤥 Медиа не могут конкурировать с платформами в захвате внимания.

Дело в том, что платформы решают для пользователя одновременно много задач: информирование, развлечение, предоставление доступа к сервисам и товарам, и т.п. Платформы собирают и обогащают данные пользователей. Это даёт им невероятную предиктивную мощь: предлагать пользователю то, в чём он нуждается в каждый конкретный момент времени.

Медиа решают только одну задачу для пользователя: легитимизируют полученную информацию. Упрощённо говоря, если я увидел что-то в ленте Дзена — это просто информация. А если это появилось в каком-то из медиа, это правда.

Когда Яндекс на своей главной странице показывает нам ленту Я.Дзена, он собирает внимание, которое осталось нерастраченным после анализа поисковой выдачи или посещения Я.Маркета. И сопротивляться этому практически бесполезно.

📎 Получается, что медиа — это побочный эффект платформ. С позволения сказать, интеллектуальное обрамление цифровой витрины продаж.

В связи с этим вот какие выводы напрашиваются. Кажется, что в будущем останется место только для трёх типов медиа:

1. Отраслевые или нишевые медиа: источники, которые помогают принимать экономически значимые решения.

2. Медиа, обслуживающие старшее поколение. За привычку к традиционному медиапотреблению придётся платить.

3. Корпоративные медиа, которые приближаются по уровню к отраслевым авторитетным медиа или мимикрируют под них.

Пост написан по мотивам доклада Александра Амзина на конференции «Кризисы нашего времени как вызов обществу, культуре, человеку».

Алексей Березовой
главред, медиаэксперт

Возможно, вас интересует всё, что касается медиа. В таком случае, подпишитесь на мой телеграм-канал — там много такого.

33
4 комментария

На мой взгляд, утилизация внимания приводит к тому, что у людей формируется понимание того, как их используют - человек, наступающий на одни и те же грабли и покупающий ненужную хрень рано или поздно приходит к выводу, что типовых ошибок стоит избегать. И в итоге это должно бы привести к тому, что платформы за деньги обучают людей концентрировать внимание на продуктивных вещах и избегать контр-продуктивных... Типа интеграции нейросетей и обезьяны. Но это в идеальном мире, а у нас обезьяна ж бунд устроит.

здесь даже не в обезьянам бунте дело
непохоже, чтобы платформы были заинтересованы в повышение осознанности обезьян
платформы так устроены, чтобы поглощать всё больше и больше внимания пользователей

1