Что стоит знать про "единый интернет-счётчик"? Никакой ответственности и море полномочий

Я изучил закон и историю принятия и впечатлился.Вкратце, он про то, что все ресурсы с посещаемостью больше 500 000 обязаны воткнуть себе гос.счётчик, который будет собирать много данных о пользователе и о контенте, который он смотрит.

1) Никакой вообще ответственности за сбор и защиту этих данных установщик счётчика не несёт. Нигде в законе про это нет ничего. Ну то есть "ой, мы тут случайно потеряли или куда-то передали, не знаем куда, айдишники аудитории ivi.ru, которые смотрели определённые передачи. Но мы разберёмся." - будет вполне в порядке вещей и без последствий. Это вообще характерно для новых законов про данные.

2) Счётчик будет считать не только "интернет", но и смарт-тв. Там есть интересная поправка, что считать необходимо теперь любое устройство, у которого есть свой сетевой ID. Это прям новация.

3) Закон вроде строго про "учёт аудитории". Но в нём есть чудесная оговорка, что данные собираются также "для иных целей, установленных законами". Примечательно, что в первом рассмотрении в мае аж цельный руководитель аппарата правительства написал единственное замечание к законопроекту - мол, требую уточнения этого момента. Но на его требования просто забили, в финальном тексте закона ничего не уточнили.

Что стоит знать про "единый интернет-счётчик"? Никакой ответственности и море полномочий

4) А ещё там есть такая оговорка - исследователь получает полномочия согласно другому закону, про госрегулирование информационных технологий (ФЗ 149). А конкретнее - развивать системы различного назначения для организаций и госорганов. Ну например измеритель имеет полное право на этих данных сделать сервис по продаже собранных данных или создать сервис мониторинга для МВД.

5) Все результаты исследований сайтов будут вывешиваться в Интернет, это требование закона. На руку ТВ-компаниям, конечно - вот мол смотрите, рекламодатели, наш контент как смотрят, а на вражеских кинотеатрах ну никакого внимания аудитории.

6) Новый сервис собирает не только факт визита на сайт, он зачем-то ещё агрегирует конкретные заголовки страниц и статей, их обязаны ему передавать. Из моего опыта - это наиболее ценные данные, например Авито целенаправленно маскирует от счётчиков такую информацию. Все товары, которые вы смотрели, конкретные статьи с их контентом - всё будет уходить внутрь такого замечательного сервиса. И никто ни за что не будет отвечать.

7) Минцифры комментирует сбор таких данных, называя их "обезличенными". При этом в 2016 году то же государство штрафовало МГТС именно за монетизацию обезличенных cookie, сочтя их персональными, и кроме того указав на отсутствие разрешения со стороны пользователя. Это вообще прекрасно и многое говорит про компетенции агрессивных "сборщиков данных".

Резюме: называть этот принудительный счётчик благом для рекламодателей - это значит не видеть очень очевидных вещей (ну, и не читать по сути текст закона). Это очевидный лоббизм в пользу телевизионных холдингов плюс инструмент сбора вообще не нужных для медаизмерений (но нужных для других вещей) данных.

5
2 комментария

Ну собирают и собирают. Понятно, что никакой анонимности уже давно нет.

Ответить

А когда такое планируют?

Ответить