Как эмоциональный интеллект помогает в построении бизнеса

Источник: архив эксперта

Как построить успешный бизнес благодаря знаниям об эмоциональном интеллекте? И в чем заключается его польза для компании, расскажет Ольга Коротько, аналитический психолог, основатель Школы творческих ментальных состояний.

Понимание природы эмоций как своих, так и окружающих – является важным преимуществом в профессиональной среде. Например, последние несколько лет рекрутеры при поиске новых сотрудников стали обращать особое внимание на так называемые «мягкие навыки» соискателей, а руководители внедряют их в свою стратегию управления коллективом.

«Мягкие навыки» полезны для компании не только с точки зрения повышения эффективности работы. Благодаря им можно повысить уровень сплоченности команды и увеличитель доход в несколько раз. У этой способности работать с эмоциями есть название, которое сейчас известно каждому – эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – управленческий навык будущего. Это ключевое умение, которое должен приобрести каждый лидер, чтобы продвигать свою команду вперед. Польза, которую получает компания, обращая должное внимание на эмоциональный интеллект сотрудников и руководителей – неоценима.

Чем выше эмоциональный интеллект сотрудников и самого руководителя, тем более производительной становится компания, а внутренняя «экосистема» – благоприятнее. Ведь эмоции – ценные инструменты человеческих отношений, в том числе и рабочих.

Почему эмоциональный интеллект стал настолько важен для бизнеса

Если разобраться, то буквально слово «эмоция» можно перевести с латинского языка как «приводить в движение» или «выводить из себя».

Эмоция характеризует интенсивное, необычное и переживаемое аффективное состояние в краткосрочной перспективе. Таким образом, это мимолетное или, можно сказать, точечное выражение живого чувства.

Кроме того, эмоции позволяют эмоциональному интеллекту собирать и обобщать информацию об окружающей среде. А также, подталкивают его реагировать на нее, предпринимая различные действия: сражаться, бежать или страдать. Таким образом, наши эмоции влияют на то, как мы принимаем решения и какую стратегию поведения выбираем в той или иной ситуации.

Исследователь по имени Гоулман первым предположил связь между эмоциональным интеллектом и эффективностью бизнеса. Гоулман провел исследование 200 компаний, целью которого было понять влияние эмоционального интеллекта на производительность труда. В этом исследовании он утверждает, что эффективность результатов компаний на 60% связана с эмоциональными способностями ее сотрудников.

Как оценить уровень эмоционального интеллекта

Все уже слышали о коэффициенте интеллекта, знаменитом IQ, который направлен на измерение интеллектуальных способностей человека. То же самое верно и для эмоционального интеллекта, лишь с той разницей, что здесь мы оцениваем не IQ, а EQ (Emotional Quotient или Эмоциональный Коэффициент).

За последние 20 лет для оценки EQ было разработано большое количество тестов, многие из которых доступны совершенно бесплатно в Интернете.

Расчет EQ представляет собой своего рода личностный тест, который проводится с помощью серии вопросов. Ответы анализируются и позволяют составить своеобразный «портрет» человека но, прежде всего, его эмоций.

В профессиональном мире этими тестами пользуются уже на этапе подбора и найма сотрудников. Рекрутеры ищут в кандидатах уверенность в себе, эмпатию, способность разрешать конфликты, стрессоустойчивость, коммуникабельность…

Конечно, нельзя слепо полагаться на все доступные в интернете тесты. Так как многие из них научно не подтверждены и требуют интерпретации и валидации профессиональными психологами. Работать с непроверенными тестами, а также без знаний в области психологии – значит, полагаться на очень сомнительные данные. Поэтому рекрутеру необходимо иметь базовые знания в области психологии, либо располагать возможность подключить к работе профессионала.

Бонусы от применения эмоционального интеллекта в различных сферах бизнеса и при управлении персоналом

1. Влияние на культуру компании

Если учитывать уровень эмоционального интеллекта при подборе персонала, то это позволит еще на этапе тестирования выбирать тех кандидатов, которые соответствуют ценностям и внутренней корпоративной культуре. Или это как минимум поможет стимулировать будущего сотрудника раскрыть и усвоить правила компании.

Кроме того, уже сам по себе факт наличия у нового работника эмоционального интеллекта говорит о том, что он быстрее адаптируется к «экосистеме» офиса и лучше поймет свою роль внутри коллектива.

2. Влияние на эффективность сотрудников

Еще одним бонусом эмоционального интеллекта в бизнесе является то, что сотрудники становятся гораздо эффективнее и продуктивнее.

Работнику, который обладает более высоким уровнем EQ, то есть он лучше осведомлен о своих эмоциях, будет легче справляться со стрессом и перегрузками, не теряя при этом своей работоспособности.

Также он будет лучше регулировать свои негативные эмоции даже в ситуации сильного давления. Такой сотрудник, столкнувшись с неудачей или провалом, быстрее оправится и переключится на поиск новых идей и решений.

Более того, работник с более высоким уровнем EQ, будет способен искать эффективные решения как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими коллегами.

3. Влияние на «экосистему» всего офиса

Конечно, для эффективного развития бизнеса важны многие факторы, но рабочая среда и настроение в коллективе – ключевые.

Дружелюбное и позитивное настроение, царящее в коллективе, будут способствовать благополучию как отдельно взятых сотрудников, так и процветанию всей компании в целом.

Совершенно очевидно, что сотрудники с бОльшей радостью идут на ту работу, где их ценят и где они чувствуют себя хорошо. Соответственно, и трудятся они с бОльшей отдачей.

Кроме того, сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом более открыты для групповой работы. В свою очередь руководителю будет легче управлять общей динамикой в компании и справляться с потенциальными конфликтами в коллективе. Например, способность принимать и анализировать конструктивную критику поможет лидеру улучшить сплоченность между сотрудниками, что в свою очередь станет важным преимуществом для бизнеса.

4. Влияние на руководителя компании

Эмоциональный интеллект руководителя – это форма интеллекта, которая предполагает в управленческом контексте способность диагностировать как собственное, так и эмоциональное состояние других людей. А также, способность применять эмоциональную стратегию/тактику, обеспечивающую личный и коллективный рост.

В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что высокий эмоциональный интеллект руководителя напрямую влияет на эффективность работы всего коллектива. И это знаменует собой конец старой эпохи, когда управление осуществлялось через стресс и запугивание сотрудников.

На самом деле прежний метод «повышения» эффективности через стресс действительно работает, но он дает лишь краткосрочный результат. В то время как в долгосрочной перспективе может привести к катастрофическим для бизнеса последствиям.

Руководитель с высоким уровнем EQ способен мотивировать людей к работе и вовлекать их в проект, мобилизуя их через позитивные рычаги – интерес и энтузиазм, чувство собственной самореализации и ценности, а также радости от достижения цели.

Важно отметить, что именно из эмоционального интеллекта «растет» харизма руководителя, которая уже сама по себе способна сплотить коллектив вокруг того или иного проекта.

Как руководителю поднимать уровень своего эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – тонкое умение. Можно сказать, что это форма интеллекта, связанная с нашей способностью распознавать собственные эмоции, эмоции других и использовать всю эту информацию, чтобы действовать оптимальным образом: выражать свои мысли наилучшим образом, выстраивать здоровые долгосрочные профессиональные отношения, принимать правильные решения, адаптироваться к изменениям, развивать устойчивость.

Эмоции, будь то «положительные» или «отрицательные», играют центральную роль в нашей способности понимать окружающий нас мир и действовать соответственно.

Чувства и эмоции неотделимы от нашей психологии и возникают в ответ на какое-то событие, информацию, взаимодействие или неудовлетворенную потребность... И наша задача состоит в том, чтобы расшифровать сообщение, которое пытается донести до нас какая-то определенная эмоция и отреагировать наилучшим образом.

Шаги к развитию эмоционального интеллекта

Шаг 1. Научиться понимать свои чувства и эмоций. Знание того, как распознавать различные эмоции (в себе и в других) и, что немаловажно, уметь интерпретировать их, поможет нам принять правильное решение и, исходя из этого, выстроить наиболее подходящую линию своего поведение и реакций.

Например, благодаря атласу тепловых карт можно наглядно увидеть, как активные области человеческого тела реагируют в соответствии с различными испытываемыми эмоциями. Поэтому так важно умело и оперативно разбираться в чувствах, которые нахлынули на вас.

Практическая работа. Чаще спрашивайте себя: «А что я сейчас чувствую?», «А какая это эмоция?», «А в ответ на что она возникла?», «Где я чувствую эту эмоцию в теле?», «Что за ней стоит?» и т.д. Например, за гневом может стоять страх показаться глупым в глазах других, а за отчаянием – нежелание брать на себя ответственность.

Шаг 2. Научиться регулировать свои эмоции. Чтобы действовать более эффективно, а не становиться заложником своих чувств, развивайте в себе способность слушать и слышать других людей. Давайте людям возможность высказаться и постарайтесь сначала разобраться в ситуации, прежде чем предпринимать какие-то действия.

Мастерство понимания и регулирования своих эмоций является навыком, который можно успешно развить на практике. Поэтому освоив эти простые шаги, вы окажетесь на полпути к высокому эмоциональному интеллекту и успешному бизнесу.

Заключение

Эмоциональный интеллект полезен как для саморазвития, построения личных и рабочих отношений, так и для бизнеса. Поэтому уделять особое внимание развитию и повышению эмоционального интеллекта в своей компании – значит не только увеличить эффективность и прибыль, но и добавить немного тепла и человеческой души в то пространство, где вы и ваши подчиненные проводите более 40 часов в неделю. А что может быть лучше для любого успешного бизнеса, если не счастливые и активные сотрудники?

Ваш персонал – сердце компании, поэтому им должно быть свободно и комфортно в рабочем пространстве. Поверьте, от этого выиграют все!

Кроме того, благодаря эмоциональному интеллекту вы сможете прекрасно прокачать собственную компанию как изнутри, так и снаружи. Поэтому берите на вооружение все советы и начинайте строить свою идеальную компанию с чувством, с толком, с расстановкой!

0
4 комментария
Российский Крым

У вас картинка устарела, вот верная

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пеньшин

Что для Вас бизнес? Цех? Завод? Совхоз? Шахта?

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ивлев

Знания про эмоциональный интелект необходимы, особенно кто постоянно строит коммуникацию между сотрудниками и отделами внутри компании или же выстраивает отношения с клиентом.

Кто собирается прочитать Гоулмана, учтите там больше учебник и написан больше для социологов, но прочитать стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрен Норов
эмоциональный интеллект

как же эти психлогини и афторки достали

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда