Исследование: сколько людей в России на самом деле регулярно занимается спортом

Правда ли, что Россия — спортивная страна, и что спорт для нас — норма жизни?

Труд адресован широкому кругу читателей, но в первую очередь спортивным функционерам.

Статья являет собой изложение мыслей по теме, описание хода и результаты исследования, которое призвано отразить текущее положение дел в массовом спорте. Если вам нет дела до моих соображений, то можете сразу перейти к результатам и выводам. Правда, тогда вы, вероятно, не поймете связь итога с заглавием статьи.

Приветствую!

Меня зовут Дамир, и с 2014 я года тружсь в нише любительского спорта (циклические виды) на стыке между информационными технологиями, маркетингом и HR.

«Циклика» — это про монотонность (повторение одного движения раз за разом), а потому и про выносливость, особенно когда речь идет о длинных дистанциях.

К этой группе активностей относятся: скандинавская (северная) ходьба, бег (легкая атлетика), плавание, вело- и лыжный спорт и всевозможные их комбинации в различных условиях, а также гребля.

Карьеру начал со взращивания локального бегового сообщества, потом почти четыре года проработал IT-специалистом широкого профиля в команде организаторов Казанского марафона, а после — чуть больше двух с половиной лет сотрудничал с топ-брендом соревнований по триатлону в России Ironstar в роли email-маркетолога. При этом, несколько лет назад сфокусировался на аналитике (в этой же отрасли).

Что-то тут не так…

На ТВ и в СМИ периодически можно увидеть обсуждение мер поддержки и развития массового спорта в стране. Порой доходит и до запуска каких-то проектов. Однако, как показывают годы, у профильного министерства, несмотря на все инициативы, едва ли что-то получается. Во всяком случае, так было до сих пор.

На данный момент ключевой проект, направленный на развитие массового спорта — «Спорт — норма жизни». Реализуется с 1 января 2019 года в рамках национального проекта «Демография». Главная задача — к 2030 году вовлечь минимум 70% населения в регулярные занятия спортом и физкультурой, тем самым повысив качество жизни людей.

Что ж, инициатива, однозначно, хорошая, но есть нюанс, который беспокоит: насколько адекватна «отправная точка»?

Рассмотрим разные источники статистики.

Скриншот из видеоролика «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fnormasport.ru%2Fget_file.php%3FEID%3D508%26amp%3BFID%3D378&postId=564581" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Статистика роста показателей</a>» на сайте проекта «Спорт — норма жизни»
Скриншот из видеоролика «Статистика роста показателей» на сайте проекта «Спорт — норма жизни»

На картинке видно, что всё прекрасно: динамика положительная — значение стабильно растет из года в год — проект успешен. С такими темпами задача даже имеет шанс быть перевыполненной!

Сосредоточим внимание на первом для проекта 2019 году. Показатель «спортивности» населения равен 40,3%.

При этом ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) за тот же год рапортует о 38%.

По данным же Единой межведомственной информационно-статистической системы (витрина Росстата) доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2019 году, составляет 43%.

Как видим, информация разнится: у проекта одно значение, у ВЦИОМ — другое, а в официальном источнике и вовсе иное.

За какое число не цепляйся, почему-то все равно есть ощущение, что цифры не просто притянуты за уши, а, вообще, оторваны от реальности, ибо по личным наблюдениям [согласно пирамиде потребностей Маслоу], несмотря на то, что занятия спортом — это оздоровительно-досуговая часть жизни, в нашей стране она далеко не на первом месте.

Вопросы к статистике возникли еще в конце 2018 года, когда я был в команде организаторов Казанского марафона. Было непонятно, почему при такой динамике «спортивности» населения маркетологам приходится почти из кожи вон лезть, чтобы привлечь участников на мероприятие.

Возможно, какая-то информация просто остается за пределами моей досягаемости, но если рассуждать логически, то при таком раскладе спрос на слоты (билеты) для участия в любительских соревнованиях должен быть заметен как минимум через локальные СМИ.

Возникает диссонанс: где ж тогда все эти люди?

Отрывок из кинофильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».

Даже если взять самое низкое значение, то 38% от ~146 млн человек при грубом пересчете — это более 50 млн граждан. Вычтем из них детей дошкольного и школьного возраста, для которых спорт является больше родительской инициативой и частью образовательной программы, а потому на звание сознательного увлечения, что допускает и системность, а, значит, и регулярность, претендовать может с натяжкой. Таких в 2019 году около 10 млн и 16 млн с небольшим соответственно (краткий статистический сборник «Образование в цифрах» от НИУ «ВШЭ», с. 46). Остается около 24 млн человек, что составляет примерно 16,4% населения, которые теоретически могут заниматься спортом или хотя бы физкультурой. При этом результаты исследования рынка фитнес-индустрии за тот же год от РБК говорят о крохотных 3% — лишь 4,3 млн россиян. Если же отсеять еще и тех, кто покупает абонементы в фитнес-клубы только перед теплым сезоном, чтобы просто хорошо выглядеть, думаю, сами понимаете, останется совсем ничтожное число. Наверное, до миллиона, но это уже догадки…

Потенциальный корень «проблемы»

Какой бы ни была статистика, думаю, дело в том, что мы — наследники культуры бывшего СССР. В её артефактах внимание до сих пор акцентируется на былых достижениях, ибо мы в большинстве своём не умеем жить моментом.

Насколько мне известно, в годы существования Советского Союза политика «холодной войны» диктовала правила игры для всех слоев населения и сфер деятельности.

Спорт, пожалуй, был и отчасти остается точкой сосредоточения приложения сил той политики. «Быстрее, выше, сильнее» да без проигрышей как раз есть ее следствие. Полагаю, руководству государства было важно выглядеть «на уровне» в глазах мирового сообщества — обязательно нужно было всем показывать Кузькину мать да Васькину прыть. Оттого в спорт высших достижений, как он называется сейчас и является не сколько отдельным, столько ключевым направлением ответственного Министерства, вливаются колоссальные ресурсы. Так взращены наши олимпийские чемпионы и медалисты, известные на весь мир своими результатами и достижениями.

Нынче описанное если и происходит, то скорее по инерции. Оно же означает, что массовому спорту уделяется меньше внимания, а потому в нем всё может быть устроено по принципу «и так сойдет». Это ведет к мысли, что официальная статистика сильно искажена. Круг снова замыкается.

Главный герой м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»
Главный герой м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

Желая разобраться, в 2019 году я откликнулся на вакансию специалиста в Министерстве спорта Республики Татарстан: подходил по всем критериям, кроме одного. Меня отказались собеседовать из-за отсутствия высшего образования.

Интерес оказался основательный, поэтому начал сбор любой информации, связанной с темой будущего исследования. Привожу всё найденное в хронологическом порядке:

Согласно статистике, лишь 2% людей в нашей стране занимаются фитнесом (для сравнения: в США этот показатель равен 18%). В Москве и Петербурге это 8–9%, что все равно мало.

Владимир Волошин в интервью «Часовому алфавиту», 5 декабря 2017

2. Самые популярные виды спорта в России — ТОП10, 2018

3. Краткие итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения», июнь–июль 2018

3. Согласно опросу 75% россиян так или иначе интересуются спортом: 34% регулярно или периодически занимаются спортом, и 41% следит за спортивными событиями (посещают соревнования или смотрят трансляции), — Россияне назвали самые популярные виды спорта, 23 января 2018.

4. Рейтинг 10 самых популярных видов спорта в России + забавная статистика по миру, 9 февраля 2019

5. 14 млн человек, которые самостоятельно занимаются спортом, — Росстат назвал число самостоятельно занимающихся спортом россиян, 24 февраля 2020.

2020 год оказался стрессовым для всех: любительский спорт, вообще, временно перестал существовать из-за ограничений на массовые мероприятия. С одной стороны, я сочувствовал всем коллегам, будущее которых оказалось абсолютно неизвестным, с другой, я и сам лишился дохода, но при этом мне улыбнулась удача.

В марте, в разгар пандемии коронавируса, мне на глаза попался курс-профессия «Аналитик BI» на образовательной платформе «Нетология», благодаря которому я смог бы научиться собирать, анализировать и обрабатывать большие объемы данных без навыков программирования. Последний аспект для меня был особенно важен, поскольку тремя годами ранее пытался познать JavaScript и не осилил.

Курс продлился полгода, в середине которого, 16 июня, я и задумал посчитать вовлеченных в регулярные занятия спортом людей самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов. Единственным ресурсом было время.

Упомянутого курса уже нет: его разделили на вариант для новичков и более продвинутый.

Кого и как считаем?

Этап первый: сбор информации о сообществах

Учитывая, что Министерство спорта РТ мне отказало в должности, единственным доступным вариантом объять необъятное и «провести перекличку» видел сбор и анализ данных из социальных сетей.

Выбор на соцсети пал потому, что они — кладезь информации. В них энтузиасты и организации создают группы по интересам и страницы брендов.

Для чистоты результатов исследования пришлось исключить школы олимпийского резерва и спортивные университеты.

Конечный набор данных должен был содержать:
1. название сообщества,
2. ссылка на сообщество,
3. уникальный идентификатор участника сообщества,
4. пол,
5. дата рождения,
6. город,
7. вид спорта.

Полнота и достоверность данных была под вопросом, но я подумал, что для общего взгляда в масштабах страны должно сгодиться, и начал заполнять таблицу сообществ.

Признаться, поначалу хотел охватить наиболее популярные виды спорта (преимущественно игровые) и даже расширить географию до стран ближнего зарубежья, где говорят по-русски, но уже на первом этапе исследования понял простые вещи.

Во-первых, в популярных видах спорта больше болельщиков и зрителей, чем непосредственно занимающихся, особенно среди взрослых. Это подтверждают вышеупомянутые источники.

Во-вторых, массовый спорт предполагает доступность для абсолютного большинства людей.

В-третьих, проще сосредоточиться на одной стране.

Учитывая экономический контекст государства за последние 30 лет, а именно отсутствие обеспеченности большинства людей достаточными финансовыми ресурсами, обязательными условиями являются минимум инфраструктуры и экипировки на человека. Именно по этой причине тот же дворовый футбол подходит меньше, так как нужны 1) какой-никакой мяч, 2) площадка для игры и 3) хотя бы несколько человек для формирования команд.

Минимальным критериям соответствуют в том числе бег и прочие циклические виды спорта (по нарастающей).

Бег, как вид активности, имеет много преимуществ: не нужна чья-то помощь или особое снаряжение, не нужно определенное место, нужна лишь пара беговых кроссовок и хорошая дорога, чтобы прийти к внутреннему балансу.

Харуки Мураками, автор книги «О чём я говорю, когда говорю о беге», — Ногибоги

Хоть и написал выше, что решил сосредоточиться только на России, в конечном итоге всё-таки собрал доступную информацию и по ближайшим странам тоже, потому что люди так или иначе чуть-чуть да путешествуют. Чисто по ощущениям, удалось охватить 80-95% рынка; точнее определить сложно.

В общем, итогом первого этапа, который продлился примерно полтора года, стала таблица из трех листов.

Источниками информации послужили:
1. ПроБЕГ в России и мире,
2. RussiaRunning,
3. AllTrails,
4. Triit. ru,
5. Orgeo,
6. Russialoppet,
7. reg. place,
8. Results. zone,
9. Sportmaniacs,
10. Alt-Timing,
11. MyRace,
12. Статистика триатлонных стартов,
13. NewRunners,
14. Athlinks,
15. Федерация плавания «Мастерс»
и сайты соревнований и организаторов серий мероприятий.

Если вам есть что добавить в собранную базу, пожалуйста, предлагайте через функционал комментирования Google Таблиц или пишите мне (способы связи — в итогах статьи).

Этап второй: сбор данных о пользователях

Здесь предстояло собрать непосредственно участников сообществ, то есть их обезличенные идентификационные данные.

Учитывая, что с программированием у меня трудности, единственным вариантом видел использовать парсеры (веб-сервисы для сбора данных). Нужно было выбрать один-два из списка ниже.

Первых двух месяцев 2022 мне хватило, чтобы опробовать первый из списка, но ввиду сформировавшейся повестки зарубежные соцсети были заблокированы. Из-за этого на полгода опустились руки: мне казалось, что информация уже заведомо будет «обрезанной». Эти шесть месяцев тешил себя надеждой, что всё вернется на круги своя, и я сумею закончить начатое, однако, такой сценарий день за днём становился всё более расплывчатым.

Переломным моментом стала новость, что Московский марафон в этом году точно состоится. Для меня это означало, что все любители бега соберутся в столице страны, чтобы пробежать заветные 42 км 195 м или дистанцию-спутник длиной 10 км.

Оплата тарифа на месяц, и дело пошло! Каждый день «прогонял» около 100-150 сообществ из ВКонтакте, сохраняя результаты каждого в отдельный текстовый файл в свою папку (по типу сообществ согласно таблице выше).

По завершении сбора ID пользователей предстояло объединить всех в один большой список, очистить от заблокированных и удаленных профилей, а потом получить гео- и демографическую информацию. На это и формирование схемы соединения данных между собой ушла последняя неделя оплаченного периода в парсере Баркова.

Этап третий: агрегирование и визуализация данных

Схема модели данных — Microsoft Power BI
Схема модели данных — Microsoft Power BI

Такой получилась конечная связка.

В нем же сделал первый дашборд (информационную панель) в рамках исследования, но для публикации нужен был профиль в службе Power BI, зарегистрированный на корпоративную почту. Почта от популярных Gmail, Яндекса, Mail.ru и подобных веб-сервисов не подходит. Регистрировать домен ради этого как-то чересчур…

Tableau Public в России заблокирован. Без VPN никак.

Дополнительно, минусами обоих инструментов являются карты, плохо распознающие российские города. Power BI в этом плане еще более менее, но Tableau Public понимает только по-английски. По крайней мере, у меня так.

Из бесплатных вариантов лучшим оказался DataLens от Яндекс.Облака. В нем и агрегировал данные в конечный результат. Кстати, там же нашел готовый набор координат городов от компании «Геоинтеллект».

Нас таких много?

Я наивно ожидал, что смогу точно ответить на свои вопросы, но не тут-то было… зато это дало силы и вдохновение довести дело до приемлемого финала.

Очевидно, что на конечный результат влияет много факторов: погрешности в данных, отсутствие стандарта измерения регулярности занятий спортом и банальное отсутствие некоторых людей в социальных сетях. Это лишь то, что мне пришло в голову.

В качестве результата этого более, чем двухлетнего труда могу привести лишь показатели общего числа любителей циклических видов спорта, состоящих в соответствующих сообществах во ВКонтакте.

Отдельно выделю психотипы, которые любезно предоставил Никита Калашников из DataFuel — платформы для персонализации маркетинга на основе психологии и Big Data.

Диаграмма с распределением психотипов. Н/Д ¹ — нет данных.<br />
Диаграмма с распределением психотипов. Н/Д ¹ — нет данных.

Благодаря глубокому пониманию потребностей и стимулов людей они помогают компаниям доносить свои ценности каждому клиенту в индивидуальном порядке, что крайне ценно на фоне быстро надоедающей и однообразной рекламы.

Исследование не дало конечного числа, но привело к пониманию того, что в процессе сбора статистических данных отечественного спорта отсутствует прозрачность. Актуализировать же её можно только через цифровую трансформацию взаимосвязанных элементов и структур. Если конкретнее, то:

1) путём внедрения практик Business Intelligence — способов и инструментов для представления информации о деловой активности организаций в человекочитаемом виде;

2) сразу придерживаясь принципов Big Data — формирования и использования больших объемов данных различного вида;

3) применяя в командах (коллективах) гибкие методы управления процессами и проектами.

Причем, для достижения конечного единообразия инфраструктуры и удобного управления в дальнейшем всё это стоит начинать делать с «низов», а не наоборот, как, на мой скромный взгляд, обычно все устроено в наших госструктурах.

На этом всё. Благодарю за уделённое время!

По всем вопросам, в том числе по созданию подобных интерактивных отчетов, анализу и маркетингу в отрасли массово-любительского спорта можете написать мне в Telegram или во ВКонтакте.

Бонус — дополнительный материал по теме

Всё в хронологическом порядке.

Я считаю, что массовый спорт решает две важнейшие задачи: с одной стороны, оздоровительную, и в этом смысле — это функция Министерства здравоохранения на самом деле. Если мы хотим здоровое население, давайте развивать, пропагандировать, сформулируем наконец, что пусть здоровый образ жизни станет нашим смыслом в контексте России.

Андрей Дейнеко в интервью Sportsoft

Мы, вообще, неспортивная страна: у нас есть футбол и хоккей, остальные виды спорта нам не интересны.

7. Стоит ли отдавать ребенка в спорт? — Подкаст «В спортивках»

8. Всероссийский конкурс спортивных проектов «Ты в игре», который стартовал в конце 2021 года.

По широкому ряду спортивных технологий мы так отстали, что находимся еще за поворотом. Чтобы осознать отставание, нам надо сначала зайти за поворот и увидеть сколько ещё лет догонять,

Ян Бравый в статье-исследовании на Rusbase
44
Начать дискуссию