Поколение GPT: как изменится традиционное образование в ближайшее время

С появлением в открытом доступе ChatGPT и других нейросетей со схожей моделью, был открыт "Ящик Пандоры". Решение задач, написание текстов, поиск фактов, разбор терминов и их дальнейший анализ — всё это доступно и возможно уже сейчас любому смертному, у которого есть интернет. Так как ChatGPT создан в максимально понятном формате, пользоваться им может кто угодно: от ребёнка до бабушки. Если не пользуются сейчас — это дело времени.

В этом материале мы порассуждаем на тему образования. Нетрудно догадаться, что в ближайшее время эту сферу ждут большие перемены, как когда-то они случились с моим поколением в момент распространения смартфонов.

А вот в моё время...

Я ещё достаточно молод, мне всего 25. По сути представляю то поколение, которое в районе 13-15 лет застало большие перемены — у многих из нас помимо компьютеров начали появляться смартфоны с доступом в интернет. Традиционные рукописные шпаргалки в большинстве своём ушли в прошлое, и фраза от учителей на экзаменах: "Выложите свои телефоны на край стола!" стала звучать всё чаще.

Тесты по физике легко "гуглились" (поэтому я гуманитарий), а самые находчивые стали посещать проверочные работы с микронаушниками, в которые надиктовывались ответы от друзей. Уже тогда наши мамы и папы справедливо ворчали, что современные дети совершенно обленились. Мы же с вами будем ворчать на наших детей.

Произошедшие перемены я могу назвать первыми после популяризации интернета как такового. Но сейчас наступает новая эпоха, ведь попросить ИИ решить за нас задачу или провести анализ ситуации из любой области мы не могли. ChatGPT эту проблему решает.

Поколение GPT: как изменится традиционное образование в ближайшее время

Чем ChatGPT принципиально отличается от поисковиков

Вы можете справедливо заметить: уже давно существуют ГДЗ (готовые домашние задания), поисковики, мессенджеры с друзьями-помощниками, платные сервисы помощи студентам и.т.п. Но вот, чего у них нет — скорости решения вашей проблемы. Ведь до всех современных "помощников" были бумажные книги, в которых тоже есть вся информация. Насколько чаще сейчас их применяют в учёбе, чем интернет (особенно, если речь о среднем образовании)? Вопрос риторический.

Как правило, все домашние задания и проверочные работы строятся на основе учебной программы. На Литературе разбирают школьные произведения, на Истории анализируют разные эпохи и события, а на Математике решают задачи.

Для поиска ответа на любой вопрос ленивые/находчивые школьники и студенты моего поколения шли в поисковики, искали готовый ответ на проблему и, где необходимо, переделывали его под себя. Если ответа не было — занимались поиском информации, которая его даст. В зависимости от предмета и задачи это отнимало много времени.

Всё это очень приблизительно, но наглядно
Всё это очень приблизительно, но наглядно

Несколько примеров недостатков читерства через "традиционные" методы:

— Полностью скопировать сочинение не получится, антиплагиат покажет низкую уникальность (преподы давно не дураки);

— Решить математическую задачу, которая не гуглится — не получится. Нужно искать формулы, подставлять их под ситуацию и думать. Это занимает время, которого нет на контрольных работах.

— Провести анализ исторического события также не получится. Для этого нужно хотя бы немного понимать, о чём идёт речь, разбираться в ключевых лицах и датах.

Всё это приводит к тому, что даже самый ленивый ученик был вынужден хотя бы что-то изучать, чтобы получить заветную "3".

GPT-модели решают эти проблемы

Теперь ученикам и студентам не так сильно нужны поисковики. Вбей проблему — получи уникально сгенерированное решение. Если оно не понравится, то одной кнопкой придумается новое.

Самое ключевое преимущество нейросетей — скорость получения готового решения. И если сейчас вы скептично относитесь к качеству этих решений, то вспомните, какие картинки нейронки рисовали буквально год назад и сравните с тем, что заполняет весь интернет в наши дни.

Что будет дальше

Этот материал — личное рассуждение, которым хотел бы поделиться и обсудить с вами. Я не обладаю навыками ясновидения и другими особыми способностями. Но у меня есть сестра, которая учится в 11 классе. Как вы думаете, её одноклассники уже знают про ChatGPT? Вопрос тоже риторический.

Самое страшное заключается не в самих нейросетях или хитрых учениках, а в качестве получаемых знаний. Если раньше при переписывании готового сочинения по Литературе условный троечник должен был вникнуть, как минимум, в краткое содержание произведения, то сейчас и это для него будет лишним этапом.

Возникает проблема одной кнопки (я только что это придумал) — при помощи GPT нейросетей мы одновременно можем получить большее количество знаний в короткий промежуток времени, но одновременно не усвоить из этих знаний практически ничего.

Как мне кажется, глобально образование поменяется в сторону большего контроля. Помимо традиционных антиплагиатов будут применять сервисы для анализа текста на "след нейросетей" (которые уже активно тестируются), а использование гаджетов в школах могут вообще начать систематично регулировать.

Чёткий ответ на множество возникающих вопросов сейчас никто не даст, но решения потенциальным проблемам так или иначе придётся искать. А если оно не найдётся — нейросеть подскажет.

Буду рад услышать ваши мнения касательно этого вопроса.

Если захочется больше почитать всякого интересного про нейросети раньше, чем до них доберётся ваш ребенок — приходите в мой Телеграм. Будем изучать вместе.

3131
71 комментарий

Привет! Интересная статья. В целом, согласна с мыслями. Я тоже из твоего поколения. Еще добавила бы, что, может, это стимулирует убрать из школьной программы всякие бесполезные активности. Или хотя бы сделать их факультативными. Про гаджеты: мне кажется, все не зарегулируешь. Найдут способы обойти запрет, а оснащать каждую школу глушилками - дорогое удовольствие.

Про задачи: да, эта штука решит ее за тебя. Но тут еще есть проблема правильного формулирования задачи. Скажем, вбить пример какой-нибудь будет несложно. А если это задача с +- длинным условием? Или нужен не просто ответ, а развернутое объяснение, почему именно так (привет, теория вероятностей на ЕГЭ)?

2
Ответить

Да не умеет она решать задачи, окститесь. Откуда повылазили-то люди. Обзоры есть время писать а почитать хоть часок как это работает, нету? Она НЕ научится в ближайших итерациях объяснять без ошибок, потому что сам алгоритм не подходит для этого. Он ничего в принципе не решает, просто дописывает текст по шаблонам. Можно конечно совместить с кучей специальных ИИ типа Wolfram Aplha, но собственно и тогда использование этого для любых точных наук будет под большим, сцуко, вопросом. И именно об этом создатели самого ИИ говорят — блин люди, шары протрите, что за хуйню вы тут пишете? ))) Какая сингулярность? Какие решения уравнений?))) Вы попробовали сами, или просто где то прочитали и решили 15 лайков статьей набрать? Эта хуйня даже простейшее химическое уравнение не может решить. Может показать решение, да, с подробнейшим объяснением! Но не решить! Потому что объяснение это — это просто шаблон текста для нее, и цифры в нем никакого особого значения не играют, ну, точные цифры))) Ну сочинения да, да и то те где нет упоминания конкретных и важных для истории фактов.
А люди то конечно безнадежны, если уж статью про ИИ написать даже подготовиться толком не могут)))

11
Ответить

Привет, большое спасибо за фидбек!
На счёт регулирования в школах частично согласен, всегда найдутся обходы.

Как раз основная сила GPT — возможность объяснять то, чего ты не понял. Соответственно, даже с решённой математической задачей можно спросить: "Объясни, почему ты так решил?" и нейронка всё сделает.

Сейчас она, конечно, и в математике путается, но прогресс никто не отменял.

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Как-то слышала любопытную мысль, что у развитых цивилизаций разум со временем может атрофироваться за ненадобностью. Одна из причин: это как раз развитие ИИ. И вот уже ИИ и есть следующая ступень, некий сверхчеловек в ницшеанском понимании (у которого не было перед глазами машин, но то, что он описывал, можно отнести к ИИ).

И, в общем, если грубо, то суть в том, что мы дойдем до точки, когда нам уже будет нечего ему противопоставить. И не будет особого смысла развиваться из-за слишком больших ограничений

3
Ответить

Очень футуристично, но мысль интересная

1
Ответить

"Человечеству срочно нужно бессмертие." - тогда планете придет кирдык. Шах и мат.

Ответить