Бизнес и вторсырье: к чему быть готовым стартапам

Бизнес в области экологии сочетает в себе как решение глобально значимых проблем, так и личную финансовую выгоду. И именно эта сфера деятельности дает гармоничное сочетание этих характеристик. Кроме того, на российском рынке еще много для новых решений и возможностей бизнеса. Но, как и в любой другой сфере, зарождающемуся проекту стоит продуманно и постепенно подходит к своему делу.

Антон Турченко, генеральный директор компании EcoPoint, рассказывает о потенциале бизнеса в области обращения вторсырья в России и о том, к чему нужно быть готовым стартапам.

Экология как возможность для бизнеса

Можно сказать, что область экологии предоставляет много возможностей для развития идей. Если обратиться к большим предприятиям, которые непосредственно осуществляют переработку, там уже есть серьезное технологическое оснащение. А, к примеру, сбор, вывоз вторсырья и заготовка — характеризуются невысоким уровнем технологической продвинутости.

Существуют пункты приема вторсырья: бытовки, контейнеры, простая техника, ручная обработка и так далее. На некоторых предприятиях есть пресс, с помощью которого прессуются разные категории сырья. Но есть множество трудностей в плане закупки вторсырья у населения, так как идет наличка, оператор выплачивает деньги, а решений для подключения к «СБП», которое переводит оплату в безналичный вид, нет. В большинстве проектов российских производителей фандоматов мы не видим разработки «своих» инструментов, применения технологий из других отраслей, которые могли бы оптимизировать процессы на этом рынке. Если они и есть, то единичны.

С учетом разных политических и экономических процессов доступ к зарубежным технологиям крайне ограничен. Для российских стартапов это окно возможностей, которым можно сейчас воспользоваться. Но также стоит вопрос, как уже существующие технологии могут быть применимы к тем задачам, которые на текущий момент решаются в ручном режиме. Поэтому для бизнеса в области экологии открыто два направления — создание собственных решений и адаптация уже существующих под новые задачи.

Перспективы области обращения вторсырья

Сегодня у нашей команды появилась новая гипотеза по развитию отрасли обращения со вторсырьем. Сейчас Федеральный экологический оператор смотрит в направлении создания «умных» контейнерных площадок, которые помогут лучше осуществлять контроль и сбор вторсырья. Пока информация о том, что попадает в мусорный бак появляется только на этапе сортировки сырья. Но с помощью технологии ИИ можно собирать данные о том, кто, где и сколько сдает.

Если же посмотреть на подомовой учет, найдется еще больше недочетов в системе. Например, есть тариф, по которому региональный оператор осуществляет вывоз вторсырья на полигон. В то же время нет точной информации о том, какой объем ТКО пригоден для последующей переработки. В этом случае можно дооснастить контейнерные площадки разными модулями, чтобы понимать, кто и в каком объеме положил вторсырье. Вероятно это повлечет пересчет тарифа, потому что чем больше вторсырья будет идентифицировано, тем больше (пропорционально) должен снижаться тариф. Такое решение может быть одним из направлений развития отрасли.

Сейчас у мусорных контейнеров встречаются желтые решетки, куда сбрасывается пластик и алюминий. Но у населения остаются сомнения по поводу дальнейшего маршрута сданных отходов. Часто всплывают истории, что все по итогу складируется в один бак и вывозится на полигон. На мой взгляд, это происходит в большинстве случаев из-за непроработанной «нормативки», недостаточных стимулов для регоператоров осознанно осуществлять этот раздельный сбор.

Бизнес и вторсырье: к чему быть готовым стартапам

Формирование идеи

Любой путь к созданию чего-то начинается с идеи. Но важна не просто идея как некий пространный предмет, а четко сформулированное определение и его предназначение.

Для создания бизнеса важнейший шаг на этапе формирования идеи — выявление проблематики. Определив, какой есть запрос, проблема, можно уже думать, как ее решить, с помощью каких инструментов. Обозначение потенциала для бизнеса происходит через исследование рынка. В нашем случае, это был рынок экотехнологий в России, а именно, сфера обращения вторсырья.

В нашей стране наблюдается низкий уровень культуры обращения со вторсырьем, а также его дефицит, отчетливо выраженный на многих перерабатывающих производствах. Это был долгий путь анализа, детального изучения, и, когда уже была определена проблема, настало время проверки гипотез ее разрешения.

За плечами команды EcoPoint — годы работы в IT, поэтому в первую очередь мы обратились к инструментам, которые были уже знакомы, и прикидывали, насколько они будут релевантны в нашем новом бизнесе. Честно говоря, мы год не были уверены, что применение подобных решений как программных, так и аппаратных, способно решить задачу сбора вторсырья. Кстати, один из самых эффективных путей изучения рынка — живое общение с людьми из этого бизнеса. Также помогут стандартные ресечи по таким источникам: исследования ВШЭ, данные государственных реестров, материалы GreenPeace, презентации профильных ассоциаций. В конце концов, через все эти стадии, мы убедились, что идея создать аппарат приема вторсырья на основе искусственного интеллекта может сработать.

Найти именно свое дело и убедиться в его прибыльности — задача всегда рисковая. И в области экологии можно столкнуться еще с множеством отдельных нюансов (законодательный, нормативных и пр.). Но универсальная схема здесь может быть: определите проблему, проанализируйте все вводные по ней, если поймете, что на данный момент на рынке почти нет предложений по ее решению, начинайте искать его сами.

Проверка гипотез

Переход от этапа «идеи» к созданию реального продукта не обойдется без проверки гипотез. Она может занимать разный временной диапазон. Все зависит от того, какой это проект: софтовый стартует быстрее, а, вот, проект на стыке «железа» и софта может сильно растянуться. Создать, а точнее спроектировать и изготовить первый образец, который отвечал бы своими характеристиками всем ожиданиям и требованиям — не быстрое дело, и к этому нужно быть готовым.

Так, к примеру, наша команда полагала, что «мы сейчас программу протестируем, за пару месяцев поймём можем/не можем и соберём первый образец». В ожиданиях мы укладывались в полгода, а по итогу, уже два с половиной занимаемся этим.

Старт реализации

Когда проект готов к реализации, важность экспертизы каждого члена команды становится еще очевиднее. Пожалуй, собрать нужных людей — главный шаг для старта бизнеса. У нас так сложилось, что на пути реализации проекта встречались людей, которые на текущий момент работают вместе. Именно благодаря команде можно преодолеть все неурядицы, решить, казалось бы, невыполнимые задачи, стать конкурентоспособными.

Но, даже собрав профессионалов, стартап все равно столкнется с различными нюансами при осуществлении задуманного. Самая банальная в этом история — вера и уверенность фаундеров в то, что проект реализуем. При разработке люди проходят разные этапы сомнений и опасений. Но важно сохранять веру в свою идею, силы, что время тратится не зря. Неизбежно вы столкнетесь с ошибками, но потом можно качественно конвертировать этот опыт.

Что стоит знать и уметь команде стартапа на начальных этапах?

  • Научитесь четко формулировать свою идею. Презентация проекта — один из ключевых шагов для его развития, без этого не привлечь как инвесторов, так и единомышленником. Грамотно представленная идея также обеспечит выход на рынок и клиентскую базу.
  • Не регистрируйте патент как только возникла идея. Патентовать идею лучше после того, как проверите гипотезы и убедитесь в работе вашей идеи. Защита интеллектуальной собственности — важный этап, который поможет обезопасить бизнес, но к нему нужно подходить своевременно.
  • Не привлекайте стороннее финансирование на раннем этапе. Привлечение такого капитала может быть как толчком для крупного роста, так и провалом, поэтому стоит не только искать инвестора, но и рассчитывать собственные возможности. Всегда есть большой риск замедления динамики проекта, и, если привлечь стороннее финансирование на раннем этапе, можно слишком дешево отдать долю в проекте. EcoPoint, например, сделал осознанный выбор не привлекать никаких источников дополнительного финансирования в виде грантов, инвесторов и пр. Но мы могли себе это позволить за счет инвестирования сооснователей.
  • Не бойтесь ошибок. В процессе разработки идеи и реализации вы точно совершите ошибки, но именно этот опыт сделает вашу компанию устойчивой и даст возможность развития.
  • Не бойтесь рисков. Большинство становятся предпринимателями после опыта наемной работы. Но перейти из найма в самостоятельный проект не просто. Главный совет — выходите из зоны комфорта и берите на себя больше рисков.
88
Начать дискуссию