Репутация – цель или средство?

Рубрика #Диалоги

Сегодня пройдет вручение премии «РАСО. Репутация» – за существенные, качественные изменения в образе российских компаний по итогам 2022 года. «Платформа» – интеллектуальный партнер премии, участник разработки процедур.

Само событие – повод задуматься над такой развилкой: репутация – это цель или средство? Иными словами, нужна ли она сама по себе или как инструмент решения каких-то других задач. Вопрос сложный. На личностном уровне чаще говорят о самоценности репутации, на корпоративном – об ее инструментальном смысле.

Приведем вчерашний диалог Алексея Фирсова с PR-директором одной из крупнейших российских компаний, лидером отрасли. Повод для диалога неважен.

А. Ф. – Для бизнеса характерно прагматично подходить к репутации. Типа: «Нужно ее иметь, чтобы получить кредит, поднять капитализацию, договориться с властью». Но мой тезис – репутация должна становиться самостоятельной целью. Чем меньше думаешь о ее практической пользе, тем лучше она будет работать. Поэтому вес людей, которые управляют репутацией должен быть гораздо выше.

Представитель бизнеса (ПБ) – Я вижу смысл нашей профессии в том, чтобы улучшить понимание. Люди делают продукты, но часто не умеют слышать друг друга и говорить друг с другом. От этого все конфликты и войны. Мы про то, чтобы слышать, предвидеть риски непонимания и заранее объяснять мотивы и цели. Результат нашей работы – взаимопонимание и мир, провал нашей работы – конфликты. А репутация – неизбежный побочный продукт этого.

А. Ф. – В моем понимании репутация – это не побочный продукт, а символическое выражение пути. Сумма многих отражений, создающая отдельную сущность. Через репутацию субъект относится к самому себе. Если психологически вскрывать представителей бизнеса, то репутация часто оказывается ключевым мотивом. Но речь, конечно, не о медийной репутации.

П. Б. – Согласна. Но для меня все вот это – производная от сути нашего ремесла. Важная, но производная. А суть: умеем слушать, что на самом деле хотят части целого, умеем найти общее между их желаниями, умеем помочь им понять друг друга с помощью слов или картинок, или действий. Управляем их коммуникациями, управляем связями. И они живут мирно и счастливо. Это настоящая цель. И в процессе недостижения возникает репутация слышащего, правильно говорящего, правильно делающего.

А. Ф. – Подумаю. Пока склоняюсь к тому, что это одномоментно. Мы слушаем и помогаем, потому что нам важна репутация. Не слава, а ответ на вопрос: что мы есть? Наш бытийственный статус. Я бы с артистом сравнил. Аплодисменты, цветы, рецензии и все такое – да, побочный продукт. Но репутация – убедителен ли он в роли, прошел ли ее до конца. Он отвечает за это не перед залом, а перед условным Шекспиром или Чеховым.

П. Б. – А это тогда репутация? Или самоидентификация?

А. Ф. – А здесь нет строго различия. Репутация – это ядро идентичности.

П. Б. – В общем, в твоем понимании слова у нас с тобой получается диалектика про яйцо и курицу.

А. Ф. – Дилемма курицы и яйца снимается актом восприятия, который позволяет одномоментно увидеть яйцо в курице, курицу в яйце.

П. Б. – Отлично! И вообще нет курицы и нет яйца, а есть только высиживание…

11
Начать дискуссию