Стратегия-*уегия. Что будет, если твой бизнес вырос, а ты еще нет

Итак, Васян открыл ИП. Сделал лендинг в Фигме, подключил CRMку, которая работает с WhatsApp, с грехом пополам настроил таргетинг, списывается с клиентами, отвозит им товар на своей тачке, в конце сам считает деньги и платит налоги.

Серёгина компания стала большой, выросли обороты, лендингом, CRM, логистикой и финансами занимаются другие люди.

И тут Маша превратилась в свою полную противоположность: она замыкает все решения на себе, требует согласований по каждому чиху и отчетов, проводит трехчасовые планерки, не выделяет бюджетов и срывается на сотрудников. Что произошло?

Просто компания выросла, а Юля — нет. Теперь ей нужно думать не о том, как выжить, а как жить долго и счастливо.

Тут помогут миссия, цель, стратегия и люди. Правда, миссия и цель, пока ты возишь коробки в Шушары — что-то для отбитых романтиков. Людей ты наймешь, когда впервые упадешь от усталости. А вот со стратегией все сложнее.

Давайте начнём с конца, посмотрим на стратегии и через via negativa поймём, чего в них нет, а потом глянем на то, что останется.

👮🔪 Как выиграть в повторяющейся дилемме заключенного:

— изначально сотрудничать с соперником

— в последующих ходах действовать «око за око» и повторять предыдущие ходы соперника

— случайно прощать соперника и выбирать сотрудничество, даже если он в прошлый раз вас обманул

👨🏻‍🦲⚽ Как Пеп Гвардиола выигрывает футбольные матчи (упрощенная версия):

— если мы начинаем атаку от своих ворот, через короткий пас приближаемся к воротам соперника, собирая на его половине 8 игроков

— чтобы забить гол, мы постоянно перемещаемся и меняемся местами, путая соперника, что вынуждает защитников соперника ошибаться

— если мы потеряли мяч на половине соперника, нам нужно вернуть его в течение 7 секунд. Если не удалось — делаем тактический фол и срываем атаку соперника

— если соперник все же пришел на нашу половину, обороняемся всей командой в строгой структуре 4-4-2

— если мы проигрываем, мы продолжаем придерживаться наших принципов

Давайте смотреть чего в этих стратегиях нет:

— Количественных целей (выиграть столько-то игр, с таким-то счетом)

— Конкретных приемов, как выполнять какие-то действия, только принципы

— Дедлайнов

— Ролей и исполнителей

На стратегическом уровне все это не важно. Стратегия — это долгосрочный инструмент, который закрепляет правила, по которым вы играете. Она не нужна для того, чтобы прожить год. Она нужна, чтобы существовать всегда*

Первое изменение в мышлении Вали, которое должно произойти — начать думать о долгосрочном выживании компании. Значит, нужно учесть кризисы, изменения рынка, проблемы производства, текучку сотрудников и успехи, конечно. Но описать заранее это все невозможно, поэтому остаётся только разработать общие принципы.

Обратите внимание на то, что в стратегии есть:

— Стремление к цели: мы играем, чтобы выиграть

— Понимание принципов, по которым цель достигается, они всегда известны и не меняются

— Реакция на изменения

Контролирующему пирожочку, думаю, страшновато такое читать, но тут на помощь приходят остальные инструменты: миссия, цель и люди. Если ты знаешь зачем тебе это и ты готов положиться на людей, все начнёт работать.

Самое забавное, что у Петра тоже есть стратегия, как говорят англоговорящие люди, there’s a method to my madness. Даже если он не обозначен явно, он все равно существует.

Знаете, какая стратегия у Жени?

— каждый год начинать по принципу «лишь бы не *бнуться»

— решать все проблемы лично и использовать сотрудников только как дополнительные уши и руки

— в случае удачного года стараться повторить его результаты, добавив к ним случайные повышающие коэффициенты

— в случае возникновения проблем останавливать работу компании и ориентироваться по ситуации

Думаю, что в этой точке остаётся только задать два вопроса Бахтиёру и его сотрудникам:

— Как вам такой способ долгосрочного существования компании и, в конечном итоге, ваш собственный?

— Если вам не нравится, что вы можете сделать, чтобы изменить это прямо сейчас?

Живите долго и процветайте, ребята 🖖

Изначально, я написал этот текст в своем ТГ:

Если хотите подискутировать со мной лично: https://t.me/iamo0

22
1 комментарий

* краткосрочная стратегия с дедлайнами, может существовать, но как часть большей долгосрочной стратегии. Может быть даже стратегия решения одной конкретной задачи. Но пост не об этом 😉

Ответить