Как быстро и глубоко нырнуть в литературу (и не только)

Пожалуй, самый быстрый способ погрузиться в научную дисциплину — изучать диссертации. Авторы чаще всего поднимают актуальные проблемы, обсуждают значимые работы по теме, увязывают вместе множество концепций, в том числе и из смежных дисциплин, и собирают воедино разрозненные куски знаний. Без среза текущего взгляда на проблему невозможно исследование, и поэтому хорошие диссертации предлагают богатейший материал для работы.

Автор уже намыл золото источников (в хорошей диссертации указывают ключевые работы области), уже провел важные аналогии (в хорошей диссертации множество междисциплинарных ссылок), уже собрал аргументацию для доказательства тезиса (в хорошей диссертации есть интересные наблюдения и идеи). К тому же, диссертанты обыкновенно пользуются актуальными терминами и, хотя для того, чтобы разобраться в их значениях и связях, нам все-таки придется обратиться к другим материалам — пособиям, учебникам, словарям, — впервые мы столкнемся с терминами в их естественной среде, в контексте исследования, в контексте проблемы и вопроса, а это значит, что усвоить их будет намного легче, чем в натянутом азбучном формате.

Море знаний. К сожалению, я не знаю, кто нарисовал это чудесную картинку. Если ты знаешь, напиши, пожалуйста, в комментариях.
Море знаний. К сожалению, я не знаю, кто нарисовал это чудесную картинку. Если ты знаешь, напиши, пожалуйста, в комментариях.

Литературоведение и теория литературы ничем тут не отличаются от прочих дисциплин и предлагают пытливому читателю вкусную и полезными пищу из диссертаций множества российских ВУЗов из сегодня и вчера. Конечно, есть и англоязычные материалы, но лично я читаю на русском, потому что большинство источников идут тоже на русском, а разобраться в них мне обыкновенно быстрее на родном языке.

К такой диете следует подойти с умом и не глотать все подряд. Диссертаций очень много, но не все они полезны для погружения в материал. Лучше всего собирать их по ходу работы или изучения какой-то конкретной темы. Например, я нашел прекрасную диссертацию Светланы Патапенко о конфликте в драматургии Тургенева, когда искал материалы про драматический конфликт в русской литературе. Я обнаружил в работе множество информации про сам драматический конфликт, про пьесы Тургенева, про его творческий метод и мировоззрение, про проблематику тургеневского творчества, про драматургию в целом, про историю драмы и много другое.

Кстати, я обработал диссертацию и упаковал текст в .epub, чтобы удобнее было читать и конспектировать, а поскольку нашел ее в свободном доступе, отдаю тебе без зазрения совести. Забирай!

В начале погружения в область лучше избегать слишком специфических или чересчур узких тем, которые только запутают и отобьют охоту продолжать. У меня два правила. Первое: название должно меня заинтересовать. Второе: я должен знать и понимать хотя бы в общих чертах не меньше двух элементов из заглавия. Например, диссертация С. Патапенко называется "Природа конфликта в драматургии И. С. Тургенева". Я неплохо знаю творчество Ивана Сергеевича, знаком с драматургией, разбираюсь в драматическом конфликте и всегда хочу узнать про него больше, значит, скорее всего, материал будет мне достаточно близок и понятен, чтобы принести пользу.

С другой стороны, диссертация Н. Добронравина, например, называется "Арабографическая литературная традиция Западной Африки". О литературе Западной Африки, — да и Африки в целом, — я практически ничего не знаю, а значения слова "арабографический" просто не понимаю. Значит, скорее всего, на этом этапе мне будет сложно читать и понимать материал, потому что он лежит слишком далеко за границами моей эрудиции. Расширять границы познания лучше все-таки изнутри, а не снаружи. Такую диссертация я пока отложу.

Еще одна тема диссертации (П. Жиличева) звучит так: "Коммуникативная структура драматургии абсурда (на материале русской и английской литературы XX–XXI вв.)". Название меня очень интригует, материал тоже, скорее всего, знакомый, но я чувствую по теме, что работа пока для меня далека и вряд ли сейчас принесет много пользы. И действительно, я прочел введение автореферата и убедился, что мое предчувствие оказалось верным: язык и проблематика слишком специфичны, уводят меня от тем, которыми мне хочется сейчас заниматься. Я не стал читать диссертацию, однако, пометил себе, что это стоит прочесть чуть позже.

"Годо не приходил?" Атрибуции этой картинки я тоже не нашел...
"Годо не приходил?" Атрибуции этой картинки я тоже не нашел...

Изучение диссертаций — кропотливый и многогранный процесс. Какие-то части могут что-то прояснить, другие — отправить нас в учебник и в Википедию, третьи — натолкнуть нас на собственные размышления и открытия. И, само собой разумеется, что диссертация только начинает или продолжает, но далеко не исчерпывает изучения темы. Например, в библиографиях диссертаций можно отыскать прекрасные труды, которые стоят внимания, особенно если несколько исследователей указывают в их сторону. Библиография — один из важнейших результатов исследования, особенно для тех, кто только погружается в область знания и чьи глаза разбегаются у полок с библиотечными фолиантами. Диссертации в этом смысле похожи на карты неизведанной земли или на рекомендации книг от сведущего товарища. Даже если работа посредственная, библиография в ней может подарить несколько золотых слитков.

Путь этот труден и тернист, а потому безлюден. Абсолютное большинство даже вполне доступно написанному Тысячеликому герою Джозефа Кэмпбелла предпочитают краткий пересказ от Кристофера Воглера. Абсолютное большинство хочет прочитать руководства от Роберта Макки, Сида Филда или Стивена Кинга и сразу состряпать убойный сценарий или роман. Есть еще одна категория кандидатов в писатели, которая уверена, что если проглотить достаточно сценариев, пьес и романов, то подсознание автоматически усвоит приемы мастерства. Однако, только пристальное изучение литературы в ее историческом развитии дает необходимый аналитический фундамент, на который легко ложатся сваи Макки и Кэмпбелла, укладываются кирпичики отдельных сценариев, пьес и романов — только так мы воспринимаем эти руководства и работы не отдельно, а как части единого литературного процесса, как слова и реплики в бесконечном диалоге поколений и поколений художников слова.

"Путь героя" похож на "Круг истории" Дэна Хармона и еще на десяток других формул, которые отлично анализируют, и отлично помогают раскрашивать истории по номерам.
"Путь героя" похож на "Круг истории" Дэна Хармона и еще на десяток других формул, которые отлично анализируют, и отлично помогают раскрашивать истории по номерам.

Особенно ценно в научном или, лучше сказать, предметном подходе именно то, что этот путь проходили Набоков, Шиллер, Пушкин, Гете, Чехов, Ибсен, Тургенев, Манн, Мисима, Брехт, Гоголь, Эйзенштейн, Станиславский, Ремарк, Ионеско, Уайлдер, Кауфман, Черных, Манкевич, Олби, Розов, Джесси Армстронг и все-все-все. Кто-то из них имел формальное литературное или киношное образование, но все они, конечно, подражали Аристотелю и Софоклу, щупали Ницше и Руссо, разбирали Шекспира и Байрона, любовались комедией дель арте и театром Но, бились над законами и приемами ремесла, размышляли, писали, спрашивали, спорили — все это запечатлели их дневники, их статьи и книги, но сильнее всего — их произведения. Они читали и писали критику — литературную, театральную, кинематографическую, а это совершенно невообразимо без аналитического погружения в материал, без начитанности, без понимания истории искусства, философии искусства, функций искусства, задач искусства, метода искусства, без погружения в насущные проблемы литературы.

Безусловно, никому не нужна теория и история без людей и жизни, без понимания сегодняшних вызовов, без тонкого вкуса, без глубины сопереживания. Но, я полагаю, что образованность все же первична, потому что если она предваряет и сопровождает знакомство с действительностью, возникает возможность для предметных размышлений, которые и рождают пьесу, роман, сценарий. Неслучайно Эдвард Алби, говоря о замысле своей пьесы Кто боится Вирджинии Вульф?, рассуждает о дихотомии апполонического и дионисийского в интерпретации Ницше. Неслучайно пьесы Тургенева перекликаются с европейскими театральными образцами. Неслучайно и Мейерхольд, и Станиславский, и Немирович-Данченко размышляют об ограничениях существующего метода режиссуры и актерской игры, понимая театр в его развитии, наблюдая назревшие проблемы и острую потребность в новом подходе.

Майк Николс роскошно и умно выстроил кадр с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в своем фильме <i>Кто боится Вирджинии Вульф?</i> 1966 года.
Майк Николс роскошно и умно выстроил кадр с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в своем фильме Кто боится Вирджинии Вульф? 1966 года.

Конечно, сами по себе знания и аналитика не ведут к творчеству, и хотя литературовед и писатель Ю. Н. Тынянов утверждал, что каждый профессиональный филолог должен уметь написать роман, уметь — не значит хотеть. Поэтому Лотман не писал романов, Гаспаров не писал пьес, как и Терри Иглтон. Однако, Набоков, Уоллес, Сондерс и множество прочих писателей преподавали и преподают литературу, собрание сочинений Эйзенштейна насчитывает шесть томов, а Тургенев, Гончаров, Тютчев окончили словесное отделение, то бишь были по образованию филологами, как и Каверин, Аксаков, Анненский и многие другие.

Подлиное творчество невозможно без аналитики, а писать в вакууме — значит безыскусно повторять сказанное прежде. Поэтому для начинающих писателей и драматургов особенно важно как можно скорее оказаться на передовой современной литературной мысли. Диссертации и научные статьи предлагают короткий и полный открытий путь на этот передний край. Так чего же мы ждем?

Вот несколько сайтов, где материалов хватит на тысячу жизней:

SciHub — все материалы бесплатны, здесь можно найти научные статьи в том числе по теории литературы, но искать их лучше заранее, потому что на сайте их можно найти только по цифровому идентификатору объекта или по полному названию

Library Genesis — все материалы бесплатны, но диссертаций там не очень много

Dissercat — часть автореферата диссертации доступна для ознакомления перед покупкой (~700₽/дис.)

DsLib — часто автоферат можно скачать бесплатно перед тем, как покупать диссертацию (~400₽/дис.)

Если понравилось, подпишись на наш Telegram-канал — там много интересного и полезного для сценаристов, писателей и не только.

11
Начать дискуссию