Типичные ошибки предпринимателя

Разбираем популярные «факапы» на примере социального бизнеса

Типичные ошибки предпринимателя

Когда-то на VC существовал отличный проект – Ошибатор. Разбирали ошибки индивидуальных предпринимателей, да и в целом бизнеса на примере конкретного проекта. Мы решили продолжить традицию, негатив гораздо лучше закрепляет тезисы, которые нужно запомнить 😊.

О шишках, которые набил, рассказывает Ринат Гарифуллин – социальный предприниматель из Нижнего Новгорода. Он управляет сетью детских и взрослых спортивных клубов, где занимаются, в том числе бесплатно, люди из социально незащищённых категорий населения, предоставляются скидки многодетным, проводятся соревнования. Годовой оборот составляет около 100 миллионов рублей. Ринат - победитель конкурса «Социальный предприниматель» Фонда «Наше будущее».

1. Ошибаются с организационной формой.

Когда я только начинал, не было «Моего бизнеса» и ЦИССа – тех, кто мог бы подсказать. Поэтому я перебрал много организационно-правовых форм, потеряв на этом немало денег. Например, я мог бы на начальном этапе оформить тренерский патент – и тогда сэкономил бы колоссальную сумму на налогах. В итоге я пришёл к форме ООО. Для моего формата она оказалась оптимальной.

2. Тратят много на аренду.

Берут на первом этапе аренду по неадекватной стоимости. И потом «прогорают», потому что не смогли её тянуть годами. В Нижнем Новгороде стоимость за метр 1000 рублей может себе позволить только ритейл. Мы сейчас готовы платить до 500 за метр. И ищем возможности, чтобы именно в этой вилке оставаться. На ней и строим бизнес-модели.

3. Сразу пытаются привлечь дорогостоящие кадры, не жалеют на них денег.

Особенно часто эту ошибку допускают те, чей бизнес связан со спортивным дополнительным образованием. На тренеров закладывается больше 50% расходов, при этом страдают другие направления – развитие продаж, маркетинг, оборудование помещения. Это неправильно: тренер может уйти, а ты останешься с тем, что «недоразвивал», сделав на него ставку.

4. Называют себя «общественной организацией» те, кто по сути – социальные предприниматели.

Сейчас не нужно «прикрываться» общественной организацией. Многие недооценивают формат социального предпринимательства. Изучите, что это такое. Это и налоговые льготы (если правильно выбираешь для себя систему налогообложения), и другие преференции, и помощь от различных государственных и негосударственных организаций. Можно при грамотном подходе привести свою налоговую нагрузку к 1,5-2%.

5. Пренебрегают работой с отзывами.

Тут я имею в виду не отсутствие такой работы. Вроде все уже понимают, что она обязательна. Я имею в виду, что нужно работать с любыми отзывами. Не удалять негативные, а публично развёрнуто отвечать. В этом случае очень большая вероятность появления новых лояльных клиентов.

6. Презирают бюрократию.

Юридические документы обязательно должны быть максимально правильно оформлены. Особенно если ты работаешь с детьми. И уж тем более в спорте. Нужно заключать подробные договоры с тренерами, родителями, предусматривать все риски. Тогда будет гораздо спокойнее, если вдруг случится какая-то непредвиденная ситуация, а в спорте этого много.

7. Уходят в благотворительность.

Это свойственно социальным предпринимателям. Нельзя забывать о том, что ты всё-таки предприниматель. И не нужно опасаться поднимать стоимость услуг, ожидая, что все разбегутся. Это бизнес, он должен зарабатывать. Мы поднимаем стоимость услуг 1 раз в год – на величину инфляции. Потому что стоимость аренды и других услуг для нас растёт. Мы не должны сокращать маржу или работать в минус.

8. Хотят делать всё сами.

Эту ошибку я допустил в прошлом году. В итоге чуть не перегорел. И как только появилась возможность расширить штат, я сразу ей воспользовался – набрал руководителей, помощников и администраторов. У тебя как у собственника должна быть возможность стратегически планировать деятельность. Остановиться, подумать, проанализировать то, что происходит. В том числе постоянно возвращаться к экономике, пересчитывать, искать более выгодные модели.

В бизнесе, особенно социальном, нужно уметь считать деньги, планировать, экономить и договариваться. И ещё говорить «нет». Это крайне важный навык.

99
Начать дискуссию