База про рынок труда: почему все стали любить сотрудников, а у программистов крутые офисы и большие зарплаты

База про рынок труда: почему все стали любить сотрудников, а у программистов крутые офисы и большие зарплаты

Привет, меня зовут Данис, я руковожу лучшим рекрутинговый агентством (по мнению наших клиентов) Remokate. Сейчас мы проводим масштабное исследование рынка IT-спецов. В связи с этим решил поделиться своими наблюдениями на тему изменения отношения к работникам в последнее время. Букв впереди много, но будет полезно, особенно тем, кто не глубоко не погружен в тему.

Процессы против талантов

Заметили ли вы, что сейчас везде говорят про “европейский” менеджмент, это когда заботятся о сотрудниках. Если раньше это было привилегией “айтишников”, то сейчас даже в кофейни пришла такая мода. К сожалению, это не просто предприниматели стали добрее, а коварный рынок диктует свои правила.

Если вы хотите, чтобы вашу кофейню приходили, вам не достаточно просто сварить хороший кофе. Нужно сделать сервис, которые оказывается людьми. Сервис - это про заботу, про предвосхищение желаний, это когда дают больше, чем ты ждешь. Поэтому так приятно получить купон на кофе, если ты случайно пролил старый. Ты не ждешь, но получаешь. Так формируется лояльность к бренду, а для предпринимателя - прибыль.

Технологические компании не могут работать по строгому скрипту

Нельзя описать все возможные ситуации, которые могут произойти в кофейне и повлиять на клиентский опыт. Но можно описать принципы, по которым будут работать люди, создающие этот сервис. Дать возможность самостоятельно принимать небольшие решения. Но для принятия хороших решений нужны хорошие люди. Такие сотрудники востребованы и выбирают между работодателями. Бариста с хорошо развитыми коммуникативными навыками за неделю может получить столько офферов, сколько посетит собеседований. Везде ему предложат +- рыночную зарплату, а далее выбирать он будет уже, в том числе, по тому, как к нему относится босс. Никому не хочется быть обслуживающим персоналом и “таких как ты у нас очередь стоит”.

В таких условиях у бизнеса есть два варианта:

  • Создать сильные процессы, которые будут показывать единый уровень качества везде, вне зависимости от людей (прим. Макдональдс)
  • Создать сильную корпоративную культуру, в которой люди смогу раскрыть себя и проявить заботу о клиенте (прим. Скуратов)

В случае с общепитом модель Макдональдса может эффективно работать, но если мы говорим о более сложных технологических бизнесах, в которых продукт меняется, такой подход все сложнее применить. Если еда нужна человеку каждый день вне зависимости от социальных тенденций, то, например, ICQ или Живой журнал нет. Это хорошие примеры технологических продуктов, которые не поспели за временем и проиграли. Если бы управленцы этих компании были бы менее консервативными и больше следили за тенденциями, возможно, этот пост появился бы в ICQ.

Почему люди становятся нужнее?

Экономика перешла из индустриальной в пост-индустриальную, информационную эпоху. А это значит, что производство уступает место услугам. Вопрос “Как произвести?” заменяется вопросами “Кому продать?” и “Что продать?”. Произвести сейчас можно что угодно, дайте ТЗ и выстроится очередь заводов. Но что же сделать, чтобы покупали - главный вопрос. Настала эпоха цифровых решений, автоматизации всех монотонных процессов.

Почему к людям относятся как к ресурсу? Ценность их в глазах работодателя невысокая. Если ты быстро и легко можешь найти замену, то для чего вести себя хорошо с человеком? Что-то не нравится - уволил. Но если нанимаешь высококвалифицированного юриста с окладом 500 тысяч, которого искал 4 месяца, ты уже не можешь позволить себе его так просто потерять. Издержки слишком высокие. К тому же, если ведешь себя как м*дак, он просто не пойдет к тебе работать, а результат его труда очень нужен.

Люди - новая нефть, ведь хороших спецов также мало как черного золота

Технический прогресс позволил заменить сотрудников колл-центров, операционистов в банке, логистов, операторов такси программами. Соответственно бизнесу теперь нужны специалисты, которые могут создавать подобные автоматизации, оптимизировать их работу, анализировать результаты, а также создавать продукты, придумывать новые рынки под них. Все это работа, которую нельзя сделать по скрипту. Она требует опыта, навыков и креатива.

Темп жизни сегодня ускорился и будет ускоряться дальше. Вспомним что произошло за прошедшие 3 года (2020-2023) и сравним это, например, с предыдущими тремя годами (2017-2020). Количество событий, новых технологий и сервисов, кардинально меняющих жизнь, сильно увеличилось.

Работодатели ищут сотрудников, которые способны работать не по скрипту

Поэтому люди сейчас - новая нефть. Если раньше во главе угла стояли процессы, то сегодня в технологической компании, которая претендует на пребывание в авангарде инноваций, преобладают люди. Люди, которые создают продукты, люди, которые готовы быстро измениться в соответствии с новой реальностью, наступающей каждый год. Люди, способные подстроить бизнес под любую войну или пандемию. У кого таких больше, тот и будет впереди планеты всей.

Откуда берутся айтишники?

Рынок не успевает создавать достаточное количество квалифицированных программистов, дизайнеров, тестировщиков, продажников, управленцев. Модные курсы не решают задачи работодателей. После них человек выходит с нулевым багажом практических знаний, и найм такого для компании - инвестиция. Весомый результат от такого спеца будет получен только через год, а может, вообще никогда. А платить зарплату и учить его нужно уже сейчас. Большой бизнес можете себе позволить выращивать джунов, а вот маленький - нет. У них просто нет времени и денег, результаты нужны сейчас.

Стоит учитывать страшную реальность - не всем дано быть хорошим программистом, дизайнером или сейлсом. Каждый из нас предрасположен к определенной работе: кому-то легче дается считать, кому-то рисовать, а кому-то играть на фортепьяно. Успешность освоения навыков в равной степени зависит от способностей и обучения. Если ты неусидчивый, невнимательный, то тебе в разы сложнее будет стать хорошим бухгалтером, чем человеку, который с детства отличается усидчивостью и въедливостью.

В погоне за длинным рублем можно пройти курсы пайтон разработчика, возможно даже возьмут на стажировку после них. Но такой сотрудник всегда будет на две головы позади специалиста, которому с детства интересна эта тема и он предрасположен к решению сложных задач. Такие люди становятся “айтишниками” без всяких курсов. Стандартный путь самоучки выглядит так:

  • С детства интересуется техников, самостоятельно программирует;
  • В школе или институте находит стажировку / первую работу;
  • Продолжает интересоваться, изучать, практиковаться;
  • Получает повышение и хорошую зарплату.

Всем бы хотелось работать удаленно, писать код под пальмой - красивая картинка, а хотелось бы до 5 утра искать как устранить баг? Возможно, хотелось бы читать 1000 страничные талмуды про программирование, чтобы знания не устаревали? Но без этого не выйдет востребованного спеца. Чтобы каждый день получать офферы, нужно постоянно учиться и следить за актуальностью своих знаний.

Работодателю нужны спецы умеющие решать прикладные задачи

Сегодня на базовые вакансии разработчиков сотни откликов закончивших курсы. Многие готовы даже бесплатно работать инвестировав в обучение по программированию 200-500 тысяч, они просто отчаялись искать. Практических знаний у них не больше чем у человека с улицы, а теория работодателя не особо интересует. Ему нужно чтобы ты сел и решил определенную задачу.

Представьте себе картину: вы предприниматель, который решил запустить стартап. Написать приложение для автоматизации завязывания шнурков. Вы понимаете, что это нужно рынку и хотите заработать. Но вот беда - писать код вы не умеете. Значит задача - найти программиста. Выкладываете объявление на хх.ру и получаете 300 откликов от выпускников курсов, которые сами не писали ничего руками. В лучшем случае, такие работники могут выполнить четко поставленную техническую задачу. Вы же не то что задачу поставить не можете, но даже не возьметесь отличить питона живого от языка программирования. Такой специалист будет бесполезен.

К чему это привело?

Из описанного выше становится понятно, что без высококвалифицированных специалистов и управленцев, бизнес сегодня просто не способен развиваться. Поэтому спрос на любого сильного эксперта от программиста до сейлса сильно превышает предложение. Как на любом рынке, это создает дефицит. А там где растет спрос - растут и цены (зарплаты).

Помимо самой зарплаты компании предлагают большое количество бенефитов:

  • ДМС
  • Психологов
  • Массажи
  • Бесплатную еду
  • Проезды
  • Технику
  • Беспроцентную ипотеку (большие ребята)
  • Компенсацию занятий спортом, языками, обучения, детских садов для детей
  • Опционы на часть компании

Все это происходит не по доброте душевной, а из-за жесткой конкуренции. И чем реже специалист, тем больше ему предлагают. Ведь понимают, что лучше потратиться, но получить ценный результат труда этого человека. И сюда же идет корпоративная культура. Когда ты работаешь бок о бок со спецами, которым каждый день пишут рекрутеры, и на найм и содержание которых ты потратил миллионы, меньше всего ты хочешь чтобы они ушли.

Как бы цинично это не было, но рынок диктует бизнесу как стоит вести себя. Если дешевле вести себя хорошо, носить людей на руках, то так и будет сделано. Бизнес чудесно эффективен.

А что вы думаете о ситуации с «айтишниками» в 2023 году? Делитесь в комментариях. Если понравилось чтиво, милости прошу в мой телеграм-канал, туда я пишу чаще.

99
5 комментариев

А Вы серьёзно верите, в то что написали?

Ответить

Скорее всего это вообще писала нейросеть

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Технический прогресс позволил заменить сотрудников колл-центров, операционистов в банке, логистов, операторов такси программами."
Как оно там, будущее?

Ответить

Всегда надо помнить про спрос и предложение) Как только станешь не нужен ..то все. Печеньки кончатся

Ответить