Добро любит тишину? Личный опыт

28 ноября прошел «Щедрый вторник» — большая международная акция, в которой традиционно участвуют компании, фонды и меценаты. Но благотворительность существует не только один день в году. Что происходит с помощью людям в остальные даты? И почему нас учат молчать о том, как мы помогаем другим?

Если эту статью сократить до одной мысли, пусть она звучит так:

наш опыт в благотворительности информирует и вдохновляет других, повышает общую осознанность и доверие, и поэтому мы должны говорить о нем громко и открыто.

Я собрала опыт шести руководителей и экспертов из разных сфер, а также профессиональных благотворителей, чтобы проинформировать и вдохновить вас. Большинство из моих героев поделились своим опытом впервые и за это большое спасибо им!

Но обо всем по порядку.

Что происходит с благотворительностью в России

В 2023 году я стала амбассадором сразу двух благотворительных организаций: фонда "Дети наши" и центра психологической помощи "НеТерпи".

С тех пор я узнала многое о разных видах возможной помощи, интеллектуальном волонтерстве, а также о сложностях, с которыми сталкиваются НКО, желая изменить мир в границах одной страны.

Если коротко. В нашей стране в основном помощь оказывают стихийно или разово. Благотворительным фондам и НКО доверяют мало, предпочитают поддерживать знакомых. Людей, кто сделал свою благотворительную помощь регулярной и осознанной сильно меньше, чем тех, кто реагирует на яркий призыв в соцсетях, грустного бомжа или коробку для сбора денег в магазине.

Если еще короче - дела обстоят так
Если еще короче - дела обстоят так

А теперь разберем эти же тезисы подробнее в цифрах и фактах.

В сентябре 2022 года ВЦИОМ совместно с фондом «Обнаженные сердца» выпустил итоги опроса россиян, как и почему они решаются помогать другим людям. Вот несколько фактов из исследования.

  • Помощь в любой форме знакомым людям оказывали 79% участников опроса; 52% помогали незнакомцам.
  • 53% опрошенных последние год-полтора передавали вещи, деньги или оказывали безвозмездные услуги своим близким и знакомым. В отношении фондов 32% отдавали товары, 20% перечисляли деньги и только 9%, что называется, работали руками.
  • Больше всего благотворительным организациям доверяет молодежь в возрасте 18-34 лет (40-37%). На втором месте люди, которые оценивают свой достаток как хороший и очень хороший (38%). На третьем — те, кто сам получал помощь НКО или имеет таких знакомых в своем окружении (41%).

В феврале 2023 года свое исследование опубликовал Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. В нем говорится о том, что:

  • 46% россиян в 2022 году почти не жертвовали денежные средства, 35% делали взносы лишь изредка. Регулярные пожертвования совершает лишь 12% опрошенных.
  • 48% участников опроса жертвовали деньги в виде милостыни, 32% отдавали их непосредственно тому, кто просил о помощи, еще 10% передавали их через близких. Делают пожертвования с помощью организаций, в частности, благотворительных, лишь 10% от числа жертвователей.
  • Самое большое число жертвователей — среди тех, кто может позволить себе покупку квартиры или дома (77%).

Мой опыт показывает примерно ту же картину. Вне публичного контекста я знаю многих руководителей и владельцев бизнеса, кто регулярно перечисляет средства в фонды или помогает адресно. Но когда спрашивала, готовы ли вы рассказать об этом опыте, большинство отвечали "нет". Такой подход оправдан убеждением "милосердие любит тишину", но как я убедилась, он же затормаживает развитие системной благотворительности — той, которая действительно способна влиять на законы, продвигать нужные инициативы и создавать условия для решения проблем.

Как руководители предпочитают помогать?

Ольга Кара
Директор макрорегиона Север компании ТТК

Ольга рассказывает, что решила помогать людям после того, как сама всерьез занялась своим здоровьем и развитием. «Я начала с малых дел, — говорит Ольга. — Собираю мусор на пляжах Волги весной. Делаю разовые пожертвования на срочные сборы по лечению детей или в помощь семьям, оставшимся без основного кормильца. Всей семьей мы сдаем вещи, пригодные для носки, и сортируем мусор. Но больше всего я вовлеклась в помощь бездомным животным. Когда из этических соображений я стала вегетарианкой, к этому добавились регулярные посещения приютов для животных и общение с постоянными волонтерами. В одном из приютов я куратор (целевой благотворитель) и отвечаю за вывоз мусора. Все сборы и приюты я находила через объявления в социальных сетях».

При этом Ольга не отслеживает результаты и не требует отчетности. «Как-то несколько лет назад я сделала пару постов в социальной сети о новом сборе мусора и помощи приютам животным. По помощи приютам даже было два отклика, чем я гордилась и благодарила своих подписчиков. Но для меня подобные публикации — это не реклама и не хвастовство, а человечность. И я знаю, что в моем окружении человечность увеличивается и заряжает остальных интуитивно. Это как с камнем, брошенным в воду, и кругами по воде. Камень — это добрый пример, а волны — это эффект от поступка, который незаметно входит в жизнь окружающих. Хотя, конечно, я радуюсь, когда воочию вижу пользу от своих действий».

Владимир Антонов
Исполнительный директор компании ЧЕТРА

Владимир поддерживает детское творчество и детский спорт, но выбирает для помощи те проекты, с которыми знаком лично. Он помог с ремонтом кабинетов в школе, которую сам окончил, в школе сына — с организацией профориентационного кабинета «Школьный завод», оплатил экипировку детской команды по триатлону.

«В Чувашии несколько команд, знаю их тренеров, потому что увлекаюсь триатлоном. Помог той, где тренер, как мне показалось, уделяет много внимания работе с детьми. Поддерживаю связь со всеми: с руководителями спортивной секции, директором школы и активными попечителями. Со спортсменами в зимний период тренируюсь под одной крышей. Летом — живые встречи с тренером, обсуждение прогресса ребят. В одной школе я участвую в совете по использованию средств, поступающих по линии благотворительности. В другой — ежегодно прихожу на встречу выпускников, где директор и активисты рассказывают о реализованных проектах за счет эндаумента. Но рассказывать о благотворительности много не люблю. Считаю это очень личным, да и не принято таким хвалиться».

Катерина Заречная
Основатель и идейный вдохновитель ресторана Balance, интегральный коуч

Для Катерины благотворительность была частью образа жизни родителей: «Папа является благотворителем на протяжении всей жизни. Он не только помогает конкретным людям, но и строит школы, храмы. Это мой пример, и я не знаю, как иначе». Сама она каждый раз для помощи выбирает новые организации. Одна из последних — проект «помощь» нуждающимся пожилым людям и кулинарный мастер-класс для воспитанников детского дома с командой ресторана balance. Но есть один фонд, с которым она сотрудничает на постоянной основе, и это фонд «Вера». Он помогает хосписам и их пациентам.

По словам Катерины, она публично освещает лишь малую часть той помощи, которую оказывает: «У меня нет потребности рассказывать про каждый процесс. Это не для количества. Здесь важно качество. Но рассказывать об этом нужно. Нужно напоминать людям, как важно быть неравнодушным! Ведь любая помощь для кого-то может стать спасением».

Я хочу поблагодарить наших героев за то, что несмотря на убеждение сохранять в тайне добрые дела, они решились поделиться своим опытом и пояснить свою позицию.

Что думают профессиональные благотворители

Светлана Строганова
Программный директор благотворительного фонда «Дети наши»

Программный директор благотворительного фонда Дети наши Светлана Строганова мечтает о том, чтобы через 15 лет в России практически не осталось детских домов, поскольку все дети будут расти в семьях, кровных или приемных. Ради исполнения этой мечты она рассказывает о проблемах сиротства везде, где есть возможность: на телевидении, радио, в интервью YouTube-каналам и собственном телеграм-канале.

Я это делаю так много, поскольку существует стереотип, что добро любит тишину. Но я уверена, что он вредный. Если все будут молчать о своей помощи, то у людей сложится впечатление, что никому ни до кого нет дела. Никто не помогает слабым, никто не пытается изменить ситуацию к лучшему, никто не озабочен решением социальных проблем и задач. Поэтому очень важно об этом рассказывать, чтобы как можно больше людей смогли увидеть себя в той или иной роли: волонтер, наставник, донор, приемный родитель и так далее.

Светлана Строганова

«Важно, — продолжает Светлана, — чтобы человек понимал, что, независимо от того, сколько у него ресурсов, он может внести свой вклад: подписаться на ежемесячное пожертвование в фонд или сделать репост. И чаще всего он находит это понимание не из рекламных объявлений, а из историй живых настоящих людей».

Екатерина Кочеткова
Менеджер по внутренним коммуникациям, основатель женского сообщества «Быть с собой»

Екатерина Кочеткова несколько лет сотрудничает с фондом «Старость в радость» в качестве волонтера. Выезжает в дома престарелых и соцприюты, ежемесячно отправляет поздравления тем, кто в них живет, организует сборы нужных вещей. «Помимо этого, — добавляет она, — у меня есть подруга по переписке из этого же фонда. Каждый месяц я стабильно пишу одно-два письма, и иногда получаю ответы от нее. Вы не представляете, какое это счастье!»

Сама Екатерина старается как можно чаще рассказывать о своей волонтерской деятельности как на работе, так и среди друзей:

Нам в детстве часто говорили: “Не высовывайся, сделал хорошее дело — никому не говори, а то сойдешь за хвастуна!” Это совершенно неверный подход, на мой взгляд. О добрых делах нужно и важно говорить. Волонтерские направления разнообразны, через пробу можно найти то, что отзывается конкретному человеку. А живой пример того, как помогать, всегда эффективнее. Может быть, это звучит несколько инфантильно, но благотворительность — это реальная возможность изменить мир, как минимум, мир одного человека, одной семьи. И это доступно многим людям.

Екатерина Кочеткова

Екатерина сразу оговаривается, что работа волонтера не сахар. Встречи могут проходить по-разному: кому-то нужно больше времени, чтобы привыкнуть, довериться волонтерам. Но то тепло внутри, которое остается после выезда, даже если для этого пришлось встать в 5 утра и проехать сотню километров, бесценно.

Алина Ковалева
Партнер благотворительного проекта Meet for Charity, член Попечительского совета благотворительного фонда «Жизнь как чудо» и сообщества «PROЖенщин»

Эту же точку зрения разделяет и Алина Ковалева, которая задействована сразу в нескольких благотворительных проектах. Она партнер благотворительного проекта Meet for Charity, который на аукционах встреч с известными людьми из разных сфер собрал более 280 млн рублей в пользу более чем 100 благотворительных фондов. Как член Попечительского совета благотворительного фонда «Жизнь как чудо», вместе с командой фонда она разрабатывает решения и коллаборации для бизнеса, создает и развивает платформу «Эстафета Чудес», где каждый может запланировать благотворительное событие в пользу фонда, и проводит благотворительные распродажи и аукционы для лечения детей с тяжелыми заболеваниями печени. А в сообществе «PROЖенщин» Алина является членом Попечительского совета и работает с участницами как ментор по раскрытию лидерского потенциала на безвозмездной основе.

Участие в этих проектах очень значимо для меня и приносит огромное удовольствие, — признается Алина. — Наблюдая результат своих добрых дел, осознаешь, что ты способен влиять на ситуацию и изменить мир к лучшему, и уже не хочется останавливаться. И я верю, что добро к нам всегда возвращается с еще большей отдачей: помогая другим, мы помогаем и себе, получая взамен радость и удовлетворение.

Алина Ковалева

Алина считает продвижение культуры благотворительности и меценатства в России своей миссией: «Людям нужно рассказывать, как они могут помогать. Ведь каждый может стать примером для своего окружения. Я всегда участвую в “Эстафете чудес” и в день рождения отказываюсь от цветов и подарков в пользу подопечных фонда. А пару лет назад моему примеру стали следовать и многие мои друзья. В последний раз эта инициатива собрала более 3,6 млн рублей, и это просто невероятно!»

Если подытожить, то в словах благотворителей звучат ровно противоположные мысли. Говорить о благотворительности не стыдно, поскольку рассказы о примерах добрых дел вдохновляют слушателей и читателей помогать фондам и отдельным людям, а также учат тому, как делать это правильно.

Какие есть форматы для публичной благотворительности

Прежде, чем выбрать организацию для помощи, обязательно свяжитесь с командой и узнайте, что именно нужно им сейчас. Беспроигрышные варианты:

  • рассказы и репосты новостей фонда о благотворительных акциях и способах участия в них
  • истории в ваших соцсетях из личного опыта, как вы кому-то помогали, как организовывали сбор, ремонт, встречу, мастер-класс в СМИ
  • покупка мерча благотворительного проекта, ношение на публичных выступлениях, если это разрешено дресс-кодом
  • организация благотворительного мероприятия с перечислением денег или сбором вещей в пользу НКО или фонда
  • собственные донаты на спецпроекты и акции фондов.

Например, уже 11 лет в России проходит акция «Дарите навыки вместо игрушек» для детей из детдомов. Вы можете поделиться новостью о ней в соцсетях, провести мастер-класс для ребят или перечислить деньги и без указания суммы написать об этом на своих страницах.

Несколько советов, как рассказывать о собственной благотворительности

  • Рассказывайте только о собственном опыте и не сравнивайте себя с другими, не превозносите и не принижайте себя. Представьте, что вы говорите о факте приезда в детский дом или перечисления суммы как о своем походе в театр или на конференцию. Благотворительность — это не подвиг, это часть вашей жизни, поэтому и в ваших публикациях к ней должно быть то же самое отношение.
  • Избегайте упреков в адрес тех, кто по каким-либо причинам не готов откликнуться на ваш призыв о помощи. Помогать кому-либо — это ваш личный выбор. Если кто-то к вам присоединится — замечательно, если нет — нестрашно, присоединится потом, или в другой форме, или в другом сборе.
  • Не реагируйте на попытки людей уличить вас в бахвальстве. Эти эмоции — ответственность того, кто их испытывает. Но если вы не уверены, что причины этих эмоций необоснованны, проверьте свою публикацию по первым двум пунктам.

На мой взгляд, благотворительность должна выйти из тени и стать общественной нормой. Чтобы это произошло, мы все — те, кто активно помогает фондам и людям, должны показать остальным: быть благотворителем — это просто быть человеком с большим открытым сердцем.

Больше о репутации — на моем телеграм-канале.

Материал подготовлен при участии неравнодушного контент-редактора «Космос-4» Натальи Шацковой.

1717
16 комментариев

Подруга работает ветеринаром в приюте для животных. Само заведение держится на пожертвованиях и благотворительности, поэтому могут позволить себе не всё, но стараются, как могут. Сам хожу туда периодически помогать по мелочи - перенести, перетащить, подержать кого-нибудь для укола. Когда делаю это, как-то даже веселее становится на душе от доброго дела.

7
Ответить

Люди часто совершая добро ждут чего-то взамен, забывая о том что делать добро это уже дар

6
Ответить

Нужно понимать что добро само по себе не случается, его делают люди правильными поступками. Как например в статье для Катерины Заречной правильным поступком является благотворительность, ее отец тоже занимался благотворительностью тем самым показывая своей дочери хороший пример для подражания.

6
Ответить

Наша жизнь наполняетя смыслом, когда мы делаем добро друг другу, поэтому нужно стараться это ценить а не принимать как должное

5
Ответить

Действительно стыдно как-то говорить об этом. В детстве дали установку не выпендриваться, не быть выскочкой, не хвастаться… вот результат.

4
Ответить

Для кого как, для многих это называется скромность. есть люди, которые, делая что-то хорошее, считают это нормой, а себя не причисляют к героям.

1
Ответить

я считаю что говорить о своих добрых поступках другим стоит т.к это может повлиять на других людей и возможно заставит следовать твоему примеру

4
Ответить