"Напиши Мона Лизу" – создают ли нейросети произведения искусства?

Глубина ощущений, эмоциональная вовлеченность и восхищение, которые мы испытываем, когда рассматриваем прекрасный пейзаж, слушаем Шопена или читаем Пушкина, несомненно, отпечатываются в нашей памяти надолго. Процессы, благодаря которым мы воспринимаем красоту и трактуем её, исследуются относительно молодой, но очень перспективной наукой – нейроэстетикой.

Использование методов нейроэстетики, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI), позволяет исследователям изучить активность мозга и его конкретных долей при получении человеком эстетического удовольствия. Исследования показывают, что определенные черты, такие как симметрия, гармония и совершенные пропорции, являются первым и основополагающим аспектом в интерпретации красоты. Однако, эстетический опыт не только ограничивается визуальным восприятием. Звук, запах, текстура и даже вкус могут вызывать соответствующую реакцию.

Особую роль в восприятии искусства играют нейромедиаторы, такие как допамин – гормон удовольствия и восхищения, уровень которого повышается, когда мозг получает стимул, вызывающий позитивные эмоции. По этой причине можно сказать, что деление на «гуманитариев» и «технарей» исчерпало себя, ведь теперь человеку творческому необходимо понимать, как привлечь к себе внимание общественности или конкретного человека. А для этого нужно разбираться в психологии, нейробиологии, математике, в том, как работают нейросети и интернет-социум. Изучение особенностей восприятия картин человеком привело учёных к серьёзному касательно искусства: произведения несут в себе особые «триггеры», которые возбуждают разные части мозга и соответствующую им эстетическую реакцию зрителя.

Отсюда возникает большая философская проблема: считать ли искусством сгенерированные нейросетями картины? И здесь появляется соперничество таланта и воображения, потому что с одной стороны, художник умеет рисовать, знает теорию цвета, композицию. С другой стороны, то, что генерируется нейросетью, является репродукцией разума человека: его сознание и способность мыслить привело его к формированию запроса нарисовать что-либо. Не нейросеть, а именно человек вкладывает особый смысл в получившееся произведение. Отражение его идей обретает очертания и материализуется, но происходит это в разы быстрее, чем если бы то же самое создавал профессиональный художник.

Это сравнение вовсе не означает, что деятели искусства могут в будущем стать невостребованными: нейроэстетика и использование искусственного интеллекта – лишь инструменты на пути к изучению человеческого сознания, того, как в действительности функционирует мозг. Новшества – это расширение границ нашего мироощущения, знаменатель общечеловеческого прогресса. Очень понравилась сравнение нейросетей, сделанное Д. Хольцем (создателем Midjourney), с автомобилями: пользуясь ими, мы не "отрываем себе ноги", но можем добираться из пункта А в пункт Б значительно быстрее.

55
2 комментария

Мне кажется, что всё-таки искусство не перестаёт быть искусством, если оно создано с помощью нейросетей. В конце концов, если произведение вызывает какие-то эмоции, отклик в душе наблюдателя, оно уже заставило его о чём-то задуматься.

Ответить

Спасибо огромное за информацию! Поразительно интересная статья!

Ответить