Новые предметы в школе. Дайте Коле быть мемологом

Новые предметы в школе. Дайте Коле быть мемологом

Существует забавная теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Ноги этой теории растут из значения греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».

Древние греки, очевидно, знали толк в развлечениях. Да и кто мы такие, чтобы не доверять древним грекам?

Сегодня вряд ли удастся найти хоть одного вменяемого, не употребляющего запрещённые вещества школьника, который твёрдо заявит, что посещает школу исключительно в качестве свободного времяпровождения и для того, чтобы «быть праздным». Большинство, скорее всего, скажет, что школа им вообще не интересна. А периодически даже провоцирует рвотные позывы и суицидальные мысли.

Новые предметы в школе. Дайте Коле быть мемологом

Современный школьник, как квантовый объект - обязан присутствовать в нескольких местах сразу: в школе, на доп. занятиях по английскому, китайскому, французскому, эльфийскому, готовиться с репетитором к ЕГЭ и разное, и прочее. "Во славу укрепления родительских неврозов и нереализованных амбиций!". В общем, никакого вам «схоле».

В то же время, сложно упрекнуть современную школьную программу в высоком уровне привлекательности контента. Многотомные произведения тяжеловесных русских классиков, вроде Л.Н. Толстого, которые необходимо читать с русско-французским переводчиком под рукой и в самые душные умы человечества залетали не с первого подхода.

Нужно отдать должное и учителям, стоически переносящим все тяготы преподавания "зумерам". Ибо задача им поставлена практически неразрешимая: попытаться завоевать «made by Министерство образования»-контентом внимание людей, сформировавшихся в условиях неисчерпаемости развлекательного инфо-потока.

Новые предметы в школе. Дайте Коле быть мемологом

В общем, с одной стороны - новое поколение школьников, которое плохо поддаётся дрессировке, как методу преподавания, и не привыкло скучать (да и зачем?). А с другой - Министерство образования, которое главной своей целью, судя по всему, видит разработку самого длинного определения, способного ввести человека в летаргический сон уже после первой попытки его заучить.

Можно ли как-то поженить ежа и ужа?

Определённо! Нужно просто пересмотреть маркетинговую стратегию.

Школьное знание до 21 века не нуждалось в конкурентных преимуществах. Здание школы было своеобразным информационным изолятором. Ученик, приходя в школу, попадал в пузырь, где монополия на информационный поток была у учителя: разговаривать на уроке нельзя, читать можно только учебник, из источников развлекательного контента только окно. И это работало, пока не появился смартфон.

У всякого монополиста рано или поздно теряется мотивация улучшать свой продукт и атрофируется умение конкурировать. Во взаимоотношениях школа-ученик, школа - это субъект отношений, продающий продукт (информацию, знание, опыт), а ученик - потребитель. В нормальных рыночных условиях продавец всегда заинтересован завоевать расположение потребителя, пытаясь подстроить свой продукт под его нужды. Продавец много думает о том, что же на самом деле нужно его целевой аудитории, постоянно улучшает сам продукт и методы его продвижения через маркетинг (для школы: через методы преподавания).

Новые предметы в школе. Дайте Коле быть мемологом

В итоге, в борьбе за внимание школьника сходятся два бойца.

В правом углу ринга - школа. Её продукт - слабо адаптированное под детское и подростковое мировосприятие академическое знание, выведенное в самых душных дискуссиях самых бородатых учёных мужей 19 и 20 века. Её метод продвижения - “добровольно-принудительный” маркетинг под девизом: “Повторение - мать учения”.

В левом углу - интернет со всем его многообразием информации, где авторы взвешивают буквально каждое слово на предмет того, а “зайдёт ли это моей ЦА”?

Можно даже не давать стартовый гонг. Победитель известен заранее. Но не спешите бросать в меня тухлое яйцо за дискредитацию образования. На самом деле, всё не так трагично.

Редкий кадр из фотоотчётов Министерства образования. Первоклассник радуется, что скоро ему зададут читать Горького.
Редкий кадр из фотоотчётов Министерства образования. Первоклассник радуется, что скоро ему зададут читать Горького.

Можно ли утверждать, что история не может быть интересной?

Да, если рассказывать её в формате сухого перечисления фактов а-ля “родился, женился, было в таком-то году”. В качестве умственного эксперимента попробуйте пересказать в таком ключе свою жизнь (которая, надеюсь, кажется вам интересной). Готов поспорить, получится не очень увлекательно.

Нет, если несколько хороших сценаристов HBO сядут и напишут сериал в жанре история (например, сериал HBO “Рим”). “Игра престолов” - культовый сериал, снятый по книге Дж. Мартина. Он сам много раз говорил, что черпал вдохновение в истории Англии. «В детстве всех раздражали все эти бесконечные Генрихи, а про семейство Таргариенов прочтут все» - его слова.

Можно ли утверждать, что физика не может быть интересной?

Да, если доносить её исключительно через формулы и научную нотацию.

Нет, если в рамках темы “Переменный ток” рассказать историю безумного гения Николы Тесла, его фанатичном помешательстве на своей идее, трагедии жизни и борьбе с Томасом Эдисоном.

“Всякую хорошую историю не грех приукрасить”. Всякую хорошую историю нужно уметь хорошо рассказать. Нужен правильный маркетинг. И иногда для этого необходим дракон в сюжете.

Я ни в коем случае не утверждаю, что нужно срочно переписать все учебники истории и выдать каждому правителю по дракону. Лишь акцентирую внимание на том, что наступило время переосмыслить подход, подачу и, возможно, саму суть образования.

Пришло время учитывать интересы потребителя (школьника) и, преодолев высокомерное чувство превосходства старшего над младшим, перестать в качестве защитной реакции твердить, что “раньше образование было образовательнее и вода водянистее”. Нужно понять мотивы и желания молодого поколения и подстроить под них пыльные учебники.

Например, не секрет, что многие школьники хотят быть блогерами и не скрывают это. И это вполне законное и разумное желание. Блогер - это полноценная прибыльная профессия, требующая большого труда и умения. Нужно знать психологию, русский язык, быть эстетически развитым и дисциплинированным человеком чтобы заниматься этим хотя бы на сносном уровне.

Так почему бы не дать потребителю то, чего он хочет? Почему не учить его искусству ведения блога… в рамках урока русского языка и литературы? Ведь гораздо проще донести необходимость уметь правильно расставлять запятые, объяснив человеку, что его корявый неграмотный текст просто никто не захочет читать (разве что, в качестве садо-мазахистического развлечения). И я даже осмелюсь предположить, что отцы-основатели культуры русской словесности не слишком много раз перевернутся в гробу, если переназвать урок русского языка в урок “ведения текстового блога”. Периодические ребрендинги полезны.

В конце концов, в этом и есть мудрость опыта - находить и принимать лучшее решение в сложных жизненных ситуациях.

В конкурентной борьбе за молодые умы между классическим образованием и интернетом пока что есть явный андердог. В то же время, никак нельзя сказать, что образование, как продукт, нежизнеспособно. Напротив, его ценность растёт с каждым днём. Ещё 15 лет назад IT-шник в массовой культуре изображался как щуплый зачухан с немытыми волосами. Сегодня они настоящие рок-звёзды, колесящие по миру и создающие продукты будущего.

Школа явно потеряла контакт со своим потребителем. И его нужно попробовать восстановить. У меня есть идеи как.

55
1 комментарий

Полностью согласен с вами, я уже столько лет кричу о том, что образование должно идти в ногу с подростками, никто не слушает, только вы)

1