Критерии хорошей бизнес-модели

Помимо того, что бизнес должен тебе нравиться, важно также, чтобы в его основе была хорошая бизнес-модель, обеспечивающая тебе достойный заработок без перенапряжения. На своём опыте я могу выделить несколько критериев, которые сигнализируют что это будет так. Они не обязательно должны быть все, но чем их больше, тем лучше.

Высокий чек

В бизнесах с высоким чеком зачастую продажи не сложнее, чем в бизнесах с маленьким чеком. Парадоксально, но в большом чеке конкуренция, как правило, ниже. Риэлтор по элитной недвижимости может зарабатывать себе на жизнь, делая всего 1-2 сделки в месяц. Усилий он явно приложит меньше, чем автосервис, который будет зарабатывать эту же сумму.

Повторные продажи

Этот критерий я обожаю. Если бизнес-модель подразумевает привлечение клиента, который в дальнейшем делает у тебя регулярные покупки, то это позволяет тебе хорошо вкладываться в маркетинг и прогнозировать свои доходы. Это меньше волатильность объёма выручки, долгосрочное планирование и спокойные нервы.

Продукт, независящий от людей

При построении системы в бизнесе самое слабое звено всегда люди. Из-за человеческого фактора совершаются ошибки, люди непредсказуемы по своей природе. Поэтому чем меньше людей влияет на качество твоего продукта, тем лучше.

Высокая рентабельность

Рентабельность — это доля прибыли в выручке. Если бизнес подразумевает низкую рентабельность (меньше 15%), то основные усилия должны быть направлены на оптимизацию затрат. Это ужасно скучно и очень рисково, так как небольшая ошибка, влекущая расходы, приводит к убыткам из-за низкого финансового запаса прочности.

Продукт связан с первичной потребностью

Кризисы показали, что бизнесы, закрывающие первичные потребности, остаются устойчивыми при любом раскладе. К первичным потребностям относятся еда, жильё, сон, секс. Как говорил Джефф Безос: «Сконцентрируйтесь не на том, что меняется, а на том, что остаётся неизменным всегда».

22
Начать дискуссию