{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как выйти на маркетплейс Ozon: опыт компании «Лесная диковинка»

Пандемия создала у миллионов покупателей новые привычки, и актуальность выхода в онлайн стала очевидной. Уже 10 500 партнеров активно продают свои товары на Ozon, и еще более 30 000 продавцов зарегистрировались и готовят товары к продаже. У каждого предпринимателя — своя история успеха и свои лайфхаки по работе с площадкой. В этой статье личным опытом поделится сооснователь компании «Лесная диковинка» Артём Бобцов.

Мы работаем с Ozon с июня 2019 года и за это время уже успели набить шишек и найти удобную схему. Мы хотим рассказать новичкам, как начать продавать онлайн, почему не стоит тратиться на свой интернет-магазин и какие подводные камни есть в работе с маркетплейсом. Сразу хочу подчеркнуть: мы с вами в одной лодке, я не сотрудник Ozon, а такой же продавец, как и вы. Да, у меня есть положительный опыт работы с площадкой, которым я с радостью поделюсь, но есть и вопросы к ним, на которые, надеюсь, мы вместе найдем ответ.

Наш бренд — «Лесная диковинка», мы производим продукты из мяса дичи: сами закупаем мясо диких животных по всей России, перерабатываем его на собственном производстве и продаем. Раньше — в офлайн-магазинах, с некоторых пор — онлайн.

Вот скриншот нашей страницы на Ozon, так это видят покупатели. Дальше я расскажу, что нужно сделать, чтобы такая же страница появилась у вашей компании, сколько времени это займет и сколько будет стоить.

Маркетплейс или свой интернет-магазин?

Во время самоизоляции многие поняли, что пора выходить в онлайн. Но далеко не у всех есть время, деньги и хорошие специалисты, чтобы запустить свой интернет-магазин. А те, у кого он есть, не прочь оптимизировать затраты на его содержание и развитие.

Наша компания как раз из второй категории. Мы сами разрабатывали интернет-магазин в 2014 году и занимались рекламой. Позже попробовали продавать на маркетплейсе, сравнили затраты и поняли, что это выгоднее и удобнее. Площадка берет на себя все заботы о логистике, привлечении покупателей и поддержке, а вы занимаетесь бизнесом. В итоге, мы отказались от своего интернет-магазина и вот сколько сэкономили за месяц:

  • 150 тысяч рублей — на логистике.
  • 70 тысяч рублей — на маркетинге.
  • 90 тысяч рублей — на трафике.

Я не призываю тут же закрывать интернет-магазин и разгонять всех, кто им занимается. К этому вопросу нужно подойти с умом: посчитать, сколько вы тратите и сколько зарабатываете, изучить требования маркетплейса, понять, что и за какую цену вы можете продавать, и, наконец, сравнить оба формата и принять решение.

Вот несколько важных моментов, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Тип товара и ассортимент.

Определитесь, что вы будете продавать на маркетплейсе. У Ozon скоропортящиеся и замороженные товары пока продаются только в Москве и области и представлены собственными закупками. Поэтому и нам пришлось сократить ассортимент. Мы выпускаем 70 SKU, а на Ozon выставляем всего 33 — для них не нужны специальные условия хранения.

Кроме этого, не торопитесь выставлять на Ozon те позиции, которые успешно продаются в вашем интернет-магазине или в рознице. Маркетплейс дает возможность найти покупателя для менее популярных товаров, поэтому лучше стартовать с них.

  • Комиссия и маржинальность.

С каждого поставщика Ozon получает комиссию, ее размер разный, в зависимости от категории. Дополнительно вы платите еще за доставку до покупателя, например, у нас это 75 рублей с одного заказа. Этот калькулятор поможет посчитать, сколько будет стоить размещение на маркетплейсе. Кстати, им можно пользоваться и уже после того, как начнете работать с Ozon: например, перед тем, как добавить новую категорию товаров.

Для примера возьмем продукты питания, с комиссией 15%. Допустим, клиент купит у нас банку паштета за 200 рублей. Посчитаем, сколько мы отдадим Ozon с этой продажи: (200*0,3) + 75 = 105. Получается, что у нас остается 95 рублей, меньше половины. Но есть лайфхак: мы формируем наборы из трех позиций, которые на Ozon выглядят как одна единица товара. А еще можно продавать товары стоимостью до 500 рублей упаковками, спайками или комплектами: например, не один карандаш, а комплект из 10 карандашей или набор.

Кроме комиссии оставляйте зазор в 10-15%. Ozon часто проводит акции, и если вы участвуете в них, то скидка всегда будет за ваш счет. То есть помимо стоимости услуг Ozon нужно будет заплатить, чтобы попасть в раздел с товарами по сниженной цене.

  • Конкуренты

Прежде чем выйти на «рынок», нужно посмотреть, кто и что продает на соседних прилавках и за сколько. Если ваши конкуренты есть на Ozon, оцените заранее, сможете ли вы соревноваться с ними по цене, ассортименту и другим параметрам. Люди, с которыми вы соперничаете в бизнесе, уже имеют опыт и наверняка знают, что стоит продавать и за какую цену.

  • Офлайн-продажи.

Если вы продаете в розничных сетях и только переходите в онлайн, не думайте, что это два разных канала. Раньше крупная торговая сеть ходила по другим магазинам и смотрела, сколько стоят ваши товары, а теперь она отслеживает все в интернете. И если выяснится, что онлайн вы предлагаете продукцию по той же цене, что и в рознице, ваше сотрудничество может на этом закончиться. Ведь после того как торговая сеть накинет еще 40-50% сверху, она не сможет конкурировать с другими селлерами. Поэтому будьте готовы снижать цену для офлайн-розницы и четко выстраивайте ценовую политику.

Работа с маркетплейсом: ошибки и лайфхаки

Вся теория по работе с маркетплейсом подробно описана на сайте Ozon, и я на ней останавливаться не буду. Лучше поделюсь своим опытом и лайфхаками, чтобы вы учились на ошибках других продавцов. Вот мой ТОП-6.

  • Запараллельте процессы.

В среднем, выход на маркетплейс занимает 3-4 недели, если у вас десятки товарных наименований, и 3-4 дня — с одним или несколькими товарами. Мы заходили на Ozon 25 дней. Если пустить некоторые процессы параллельно и сразу учесть все требования Ozon, срок сократится до 20 дней.

Например, пока вы загружаете документы в личный кабинет, а фотограф делает снимки товаров, айтишник тем временем может подключать организацию к электронному документообороту. Сделать это может и специальная компания всего за 20-25 тысяч рублей. Кстати, если вы торгуете со своего склада, ЭДО вообще не нужен.

  • Всегда следите за ценами.

Это касается и цен на товары конкурентов, и стоимости вашей продукции. Дело в том, что Ozon, как и другие маркетплейсы, регулярно мониторит позиции на других сайтах и проверяет, чтобы цены везде были примерно одинаковыми. Да, и в вашем интернет-магазине тоже. И если где-то цена ниже, площадка вынесет вам предупреждение, а после может и вовсе заблокировать.

  • Не скупитесь на качественные фотографии.

В интернет-магазине покупатель выбирает глазами, и карточка товара — это возможность презентовать свою продукцию. Перед загрузкой проверьте, что ваши фотографии соответствуют требованиям Ozon. Сделайте сразу четкие студийные снимки на белом фоне. Иначе после модерации вас попросят все переделать и вы потеряете время. Модерация занимает до пяти рабочих дней, если нужно что-то переделать, то еще плюс один день.

  • Чередуйте схему работы со склада Ozon и со своего.

Ozon позволяет отгружать товары и со склада партнера, и со своего. Какую схему выбрать, решаете вы, но учитывайте, что Ozon не хранит у себя крупногабаритные и не возит скоропортящиеся товары, а также взимает плату за размещение продукции с низкой оборачиваемостью. Тут есть требования для каждой категории: для продуктов питания это 45 дней, для одежды — 90. За это время вы должны распродать всю поставку. Если ваш товар продается дольше, придется заплатить дополнительно.

Мы совмещаем оба варианта: со склада Ozon возим недорогие позиции, которые быстро оборачиваются (например, наборы из трех паштетов по 600 рублей). А дорогие продаем со своего склада — например, подарочные наборы к каким-то праздникам. Но если вы хотите торговать только со своего склада, подготовьтесь работать 7 дней в неделю. Вы должны отвезти заказ в точку приема Ozon в течение 24 часов с момента оформления. Даже если завтра суббота или воскресенье.

  • Читайте все инструкции и следуйте им.

Да, я сейчас сыграю в Капитана Очевидность, но это не шутка. У Ozon довольно понятные инструкции, которые учитывают все детали: вплоть до машин, на которых нужно привозить товары на склад. Как-то раз мы повезли поставку на небольшом грузовике Hyundai Porter. На складе ее не приняли, потому что оказалось, что у этой машины слишком маленький кузов — по стандартам Ozon нужна газель с расстоянием минимум 80 см от земли и распахом ворот от двух метров. Так устроены пандусы у Ozon, так что все машины должны соответствовать требованиям.

Есть специальные компании, которые занимаются централизованными поставками от разных продавцов и уже знают все требования. А еще это выгодно: с их помощью мы везем из Москвы в Тверь 300-килограммовую палету за 2500 рублей, хотя раньше 10 000 рублей тратили только на бензин.

Другая важная вещь из инструкций — маркировка. Если вы возите со своего склада, штрихкодируйте товары с использованием специального термопринтера. Он стоит 8-10 тысяч рублей и продается, кстати, на том же Ozon. Перед отправкой товара сверяйтесь, все ли требования учли. Однажды мы не поставили срок годности для каждой единицы внутри набора, в итоге при приемке завернули всю партию, а возврат занял несколько месяцев.

  • Готовьте сани летом.

О наличии товара на складе надо заботиться заранее, поэтому что в последний момент вы можете не успеть сделать поставку. Особенно в период высокого спроса. Например, перед Новым годом привезти что-то на склад Ozon очень сложно, даже сайт не дает выбрать окно доставки в декабре. Однажды мы ловили слоты по ночам и три раза дополнительно отвозили товар, потому что все быстро заканчивалось. Теперь повезем заранее, в ноябре. Если вы продаете товары к школе, озаботьтесь поставкой уже в июле. Иначе в какой-то момент Ozon не сможет вас принять, а вы не сможете отгрузить товар.

И, наконец, не забывайте о продвижении своего товара. Но это тема для целой статьи или вебинара. Так что не переключайтесь!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Милов

Озон решил ответить рекламной статьей на нападки против нее за ужасное обслуживание продавцов. 
Смените PR отдел, ребят, проснитесь, вы обо***лись.
Решайте внутренние проблемы, чтобы клиенты не уходили от вас, а не пытайтесь давать рекламу, чтобы выровнять фин.отчеты, за счет новых подключений.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

Добрый день, Андрей!
Работа PR идёт параллельно с работой Markteplace и у всех свои задачи.
С вопросами продавцов мы разбираемся по поступившим от них обращениям в нашу поддержку, а также по публичным кейсам на VC и других площадках.
Ещё в мае мы в два раза увеличили поддержку и сейчас активно закрываем старые обращения, чтобы в ближайшее время сократить время ожидания продавцов и отвечать гораздо быстрее.
Спасибо за обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Подполковник Яковлев

Товар весьма интересный. 
Я думаю он удачно продаётся в том числе из-за его специфичности и малого количества конкурентов, если они вообще есть.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Горяничая

У озона дела идут очень плохо! Не гнушаются даже принудительным закрытием партнёрских ПВЗ. Их собственные офисы у нас в городе не могут конкурировать с партнёрскими ПВЗ. Клиенты от них уходят к партнёрам. Наш пункт выдачи закрыли

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

Анна, добрый день!
Пункт выдачи может быть отключён по разным причинам - выдаётся мало заказов в месяц, партнёр не хочет улучшать условия и др.
Напомним, что по договору Ozon оставляет за собой право прекратить сотрудничество, проинформировав партнёра за месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Горяничая

Ну конечно! С 13 года были партнёрами, у тут озон в соседнем доме открывает свой собственный офис. Выбрали самый крупный по выдачам пункт партнёра в районе и открыли рядом с ним свой собственный офис. Но, оказывается, это так не работает. Люди туда не заказывают. Поэтому нас закрыли. 

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

В том числе пункты могут быть отключены и из-за непосредственной близости друг к другу, но это не единственная причина.
Наши собственные пункты не открываются специально рядом с партнёрами - кируруют развитие партнёрской и собственной сети разные сотрудники.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Горяничая

OK! Вы можете дать контакты ответственного лица, курирующего партнёрские ПВЗ? А то мы не понимаем, что происходит. Менеджер молчит, как всегда. У кого выяснить, чем мы так не угодили?

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

Анна, в каком городе вы находитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Горяничая

город Брянск

Ответить
Развернуть ветку
Ozon
Автор

Контакты вышлем в ЛС.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анна Горяничая

-

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sidnev

Добрый день. Почитал, не удивился. Мы тоже работает с Озон , тоже набили шишек.... ( ООО БИОЛОНГ). Каждый месяц блокировки... Каждый месяц куча обращений в службу поддержки, но там наши запросы обрабатывают с опозданием в месяц-полтора. И когда вопрос уже был решен сам собой вдруг Озон начинает его решать и всё портит. К примеру, два месяца назад блокирнули товар. Просят в очередной раз прикрепить Сертификат и т.д. Делаем, ждём. Ничего! Куча обращений. Ничего. Просим вернуть, если Озон не хочет выставлять его на сайт. Завозим на склад в Тверь очередную партию различных видов наших товаров. Всё принимают, выставляют. И вдруг, просыпается какой то " умный работник озона" , блокирует весь товар, скрывает с продажи и пишет нам сообщение с вопросом - когда мы приедем за возвратом?! То есть, я так понимаю, Озон добрался до нашего общения полутора месячной давности и отреагировал на него. Не анализируя, что это обращение устарело... Мы честно писали про один вид товара, а они блокируют все.... Ну сил уже нет. Каждый месяц какое-то происшествие, какая-то блокировка. И ведь бела в том, что пока опять служба поддержки Озон отреагирует на наше новое сообщение пройдет не мало времени. А товар скрыт, не продается. Издержки, скажите вы. Но должны же быть хоть мало-мальски грамотными работники, хоть понимать что они делают. Или их научили кнопки нажимать на компьютере и они больше голову не включают!!! Хочется сказать, не трогайте ничего. Я уже не знаю как с этим бороться, куда писать. Вышестоящего руководство не "достать". Позвонить некому, просто можно было бы объяснить человеку всю проблему и закрыть раз и на всегда. Но тут нужно создать инцидент, а уж когда до него дойдет очередь одному Богу известно. 

Ответить
Развернуть ветку
Christopher Alosh

А у меня чуть другой вопрос про Озон - так и не разобрался как получить статистику по товарам определенной категории - системы охраны, видеонаблюдения, домофонии. Ассортимент у нас большой, поэтому хотелось бы начать с размещения и торговли самыми ходовыми позициями.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда