Лого vc.ru

12 фильмов об искусственном интеллекте

12 фильмов об искусственном интеллекте

Команда института «Стрелка» совместно с наставником образовательной программы «Новая норма» Николаем Бояджиевым составила подборку из 12 фильмов и эпизодов сералов, посвящённых развитию технологий искусственного интеллекта. Бояджиев рассказал, о чём повествуют картины, и оценил реалистичность каждой из них.

Поделиться

1. Метрополис (Metropolis, 1927)

Длительность: 2 часа 25 минут.

Сюжет: Метрополис — город будущего, где бедные живут и работают в цехах под землей, а богатые наслаждаются жизнью на поверхности. Искусственный интеллект в «Метрополисе» представлен в форме робота Марии, которую создал безумный ученый по прообразу умершей жены.

Ученый в одиночку сконструировал металлическое человекоподобное тело, наделил его разумом, а затем при помощи неведомых проводов, сосудов и рычагов смог перенести искусственный интеллект в тело обычной девушки. Мария стала, по представлениям ученого, человеком будущего, она имела большое влияние на людей и инициировала хаос.

Реалистичность: 1 из 5

Вердикт: Искусственный интеллект существует обособленно от человека, и идея совмещения операционной системы с телом давно устарела. Возможно, когда-нибудь у нас получится стимулировать искусственный интеллект органически, но, пока человеческий мозг не изучен на 100%, говорить об этом бессмысленно.

Даже если подобная технология появится, она однозначно будет выглядеть не так — персонализация роботов сегодня неактуальна. Концепт искусственного интеллекта заключается в том, что все роботы, обладающие схожими знаниями и навыками, практически неотличны друг от друга: к примеру, одна машина Google Car является копией любой другой, и если с первой произойдет инцидент, то все остальные машины сети об этом узнают. Это интересная идея, которая на момент создания фильма еще не была сформулирована.

2. Владыка мира (Der Herr der Welt, 1934)

Длительность: 1 час 30 минут.

Сюжет: Новый промышленный робот, призванный выполнять опасную для человеческих жизней работу, выходит из-под контроля благодаря полусумасшедшему ассистенту изобретателя. В фильме этические проблемы совмещены со ставшей классической темой восстания машин.

Ярко выраженное антропоцентрическое видение мира, тянущееся еще со времен Сократа, сейчас кажется наивным, но в начале двадцатого века картина стала большим шагом на пути осмысления роли искусственного интеллекта в жизни людей.

Реалистичность: 3 из 5.

Вердикт: 1930 годы — время появления первых человекоподобных роботов, которые, естественно, никуда не внедрялись еще много десятилетий. Однако люди всегда боятся прогресса, и в этом плане сюжет очень реалистичен. Невозможно предсказать, какие положительные и отрицательные последствия могут принести технологии. Режиссер поднял актуальный вопрос: если что-то было создано для добра, сможет ли оно творить зло, и наоборот?

3. Космическая одиссея 2001 года (2001: Space Odyssey, 1968)

HAL 9000

Длительность: 2 часа 29 минут.

Сюжет: Экранизированный Стэнли Кубриком рассказ Артура Кларка — классика кинофантастики. Сюжет выстроен вокруг монолитов, внеземных артефактов, влияющих на ход истории; компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000 контролирует экспедицию на Юпитер к очередному монолиту. HAL статичен, его операционная система функционирует благодаря модулям банков данных. Компьютер умеет различать и выражать эмоции, однако не жертвует ничем, когда дело доходит до выполнения миссии.

Реалистичность: 5 из 5.

Вердикт: Бенджамин Браттон, программный директор Института «Стрелка», писал, что люди не запрограммированы на космические путешествия, и все фантазии о знакомстве человечества с инопланетянами нереалистичны. Мы можем исследовать космос своими силами, но для этого всегда нужно брать мини-версию Земли с собой.

Компьютеры в этом плане гораздо более гибки, искусственный интеллект может без проблем преодолеть тысячи световых лет, и именно он будет будущим космическим проводником человека. В «Космической одиссее» только HAL вступает в контакт с монолитами, и это метафора человеческой слабости. Сами монолиты — метафора контакта человека с внеземным миром.

По сюжету HAL 9000 делает не то, что от него ждут — он выполняет задание, но слишком хорошо. Это важный аспект технологии: задавая некие условия действий, надо учитывать, что искусственный интеллект будет четко следовать установленной логике, и этот момент отмечен Кубриком очень верно. Даже когда кажется, что HAL напуган, на деле он просто обращается к человеческой эмпатии, чтобы манипулировать своей командой и достигнуть цели.

4. Бегущий по лезвию (Blade runner, 1981)

Длительность: 1 час 57 минут.

Сюжет: 2019 год. Человечество разделено на людей и репликантов — физически, интеллектуально и эмоционально развитых продуктов генной инженерии с ограниченным сроком жизни. Группа репликантов сбегает с космической станции, и перед опытным детективом встает задача выяснить мотивы их действий, а затем уничтожить беглецов. Репликанты и детектив чувствуют взаимную эмпатию, и для выполнения миссии последнему приходится подавлять свою нравственность.

Реалистичность: 2 из 5.

Вердикт: Картина дает неверное представление о том, что мы сегодня называем искусственным интеллектом — он фундаментально отличается от человеческого, а Ридли Скотт смешал два понятия. Детектив по сюжету сам до конца не понимает, является ли он репликантом или настоящим человеком, что интересно с точки зрения морали, но неверно технически. Искусственный интеллект развивается все стремительнее, и человеческая иррациональность ему однозначно не свойственна. Машина может мимикрировать эмоции, но не испытывать их.

5. РобоКоп (RoboCop, 1987)

Длительность: 1 час 43 минуты.

Сюжет: После гибели одного из лучших полицейских врачи-экспериментаторы на основе его центральной нервной системы создают неуязвимого киборга Робокопа, который ведет борьбу с преступностью. По аналогии с тремя законами робототехники Айзека Азимова, действия Робокопа ограничены директивами: служить обществу, защищать невиновных и соблюдать закон.

Разработчики предусмотрели четвертую, секретную директиву, запрещающую действия, направленные против создателей. Сюжет фильма связан с сознательным нарушением директив, которое становится возможным благодаря проявлениям интеллектуального превосходства киборга.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Это не просто правдоподобный фильм, «РобоКоп» предсказывал то, что происходит уже сейчас. Множество технологий пришло к нам из военной сферы, так как она отлично финансируется государством. Сейчас существуют дроны — машины, управляемые по принципу компьютерной игры, но действующие в реальности.

Следующим шагом станет интеграция виртуальной реальности: за счет упрощенных интерфейсов любой человек сможет контролировать такие сложные процессы, как, например, управление самолетом — перед вашими глазами просто появится алгоритм нажатия кнопок.

В более отдаленном будущем человеку будет ассистировать искусственный интеллект, но не совсем так, как показано в фильме. Искусственный интелект РобоКопа использует органическое тело, но в реальности нет смысла создавать такую сложную машину: операционная система может контролировать любые процессы, а простую механическую активность дешевле поручить человеку.

6. Двухсотлетний человек (Bicentennial Man, 1999)

Длительность: 2 часа 12 минут.

Сюжет: История о жизни робота нового поколения NDR-114 (в обычной жизни просто Эндрю), первоначально купленного в качестве прислуги или домашнего питомца, но оказавшегося человечнее многих. Изучая людей, Эндрю замечает, что и у него есть чувства, есть душа. Робот начинает делать операции, заменяет металл на резиновую кожу, и делает все, чтобы сблизить людей и машины.

Реалистичность: 2 из 5.

Вердикт: Робот, который хочет стать человеком, — старый и узкий взгляд на искусственный интеллект. Машины и люди воспринимают мир по-разному, и эта разница радикальна. Сейчас у нас есть пять основных чувств: слух, зрения, обоняние, осязание и вкус. Роботы могут распознавать шум и свет, но кто знает, сколько чувств у них будет в будущем? Возможно, появятся даже новые эмоции, источником которых станет искусственный интеллект; этот вопрос сегодня гораздо более актуален.

7. Эдвард руки-ножницы (Edward Scissorhands, 1990)

Длительность: 1 час 45 минут.

Сюжет: Действие происходит в небольшом городке, население которого составляют в основном консервативные домохозяйки. Одинокий ученый, живущий в замке в черте города, создал экзистенциального киборга по имени Эдвард.

Ученый умер, не успев доделать руки, и вместо них у Эдварда — подобие ножниц. Киборг был воспитан как человеческий ребенок, он обладает чувствами, но живет в заточении. Из-за внезапно возникнувших чувств к жительнице города ему приходится выйти из замка, пройти экспресс-социализацию и найти себе применение в обществе.

Реалистичность: 1 из 5.

Вердикт: Эдвард — не человек и не робот, он напоминает скорее ожившую куклу. Сам фильм — это сказка о социальных проблемах, в которой технологии сильно искажены. Машина может обрести самосознание, но этот процесс пройдет куда быстрее, чем у людей. Мы — одни из самых медленных животных в принципе, о сравнении с носителями искусственного интеллекта не стоить и говорить. Машину можно запрограммировать таким образом, чтобы она развивалась человеческими темпами, как Эдвард в фильме, но это будет нарочное торможение прогресса.

8. ВАЛЛ-И (WALL-E, 2008)

Длительность: 1 час 44 минуты.

Сюжет: В 22 веке все человечество перебралось жить на специально оборудованные космические корабли, где роботы выполняют всю работу. На Земле люди оставляют роботов-мусорщиков, из которых выживает лишь один — ВАЛЛ-И. Труд развивает в ВАЛЛ-И человеческие эмоции и жизненные приоритеты — найти любовь и вернуть жизнь на планету.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: «ВАЛЛ-И» — история для детей, демонстрирующая, однако, очень реалистичный сценарий будущего человечества. Мир VR-видеоигр, которые внедряются сейчас повсеместно, уже сегодня кажется гораздо интереснее настоящего. В будущем люди привыкнут к жизни VR-очках среди роботов-прислуги, это всего лишь вопрос времени.

Проблема загрязнения планеты — однозначно не вымысел; возможно, люди не смогут постоянно жить в космосе, но будут группироваться в специально оборудованных центрах. В этом контексте идея робота-уборщика, который самостоятельно питается солнечной энергией — настоящий прорыв. Люди могут стать вымирающим видом, но созданные ими самовозобновляемые машины проживут еще долго.

9. Она (Her, 2013)

Длительность: 2 часа 6 минут.

Сюжет: В будущем у каждого человека появляется возможность пользоваться персонифицированным искусственным интеллектом. Писатель-интроверт Теодор приобретает операционную систему по имени Саманта, чтобы скрасить тяжелый жизненный период после расставания с женой. Вскоре он находит в ней лучшего друга, а затем и новую любовь. Саманта развивает в себе схожие чувства и отвечает взаимностью.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: В одной из сцен бывшая жена главного героя обвиняет его в том, что он не может выстраивать отношения с реальными людьми. Для многих роботы действительно станут идеальной парой. Не так давно отношения, существующие только в плоскости интернета, казались нонсенсом, а сейчас таким никого не удивишь.

Люди в интернете могут притворяться, выдавать себя за других, так почему это не сможет делать искусственный интеллект? Саманта поддерживала диалог с 600 разными людьми одновременно, и всех это устраивало. Подобные чат-боты, мимикрирующие пользователей за счет прогрессирующего искусственного интеллекта, существуют уже сегодня. Развитие подобного рода технологий с философской точки зрения может поменять всю концепцию личности и межличностных отношений.

10. Люси (Lucy, 2014)

Длительность: 1 час 29 минут.

Сюжет: Студентка Люси попадает в руки корейских наркоторговцев, которые заставляют ее перевезти таблетки в собственном животе. В результате инцидента пакет с наркотиками рвется, и Люси начинает меняться на глазах — теперь его мозг задействован куда больше, чем на 10%. Люси развивается стремительными темпами и фактически становится суперкомпьютером, переходит на новый интеллектуальный уровень.

Реалистичность: 1 из 5.

Вердикт: Благодаря одной таблетке девушка перешла на качественно новый уровень существования, который не имеет ничего общего с современным понятием интеллекта. С технической точки зрения «Люси» не предоставляет места для дискуссии, так как является стопроцентной выдумкой — невозможно развить мозг настолько быстро и радикально.

Однако, несмотря на концептуальную ошибку, фильм является шагом на пути к революции оценки человеческого интеллекта как вышестоящего. Существование такого интеллекта, как у Люси, в целом не отрицается, хотя изучить его пока не получается, да и вряд ли получится в ближайшие годы.

11. Эпизод из «Черного зеркала»: Скоро вернусь (Be Right Back, 2013)

Длительность: 48 минут.

Сюжет: Зависимый от социальных сетей молодой парень по имени Эш погибает в результате несчастного случая. Его партнерша Марта находит онлайн-ресурс, который, используя соцсети, создает виртуальный клон человека, имитирующий персонифицированную переписку. Вскоре ресурс предлагает смоделировать внешность и голос человека для общения с помощью видеозвонков, а затем — настоящую синтетическую копию умершего.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Создать точную копию человека по его соцсетям в реальности довольно сложно, но вполне реально. Существует прототип подобной технологии — московский стартап Luka или, к примеру, Eterni.me.

Однако информация, которую люди размещают, например, в Facebook или Twitter, зачастую носит слишком общий характер. Логичнее разбить людей на группы и восстановить целый типаж — так уже делает Google, угадывая продолжение вашего поискового запроса. Люди не так сильно отличаются друг от друга, как мы хотим думать. Возможно, в какой-то момент тысячи похожих клонов будут жить, ставить друг другу лайки в соцсетях и придумывать за нас новый мир.

12. Эпизод из «Черного зеркала»: Белое Рождество (White Christmas, 2014)

Длительность: 1 час 13 минут.

Сюжет: Пикап-тренер Мэтт использует смарт-линзы, чтобы наблюдать за взаимодействием своих учеников с женщинами и предлагать советы в режиме реального времени. Однако это лишь сторонний проект, основная работа Мэтта — принуждение наделенных искусственным интеллектом ассистентов по дому к выполнению своей работы.

Ассистент представляет из себя копию сознания своего владельца, помещенную в небольшой блок управления. Диджитал-копия человеческого интеллекта сначала идентифицирует себя как оригинальную версию своего адепта, но затем свыкается с рабской жизнью и доводит функционирование дома до идеала. С развитием сюжета вводится и третья технология будущего: возможность блокировки людей в реальной жизни опять же за счет смарт-линз и портативного пульта управления; от заблокированного человека при этом остается лишь размытый беззвучный силуэт.

Реалистичность: 4 из 5.

Вердикт: Представьте президентские дебаты, на которых кандидатам в онлайн-режиме через интегрированный микрофон зачитываются самые популярные твиты об их высказываниях — такой сценарий интересен, а технология реалистична уже сегодня.

Блокировка людей в жизни тоже выглядит вполне правдоподобно: во-первых, мы привыкли к подобным вещам в соцсетях, так почему это не может перейти в другую плоскость? Во-вторых, уже существует технология блокировки рекламы — очки виртуальной реальности умеют распознавать и размывать изображения рекламного характера; совместите разработки VR-линз от Google с механизмом рекламной блокировки, и сюжет «Белого Рождества» станет частью повседневности уже через пару лет.

Фантастически выглядит создание искусственного интеллекта путем полного копирования шаблонов человеческого сознания. Эта концепция также продолжает историю со всеми интернет-профилями, что делает ее ближе к реальности. Специалисты по рекламе всегда стараются предугадать действия покупателей, но для исследования представленной в «Белом Рождестве» технологии им потребуется огромные вложения.

Применение такой формы искусственного интеллекта в управлении умным домом более оригинально; это реалистичная механика организации быта для крайне состоятельных людей. Дома люди ведут себя естественнее, чем в любом публичном пространстве, поэтому подстроить все процессы под себя довольно просто — проекты умных домов уже разрабатываются Google, Amazon и Apple.

Сегодня компании заставят вас платить за комфорт, а завтра получат данные, которые для них гораздо ценнее. Это сложно контролировать, пока мы не видим прецедентов. Корпорации в своих исследованиях зашли очень далеко, и трудно делать предсказания, когда самые современные технологии засекречены. Однозначно лишь одно: в один день мы проснемся, и мир будет совсем другим.

— интеллектуальный партнёр рубрики «Будущее»
Популярные статьи
Показать еще
Комментарии отсортированы
как обычно по времени по популярности

Конечно не про роботов. Про бабенцию, у которой в животе повредился мешочек наркоты и вместо смерти от передоза получила сказочные сверхспособности, типо людей Х.
А у "эксперта" вероятно в пачке сигарет повредилась пара папирос, и он посчитал что фильм "Люси" про искусственный интеллект.

Кстати, да, в подборке явно не хватает Ex Machina - один из самых толковых фильмов об AI на данный момент

0

Но вообще ExMachina - бледная копия Я, робот. Так что лучше добавить Я, робот.

0

Этот фильм лучший и непонятно, что в этом списке делает половина фильмов

Я, робот, Превосходство, Робот по имени Чаппи, Джарвис в Железном человеке конце концов))) Ну и Из машины, конечно

Про R2D2 и C3PO нельзя забывать

В 3 фильме: "Компьютер умеет различать и выражать эмоции, однако не жертвует ничем, когда дело доходит до выполнения миссии." Не брезгует может?

В "Белом Рождестве" концепция с умным домом показалась слишком надуманной. Ну просто даже небезопасно оставлять хозяйство на попечении у порабощенного и озлобленного сознания)

Из той же серии:

>Машина может мимикрировать эмоции, но не испытывать их

Не мимикрировать, а имитировать.
Мимикрия - защитный механизм, позволяющий визуально сливаться с окружающей средой.
Имитация - достижение сходства с исходным объектом.

>Репликанты и детектив чувствуют взаимную эмпатию

Не эмпатию они чувствуют, а взаимную симпатию. Нравятся другу другу, короче.
Эмпатия же - это способность воспринимать чужие эмоции, опосредованно (через наблюдение) или непосредственно (сверхспособность, фантастич., не бывает).

И еще.
> В «Космической одиссее» только HAL вступает в контакт с монолитами, и это метафора человеческой слабости.

В фильме и в книге в контакт вступает не HAL, а Дэвид Боумен. Во второй части, когда отремонтированный HAL передает послание "ВСЕ ЭТИ МИРЫ ВАШИ, КРОМЕ ЕВРОПЫ. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫСАДИТЬСЯ НА НЕЁ" - это послание от Боумена, а не непосредственно от монолита.

И кстати, не фильм вышел по роману, а роман стал адаптированным вариантом сценария. Правда, сам сценарий был основан на двух ранних рассказах Кларка, про монолит и про обезьян.

Не знал что вторая часть есть! Как раз не спится и тут такой подарок, спасибо)

0

Сразу видно знатоков жанра.

Ребята, вы бы хоть разобрались в том кто такие репликанты прежде чем писать статью. Репликанты по-сути - это люди, клоны с увеличенными возможностями интеллекта и физ. силы. и с искусственно сниженной продолжительностью жизни (во избежание эксцессов, так сказать). Это никакие не роботы, интеллект у них вполне естественный. Сверхсил и способностей у них было.

Репликанты кстати не со станции сбежали а с Марса. Никакого ИИ в фильме не было.

А Декард то был репликантом? Я так и не понял.

0

По книге - однозначно нет. Декард у Дика именно унтерменьш-человек противостоящий супер-людям андроидам, во всём превосходящих своих создателей. Во всём кроме эмпатии и любви к ближнему, что уберменьшей в итоге и губит.

По фильму есть непонятки. Скотт вроде в каких-то интервью продвигал тему, что Декард был именно репликант, мол, в финальной схватке с Батти, Рой спас от смерти Декарда как братишку своего. Якобы Рика поймали, стёрли память и отправили охотиться на своих же друзей. НО, сам Форд вспоминал что согласился играть именно человека и на съёмках ни у кого, в том, числе и Скотта не было идей о том, что Декард репликант.

В общем тот случай когда каждый решает что ему более по вкусу.

Так андроидам или клонам? Это все таки разные вещи то.

0

Скоро будет "Призрак в доспехах" по культовому Аниме!

только вот пока все его ждут с опасением, а если и внесут в именно этот список, то уже третий фильм со Скарлет Йохансен

0

это по аниме, которое снимали по культовой порно-манге?

0

Читаю и думаю: неужели без ЧЗ обойдется?
Спасибо авторам )

0

Название статьи не соответствует содержимому...

Я не спец, но чуть покоробило - Сейчас у нас есть пять основных чувств: слух, зрения, обоняние, осязание и вкус. Роботы могут распознавать шум и свет, но кто знает, сколько чувств у них будет в будущем? -
осязание - есть роботы с датчиками, показывающими что они до чего-то дотронулись и что это за поверхность(хотя бы примерно).
вкус - в сша есть корпорации, которые использую аппараты для создания запахов и формы еды, чтобы это лучше продавалось. так там есть что-то типа рта, которые показывает 25 стадий разжевывания пищи и остроту пищи оценивает по шкале (разбавляет острое водой пока оно не станет не острым).

0

Нету Спилберга с Искусственным разумом,
зато есть эспер Люси, которая тут ни разу не в тему

Чем вообще занимается институт стрелка?

Поисками хабара?

1

Судя по списку - @#и пинает.

0

А Джонни Деп то снимался в фильме на эту тему чем не подходит сюда?

0

Да проще обезьяну наделить интелектом чем создать искуственый-без эмоций и секса он способен на творчество?Он изначально вне заложеной формулы не сделает и не увидит ничего,это калькулятор не интелект.

0

Слабый список крайне.

0

А ещё Transcendence, Превосходство с джонни деппом

0

Недавно стартовал довольно интересный сериал Westworld про аттракцион с андроидами. Он о том как скрипты превращаются в ИИ.

А где звездные войны?

0

Сериал "Мир Дикого Запада" который сейчас идет забыли.

Вы забыли самый главный фильм про ИИ.

0

Робокоп гуд, а с «Чёрным зеркалом» уже все в твиторе надоели )

0
Оставить комментарий

Поддерживается YouTube, Vimeo и Coub

Сейчас обсуждают
Maxim Ro
TSUM Moscow

Идти к профессионалу - хороший совет. Я раз в пару лет встречаюсь с профессиональным консультантом обсудить прогресс инвестиций. Очень интересное общение, хотя и недешевое.

«Никому не выгодно, чтобы у вас скапливались деньги»
0
Антон Иванов

Кому нужен ВК, когда есть Spotify?

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Антон Иванов

из мемов

«ВКонтакте» закроет публичный доступ к аудиозаписям для сторонних приложений
0
Влад Борщ

А как ООО (общества с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью) быть? Даже сама формулировка говорит о том, что ответственность ОГРАНИЧЕНА уствным капиталом. Причем тут учредители? Очередная хуйня какая то. То интернет всячески ограничивают, то налогами всех ебут. Мне интересно одно, когда уже российский народ это все заебет и они выйдут на митинги? То гавно, что в РФ произошло за последние 2-3 года это же полная жопа, тоталитаризм наступает?

Путин разрешил налоговикам требовать долги компаний с их владельцев и учредителей
0
Izobretatel

Надеюсь не закроется, мебель то больше негде покупать...

IKEA оспорит арест 9 млрд рублей на счетах российской «дочки»
0
Показать еще