Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист

Железнодорожные цистерны перевозят разные нефтепродукты. И перед сменой груза внутри их нужно мыть. Но не просто водой, а еще и паром на специальной промывочно-пропарочной станции (ППС). Как моют цистерны и сколько времени на это нужно, читайте в нашей статье.

Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист

Обычно в вагонах-цистернах перевозят нефтепродукты, горюче-смазочные материалы или химические вещества. Их особенность в том, что они оставляют осадок на стенках. Что-то другое в такую цистерну уже нельзя будет налить, так как пострадает качество налитого груза. В таких случаях нужна промывка и пропарка цистерн.

У Первой грузовой компании (ПГК) есть пять ППС, где готовят цистерны для перевозки. Если вы на железной дороге видите вагон-цистерну, будьте уверены, мыли ее на наших станциях.

Как цистерна попадает на ППС

После разгрузки или перед погрузкой владелец цистерн отправляет их на ППС. Для железной дороги такой технический «переезд» – это полноценный маршрут, на который нужно оформлять перевозочный документ. По этому документу владелец ж/д инфраструктуры, ОАО «РЖД», принимает вагоны к перевозке от пункта А до пункта Б, где расположена ППС.

Как правило, ППС располагаются около нефтеперерабатывающих заводов, чтобы сразу после подготовки цистерны направлялись под налив.

Когда цистерна приезжает на ж/д станцию рядом с ППС, после проверки всех документов, она с привлечением маневрового локомотива попадает на эстакаду подготовки станции. Перед промывкой вагона сотрудники ППС внимательно проверяют заявку на подготовку от владельца цистерны. Она должна соответствовать требованиям ГОСТ 1510-2022, в котором прописаны различные виды операций, которые необходимо выполнить, чтобы в цистерну погрузить нефтепродукты. В заявке должны быть указаны все требования: из-под какого груза цистерна, как она должна быть подготовлена, и что в нее будут наливать.

Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист

Способы подготовки

Горячий способ. Подготовка ж/д цистерны начинается с открытия нижнего клапана и удаления остатков раннее перевозимого груза. Затем цистерну пропаривают острым паром (паром под высоким давлением: происходит размягчение и смыв со стенок цистерны остатков перевозимого топлива), а потом промывают горячей водой. После этого котел цистерны вентилируют (проветривают).

При необходимости может проводиться затирка внутренней поверхности котла цистерны, чтобы поверхность была сухой и чистой. Для этого после тщательного проветривания, внутрь котла в спецодежде и с применением шлангового дыхательного прибора спускается промывальщик-пропарщик. Наверху его постоянно страхует напарник, контролируя действия промывальщика-пропарщика внутри цистерны. Цистерну изнутри затирают не просто сухой тряпкой, а смоченной в керосине специальной ветошью.

Горячая подготовка проводится для более требовательных нефтепродуктов из светлого сегмента – бензин, дизельное или реактивное топливо. Для остальных достаточно подготовки холодным способом.

Холодный способ. Операция по холодной подготовке называется «заправка клапана». Она не подразумевает промывку горячей водой и пропарку паром – из котла цистерны через нижний сливной прибор сгоняется остаток ранее перевозимого груза. Такая промывка делается для нетребовательных грузов – темных нефтепродуктов, различных мазутов и производных от них.

Любая проведенная операция на ППС подтверждается специальным актом ВУ-20 о годности цистерны под налив нефтепродуктов.

Все ППС ПГК могут промывать цистерны из-под темных нефтепродуктов и готовить их к перевозке светлых. Такая процедура называется «осветление». Она всегда востребованная, трудоемкая, и, соответственно, высокооплачиваемая.

Не целесообразно после такой операции наливать в цистерну мазут или нефть, но иногда у собственника может временно не хватать подвижного состава, и он принимает решение «затемнять» цистерну, то есть налить в нее темные нефтепродукты. Цистерна сделает перевозку «темного» груза и возвращается на ППС для «осветления».

Сезонная потребность

На потребность в цистернах для перевозки темных или светлых нефтепродуктов влияет время года. Так как во второй половине лета в нашей стране начинается подготовка к отопительному сезону, в этот период возрастает число перевозок мазута для котельных. После зимы, когда становится не нужно столько подвижного состава для темных нефтепродуктов, цистерны едут на ППС для «осветления» и дальнейшей перевозки «светлых» грузов.

В среднем на подготовку цистерны требуется 4-5 часов. При этом зимой, при холодной температуре нефтепродукт становится более вязким, и на промывку требуется больше времени.

Полностью подготовленная цистерна выводится с ППС на железнодорожную станцию и направляется на пути нефтеперерабатывающего предприятия для погрузки.

А куда отходы?

После промывки цистерны остатки нефтепродуктов и вода попадают в приемные лотки, соединенные с очистными сооружениями ППС. Очистные сооружения, включая нефтеловушки, отстойники, находятся под землей. После очистки нефтесодержащие отходы поступают в накопительные резервуары промывочно-пропарочной станции, а очищенная вода повторно используется для промывки цистерн.

Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист

Резервуары необходимы для двух целей:

1. сбор очищенной промывочной воды, которую используют в последующих циклах промывки;

2. хранение нефтесодержащих отходов. Затем их продают организациям, у которых есть лицензии на работу с нефтеотходами.

На наших ППС моют не только ж/д цистерны, но и автоцистерны – всем известные бензовозы. О том, в чем разница между подготовкой к наливу нефтепродуктов ж/д и автоцистерны, мы расскажем в следующей статье.

Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист

Подписывайтесь на наш блог. Здесь мы рассказываем о технологиях и о том, как они влияют на современный бизнес, делимся кейсами из сферы железнодорожных перевозок и советами от наших HR-специалистов.

Что такое ППС? Это был быстрый тест на то, железнодорожник ты или экономист
Начать дискуссию