Зачем и когда нужно менять оргструктуру компании?

По какому пути идут сегодня продвинутые компании и как создать гибкую структуру организации, устойчивой к изменениям внешней среды. Какие критерии подойдут для оценки эффективности. Обо всем этом рассказала начальник управления C&B, MBO и организационного развития Первой грузовой компании (ПГК) Людмила Ходкова на онлайн-марафоне «HR-трансформация», проходившем в апреле 2021 года.

Людмила Ходкова

Есть 4 ключевых компонента для бизнеса в достижении устойчивых финансовых результатов – стратегия, культура, структура и исполнение.

Организационная структура – это не файл в Visio или информационный документ для навигации по компании. Это осознанная матрица распределения процессов по функциональным блокам для достижения бизнес-целей.

Источник: compandben.org

Как можно описать эффективную оргструктуру?

· Устраняет бюрократию

· Упрощает среду, делает работу в ней более легкой

· Продвигает кооперацию, обмен идеями и информацией

· Размещает лучшие таланты там, где они необходимы

· Устанавливает системы для беспрепятственного обмена знаниями

Зачем и когда нужны изменения организационной структуры?

Переход от локального бизнеса к глобальному, слияние или поглощение, создание новых продуктов или бизнесов, а также отказ от существующих бизнесов или продуктов – все это оправдывает такие серьезные изменения.

Но для того, чтобы они не превратились в действие ради действия, нужно обеспечить ключевые вводные:

· Утвержденная стратегия

· Поддержка менеджмента

· Коммуникационный план и форматы взаимодействия

· Образ результата и необходимые ресурсы

Источник: vip-divan.su

Критерии успешности

Одна из ключевых метрик успешности изменений – положительная динамика производительности труда.

Если по итогам изменения оргструктуры сокращен цикл разработки или производства продукта/услуги, можно быстро и без помех процессам перемещать ресурсы внутри компании – изменения успешны.

Если ваш бизнес в рыночных условиях способен быстро адаптироваться к переменам, не создавая хаоса для сотрудников или поставщиков – это говорит само за себя. При этом работы выполняются продуктивно, без переработки, чрезмерных осмотров, а информация вовремя достигает нужных людей.

Распределим эффект и трудозатраты для оценки действующей структуры и эффективности изменений по возрастающей.

Наиболее быстро можно оценить оргструктуру по классическим метрикам, например норме вложенности и управляемости. Это ≤10% от общих трудозатрат.

Преимущества метрики:

- Можно быстро оценить

- Есть целевые ориентиры

Данная метрика дает общую оценку, без деталей.

Следующей метрикой, тоже в пределах 10%, может быть оценка стоимости затрат на управление и сопоставление системы грейдов и уровней управления.

Наибольшие трудозатраты (порядка 80%), но в тоже время это даст качественную оценку оргструктуры, в сегменте изучения процессов:

- Степень централизации

- Сбалансированность полномочий и ответственности

- Полнота покрытия функций

- Дублирование процессов

- Скорость принятия решений

Источник: d-russia.ru

Думаем ВНЕ КОРОБКИ

Если с вопросами: зачем менять структуру, как ее оценить и измерить эффективность, – все относительно понятно, то найти ответ, как спроектировать эти изменения, может помочь такой инструмент как дизайн-мышление (design thinking). Конечно, не все задачи можно решить с его помощью, но за счет соединения эмоционального интеллекта, расчёта и творческого подхода достичь конкретных целей значительно легче.

Как видно из составляющих инструмента, большая часть его основана на иррациональном. Но сейчас мы живем в такое время, когда на 100% рациональный бизнес имеет меньше шансов на успех. Многие исследования утверждают, что в будущем наиболее востребованными будут профессии, которые дают эмоции, поскольку остальное возьмут на себя машины, роботы.

С помощью design thinking можно создать устойчивый продукт по формуле:

Устойчивый продукт = польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса

Инструмент предполагает прохождение нескольких этапов при выработке решения или продукта:

· ЭМПАТИЯ

· ФОКУСИРОВКА

· ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ

· ПРОТОТИПИРОВАНИЕ

· ТЕСТИРОВАНИЕ

Основной посыл методики — цепочка «Смотрим — думаем ВНЕ КОРОБКИ — делаем»

Для изучения этого инструмента могу порекомендовать следующие книги:

· «Привычка достигать». Бернард Рос

· «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». Тим Огилви, Жанна Лидтка

· «Креативная уверенность». Том Келли, Дэвид Келли · «Стратегическая сессия». Крис Эртель, Лиза Кэй Соломон

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null