Свобода и ограничения: что такое каршеринг

Ребята из издания «Трушеринг» собирают мнения про каршеринг: действительно ли это «свобода», как утверждает «Яндекс.Драйв» в своей рекламной кампании или наоборот: ограничения, контроль и стресс. Я решил поучаствовать в дискуссии и попытался сформулировать, чем каршеринг является для меня.

Впервые я познакомился с каршерингом три года назад, когда переехал из Петербурга в Москву. Первым желанием в столице было спрятаться от дорогих парковок, пробок и интенсивного движения в метро и забыть об автомобиле навсегда. Однако каршеринг помог побороть страх перемещения на машине в столице и, стоит признать, действительно дал ощущение свободы в тесном городе.

Однако помимо очевидных плюсов вроде бесплатной парковки, отсутствия головной боли по поводу заправок и обслуживания машины, меня в каршеринге привлекает идея оптимизации города, технологичности сервисов и создания транспорта будущего, свободного от устаревших представлений о личном транспорте. А еще это ограничения, но сначала о хорошем.

1. Каршеринг — это оптимизация

С личным автомобилем мои маршруты всегда должны иметь форму замкнутого круга — нужно обязательно вернуться обратно к тому месту, где была оставлена машина. С общественным транспортном я привязан к фиксированным точкам начала и окончания маршрута, а также расписанию, что не всегда удобно. С каршерингом я могу двигаться в любом направлении, понимая, что в конце маршрута могу вновь сесть в автомобиль и отправиться домой.

У меня даже появились свои лайфхаки. Например, довольно скучно бегать кругами вокруг дома по одному и тому же маршруту, поэтому я выбираю случайную точку и бегу к ней, чтобы затем вернуться обратно на каршеринге (важно перед тем, как сесть в машину, сделать заминку или хоты бы пройти километр пешком, чтобы остыть и сесть в машину уже в спокойном состоянии). Аналогично каждые выходные я стараюсь проходить не менее 10 км и с каршерингом это делать намного интереснее: приезжаю в случайную точку города и иду в интересном мне направлении.

Каршеринг не принуждает использовать его постоянно. Можно приехать на встречу на каршеринге, а уехать на метро. Можно проехать половину маршрута на каршеринге, устать от пробок, припарковаться и поехать дальше на велосипеде. Можно вовсе улететь в другой город и изучать его на машине — кейсов, когда каршеринг мне помогал эффективно передвигаться в городе, довольно много. Он даёт свободу выбора при планировании дня и оптимизирует не только мои процессы перемещения, но и весь город.

Большинство машин в потоке — это личный транспорт, который используется пару часов в день, чтобы отвезти своего владельца из дома на работу утром и в обратном направлении вечером. Всё остальное время автомобиль лишь занимает место в городском пространстве, превращаясь из «движимого имущества» в объект инженерной мысли, бесцельно простаивающий практически круглые сутки.

Каршеринг же отвозит нас в точку назначения и пока мы занимаемся своими делами, использует автомобили для поездок других пользователей. Он оптимизирует городские процессы, предлагая для задачи «доехать на отдельном автомобиле из точки А в точку Б» использовать меньше машин, меньше парковок, меньше людей (я про такси).

Можно посмотреть еще глобальнее: в каршеринге всё построено вокруг оптимизации. Автомобили заправляют прямо в городе без необходимости отвозить каждую их них на заправку. За техническим состоянием и чистотой следят алгоритмы вместе с пользователями.

Мне нравится ощущение того, что большие данные и сложные системы управляют многотысячным парком машин, что в конечном итоге помогает всем нам тратить свободное время на что-то более интересное (надеюсь), чем многочасовое ожидание в сервисном центре или стояние в очереди на заправку.

2. Каршеринг — это технологии

Благодаря каршерингу автомобили для меня стали «умнее». В любой момент в приложении на карте я могу посмотреть, где припаркована машина, как к ней пройти, какой у неё запас топлива в баке. Могу удаленно включить обогрев или охлаждение, открыть или закрыть двери без какого-либо ключа.

И это не список дополнительных опций в комплектации премиум-автомобилей, а вполне привычные функции каршеринговой машины практически любого класса, которые стали доступны благодаря телематическому оборудованию, программному обеспечению и приложениям, которые разрабатывают сервисы.

Каршеринг соединил два рынка, которые до этого плохо между собой общались: интернет-сервисы, которые умеют делать понятные продукты быстро и качественно, и автомобили, мимо которых прошла интернет-революция. Так, машины подключились к сети, а интернет-сервисы вышли в офлайн-среду. Уверен, мы пока получили далеко не все плоды от этой синергии.

3. Каршеринг — это будущее

Протягиваю руку к двери — автомобиль узнает меня с помощью «умных» часов и разблокирует дверь. Сажусь в кресло водителя — оно уже настроено под меня. Как и руль, зеркала и кондиционер.

«Привет, Филипп. У вас 3 новых сообщения». Из колонок начинает играет трек, на котором я остановился перед тем, как снять свои наушники, а на бортовом компьютере уже построен маршрут до дома.

Звучит как фантазия из фильма про будущее, но в каршеринге уже многое из перечисленного реализовано. Машину можно открыть по Bluetooth, она умеет здороваться по имени и включать мою любимую радиостанцию. И всё это появилось за последние несколько лет. Дальше должно быть еще интереснее.

4. Каршеринг — это ограничения

Но прежде чем уехать в далекое будущее, нужно решить несколько актуальных проблем, которые не дают мне назвать каршеринг «свободой», не добавив несколько «но».

Во-первых, машины не умеют сами следить за собой. Одна из самых неприятных для меня частей в использовании каршеринга — это осмотр машины перед арендой. Каждая поездка начинается не с нажатия кнопки «Старт», а с гуляний вокруг машины в поисках каких-нибудь потертостей или царапин, изучения содержимого бардачка и инспекции задних кресел. Добавьте сюда холодное время года, грязную машину и опоздание на какую-нибудь встречу.

Автомобили стали технологичнее, но они всё еще не могут следить за собой сами: камеры стоят не во всех машинах, а если и стоят, то охватывают только салон и то, что находится перед капотом. В них нет датчиков загрязнения, сенсоров, которые бы определяли запах сигареты в салоне, распознавания разбросанного по креслам мусора, — всё эту работу приходится делать за них, выбирая бесконечные галочки в приложении, и устраивая автофотосессию.

Во-вторых, машины не умеют работать с недобросовестными водителями. Я стараюсь относиться к каршерингу как к собственному автомобилю и хотел бы, чтобы окружающие относились также. Но это не всегда так: кто-то решил нажать до упора педаль газа, чтобы на шести тысячах оборотов проехать по двору. Кто-то решил устроить гонки на тихой городской улице.

Сервисы отслеживают подобное поведение через телематическое оборудование и работают с рейтингом пользователей: могут закрыть доступ к машинам более высокого класса, могут позвонить прямо во время движения, могут заблокировать. Но они не работают с машиной: не ограничивают максимальную скорость, не регулируют динамику разгона для нарушителей. Технологии всё еще не используются на полную для того, чтобы все поездки на каршеринге стали безопаснее.

В-третьих — зоны. Каждый год каршеринги расширяют зоны использования, но до тех пор, пока на машине нельзя будет поехать куда угодно, я воспринимаю их как ограничения, а не свободу.

Впрочем, перечисленные мной ограничения — лишь задачки в бэклоге, с которыми предстоит разобраться в будущем. Нет неразрешимых проблем и нет видимых преград в технологическом развитии сервисов (пока). Каршеринг — важный шаг к «умному» транспорту, к беспилотникам и комфортной городской среде, к будущему, свободному от пробок, парковок и стресса, связанного с любыми перемещениями на машине.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Andrey Trifonov

Пункт 3 явно не про яндекс драйв - «головы» в тачках настолько глючные, что уже не пытаюсь ими пользоваться, потому что надеяться, что она тебя узнает, не зависнет и построит маршрут как надо надоело. Реально каждая вторая поездка с проблемами в навигационной системе в машине.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Korshunov

В в каждой 5й эта хрень тупо не работает :-)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Волков

Причем странно, что это последние месяцы так проявляется. Дикая погрешность в позиционировании, просто не запускается, не связывается с телефоном.

НО когда ЯД запустился яндекс.авто отлично работали.

Непонятно в чем причина в общем, ведь наоборот же тестируют, обновляют и пр.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Демид Московский

Я бы на месте Яндекса уволил весь отдел Яндекс.Авто без сожалений. Люди получают зарплату ни за что

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Eremeev

Лично у меня подозрение, что головы накопили столько кэша, что просто уже всё забито и железа не хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру
сажусь в кресло водителя — оно уже настроено под меня

Обычно там все настроено вот так

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Автор говорит про будущее, а сейчас пока открытие без ключа и синхронизация сервисов Яндекса

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Dzenin

На текущем этапе большая часть преимуществ, указанных в статье, легко перекрываются службами такси. Необходимость тратить время на осмотр машины и фиксацию мелочевки, наоборот, сжирает часть времени. 

Как по мне, единственный плюс у кш сейчас в том, что ты можешь вести себя в машине "почти как дома". А, ну и иллюзия " Своего автомобиля на час"

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

а как в кш можно решить задачу: "кинул утром в багажник спортивную сумку, вечером после работы пошёл с ней в зал" ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Нулевой

Стоит добавить - каршеринг, это риск получить конский штраф на ровном месте. Опция не для всех, только для везунчиков. Такие залёты и спорные ситуации бывают у всех компаний, может быть, кроме совсем уж премиальных. А яндекс, юдрайв и прочие ежедневные, для плебеев, в любой момент(а чаще уже тогда, когда вы и забыли о поездке) могут обрадовать вас письмом счастья что вы должны им денег на ровном месте.
Но бесспорно — каршеринг явление удобное. Т. к. живу и работаю на одной ветке метро, понял что дешевле пользоваться каршерингом, чем содержать своё авто, и продал его.
Даже если брать аренду на несколько дней для поездки за город, это будет дешевле чем платить страховку, ремонт и содержание своего авто. И кроме каршеринга есть такси. Если содержание авто,(без учёта стоимости этого авто), обходится ~120.000 в год, то каршерингом и такси за год едва ли набьётся 50.000 рублей. Да, есть ограничения, нет полной свободы, риски, но я свой выбор сделал.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Живу в ЦАО. За последний год из двора выезжал 10-12 раз. Продал машину. 3 месяца на КШ и Такси полет нормальный. Жизненные сценарии все протестированы и закрыты. Для города ЯД, для поездок до 30км - такси, от 30км до 300км. - ДМ. Считал все сто раз, в моем кейсе владение авто бестолковая трата денег.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

Руль в КШ протирается санитайзером каждый раз?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Лукьянчиков

Что такое "ДМ"?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Влад Орлов

Мысли не обывателя, а маркетолога Я.Драйва))) Слишком уж все приторно.
Сам я не брезгую каршерингом и считаю это крутой темой, но от своих двух автомобилей не откажусь. И главная причина - попробуйте найти поблизости машину с детским креслом. Это такая рулетка. Очень мало таких машин. Зона действия - тоже сильное ограничение, которое не позволяет мне отказаться от своего автомобиля.
А уж что сейчас в Сочи с каршерингом. Там я так понял детских кресел в принципе нет ни у кого. Сейчас только на сутки можно взять авто. Яндекс вообще с ума сошел с тарифами и условиями. (Взять и вернуть авто можно только в аэропорту, ценник какой нереальный в сутки). Не удивительно, что за неделю в Сочи у меня в глазах рябило от Белки, машин Яши я встретил только 2 раза. Кстати сам в итоге брал машину на прокат на неделю. Вышло дешевле каршеринга.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Мне кажется, вы не читали последнюю часть с подзаголовком «4. Каршеринг — это ограничения»

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Eremeev

Яндекс пришел в Сочи уже в период карантина и судить по нему в Сочи вообще не вариант.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Цыплухин

Вчера думал попросить у тебя твой новый мини-принтер, чтобы распечатать маленькие наклейки «Мусор в машине оставляют только мудаки» и клеить в тачках.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Соколов

И быть оштрафованным тысяч на 20 за наклейки в тачках.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

1. Каршеринг бывает one-way и round-trip. Вы говорите про one-way, где машину не надо возвращать в точку, где вы её взяли
2. Каршеринг никак не избавит город от пробок. В этом плане он ещё более бесполезен, чем такси, т.к. машину элементарно все равно приходится бросать вдоль улицы (крытые и спец-парковки не подходят) Аргумент, что машина постоянно используется так же не выдерживает критики:
во-первых, по заявлению самих компаний она используется не особо чаще личных авто
во-вторых, она все равно участвует в трафике, как личный авто
в-третьих, чаще всего единственное место парковки каршеринга - это обочина или вдоль проезжей части

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ten

https://truesharing.ru/news/26087/

В сентябре средняя продолжительность поездок на каршеринге составила 57,1 минуты. На одну машину пришлось 6,2 поездки,

т.е. в среднем одна машина каршеринга едет 6 часов в день.
Одна личная машина в среднем едет, наверное, два часа в день — час в офис и час домой.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
A.A. Rayskiy

Это партнёрский материал ?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Если бы это ещё и стоило адекватных денег. А так, извините, но все же выгоднее иметь свой авто.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Соколов

Сам Яндекс об этом честно написал в исследовании) Только такими словами, что все считают будто оно про невероятную выгоду каршеринга.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сысоев

Все радуются как дети, ой каршеринг это удобно и все такое. Не учитывая, что блокирнули вас случайно или даже за дело, и усе. 

Ответить
Развернуть ветку
Al Sark

Миллиниалы открыли автопрокат. Который, минуточку, был в СССР с 73 года.

Ответить
Развернуть ветку
Meowth N

Для меня, например, управление машиной это такой вид релакса, а когда минуты тикают это нервотрёпка. Вещи в машине часто лежат. Может быть в центр ездить и удобно, но как замена своей машины вообще не катит. Такси дешевле и беспроблемнее и ездит по 16 часов в день не занимая парковки.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Интересно, могу ли бронировать грузовик для перевозки какого-либо груза?

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

Это экзистенциальный вопрос или что?

Ответить
Развернуть ветку
hemofiliac -

в москве у яндекса есть минивэны грузовые, встроены в яндекс драйв. но чтобы прям самосвалы каршерить, наверно, нет, пока не доросли. 

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

У тебя на грузовик прав нет

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

"Могу удаленно включить обогрев или охлаждение, открыть или закрыть двери без какого-либо ключа" - только у яндекса, да и только в некоторых машинах по блютусу.. А если взять "средний" каршеринг, то как только связь пропала с сетью у тебя или особенно у машины, то ничего не можешь.  

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ds

Почитал группу в контакте, как там постоянно штрафы на ровном месте, ну его нафиг.
Мой выбор #моноколесо + общественный транспорт или такси.
В такси ты пассажир и ни за что не отвечаешь. А моноколесо сильно удлиняет ноги и экономит время (жаль что не во всех гардеробах его принимают)

Ответить
Развернуть ветку
Влад Тонкачев

да в этих группах одни нытики собрались, которым все плохо и правила не соблюдают. не нарушай и будет тебе счастье. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Ковалев

А где хранить детские самокаты, лишний мешок штукатурки из леруа, майский заказ с зимними шмотками с вальбериз, сумку с банными прибамбасами, спортивки на случай "вдруг я начну бегать по утрам", теплые вещи на случай внезапного мороза, топор и лопату???? 
Это я еще в багажник не залезал... 

Ответить
Развернуть ветку
Zuko Yuppi

а еще мусор с собой на работу прокатить из дома, а иногда и обратно 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Корольков

Каршеринг? полное Говно! Заполоняющее порковочные места за бесплатно, в движении как правило создающие аварийные ситуации, люди пользующиеся как правило ездить не умеют не состоявшиеся в жизни так. К. Даже на б/у не могут в кредит себе позволить! 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Назаркин

Логика у тебя железобетонная.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ds

БУ слишком много денег ест. А если машина нужна нерегулярно, а иногда куда-то съездить, то каршеринг самое то... Вот только были бы полные страховки, а не так, как сейчас (если виновник скрылся, то же если ты не виноват - будешь платить)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Solar

От свободы до рабства- один шаг

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Влад Тонкачев

От шаурмы до поноса - один укус

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Eremeev

По моему опыту: всё сильно зависит от администрации города - заинтересована она в каршеринге или нет. В Москве всё прекрасно - огромная зона, бесплатные "платные" парковки, большое количество машин. В Питере - платная парковка никак не сказывается, машин меньше, ЗСД теперь за деньги, Яндекс с тарифами местами звереет - мне от дома до Пулково 15 минут ехать, но последнее время на каршеринге это дороже такси и дороже, чем в Москве из Внуково в центр. В Сочи в до карантинные времена вполне норм было с Белкой. В Казани ЯД всегда дороже такси и ещё надо найти машину - вообще смысла никакого.
В Москве не очень понимаю необходимости в личном авто, но если не живёшь в пределах Садового - найти в будний день после 20 машину в пределах Садового вообще жесть какая-то.
В Питере - каршеринг максимум подменка личного на время сервиса или желания съездить до бара.
В Сочи - если нет желания брать что-то в аренду и вы на отдыхе - как вариант. Для местных - как-то хз ценность.
Остальные города - под большим вопросом в текущих условиях.
На тему it-сервисов - все телематические сервисы доступны всем уже давно, у меня уже лет 6 на машинах такое - и управление, и контроль маршрутов и т.п. - стоимость сравнима с любой нештатной сигнализацией, только за связь по 50-100 рублей в месяц плати.
Ну и ещё из наблюдений - в Питере самые чистые авто у ЯД, в Москве же, наоборот, ЯД самые грязные и убитые.
Как уже отмечалось, головы Яндекса безумно тупят сейчас, а поддержка предлагает только перезагрузить их.
А ещё убивает, что Яндекс не может добавить свои парковки в аэропортах и маршрут к ним в Я.Авто. Я тут недавно задолбался круги наворачивать в Шереметьево. Но всё равно, даже несмотря на то, что с Китай-города в пятницу вечером я ехал в Шереметьево больше полутора часов - это было дешевле и комфортнее для двоих, чем Аэроэкспресс и дорога до него. Во Внуково вообще получалось доехать дешевле (тоже с Китай-города), чем на Аэроэкспрессе на одного.

Ответить
Развернуть ветку
GreyMustDie
чем многочасовое ожидание в сервисном центре или стояние в очереди на заправку

Кто все эти люди, что находятся часами в сервисном центре, а так же заправляются больше минут пяти? Зачем вы это делаете? Или это какая-то локальная московская тема, до которой ещё даже Питер не дошёл?

Ответить
Развернуть ветку
GreyMustDie

P.S. При всей моей любви к каршерингу, которым пользуюсь на постоянной основе, этот год отлично показал, что свой автомобиль - это свой автомобиль, а каршеринг по щелчку пальцев может запретить любой непонятный тип, внезапно решивший, что ездить на метро и такси тебе безопаснее, чем на каршеринге.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда