Как устроен сортировочный центр Почты России

Что происходит с вашей посылкой, когда она поступает на сортировку? Загляните в один из крупнейших логистических центров Почты России.

Как устроен сортировочный центр Почты России

Зачем Почте нужны сортировочные центры

«Посылка поступила в сортировочный центр». Этот статус знаком всем, кто хоть раз отслеживал отправление по трек-номеру. В логистических (сортировочных) центрах мы распределяем огромную массу отправлений так, чтобы они дошли до клиента по оптимальному маршруту — то есть быстрому и экономически эффективному. Подробно о логистике Почты России вы можете прочитать в этой статье.

Количество отправлений, которые мы обрабатываем, с каждым годом растёт. Так, в 2013 году их число достигало 111 млн, а в 2019 выросло до 432 млн. Пандемия подтолкнула развитие интернет-торговли, и, чтобы справиться с растущим объёмом посылок, нам нужны дополнительные мощности. Для этого мы вместе с нашим партнёром, Группой ВТБ, создаём по всей России сеть современных автоматизированных логистических центров.

От эффективности логистики напрямую зависят сроки доставки. В мире победившей электронной коммерции покупатель привык получать свой заказ не за неделю, а за 1–2 дня, притом с возможностью выбора удобного временного слота. И если мы не сможем обеспечить клиенту такой сервис, он выберет другого логистического оператора. Поэтому наша цель на ближайшие два года — доставка в срок до 24 часов в крупные города и до трёх суток в областные центры. Добиться этого нам помогут логистические хабы по всей стране.

В некоторых хабах появятся зоны для фулфилмента, что тоже поможет сократить сроки доставки. Там владельцы интернет-магазинов смогут хранить товары, которые мы будем комплектовать в заказы и отправлять покупателям. К примеру, продавец из Москвы разместит самые востребованные товары сразу в Новосибирске, и тогда доставка «из Москвы» в Новосибирск будет занимать один день вместо нескольких.

Так как же именно мы сортируем отправления в логистических центрах? Рассмотрим их устройство на примере флагманского хаба Почты в Новосибирской области.

Главное о Новосибирском логистическом центре

Как устроен сортировочный центр Почты России

Логистический почтовый центр (ЛПЦ) в Новосибирской области — второй по размеру ЛПЦ Почты после московского ЛЦ «Внуково» и первый по уровню автоматизации процессов.

Открыт в марте 2021 года.

Общая площадь — более 45 000 кв. м.

Пропускная способность — до 1,5 млн писем и посылок в сутки.

Площадь зоны интернет-торговли (фулфилмента) — 9 100 кв. м. Одновременно на складе можно хранить до 2,68 млн товаров и собирать до 30 000 заказов в сутки.

Новосибирский ЛПЦ — первый логистический объект, где сортировочные машины работают на базе собственного программного обеспечения Почты России.

Новосибирский логистический центр состоит из нескольких участков для обработки разных типов отправлений — в том числе импортных и экспортных. Мы изучим каждый участок ЛПЦ, следуя по пути посылки — от поступления до выпуска.

Участок разгрузки с наземного транспорта

В среднем в Новосибирский хаб приезжает около 160 грузовиков и фур в сутки. Внутри машин — отправления, уложенные в контейнеры или просто в кузов. Контейнеры мы разгружаем вручную с помощью «рохлей» — гидравлических тележек.

Работник ЛПЦ везёт контейнер на «рохле»
Работник ЛПЦ везёт контейнер на «рохле»

Кстати, слово «рохля» — это эпоним, то есть имя собственное , которое используют как имя нарицательное для всего класса похожих объектов. Яркий пример эпонимов — «памперсы» и «ксерокс». «Рохля» же — это переиначенное название компании-производителя Rocla, которым со временем нарекли все гидравлические тележки в целом.

Разгрузка контейнеров
Разгрузка контейнеров

Участок сканирования и распределения потоков

Разные типы отправлений мы сортируем на разных участках ЛПЦ — крупные посылки в одном, письма в другом, мелкие пакеты (небольшие посылки длиной до 40 см и весом до трёх кг) в третьем. Чтобы определить тип, мы используем модуль взвешивания и сканер — систему камер, которые «видят» отправление с пяти сторон (всех, кроме нижней) и ищут на упаковке штрихкод.

Сканирование посылки
Сканирование посылки

Сканер считывает штрихкод, определяет вес и размер отправления, регистрирует его поступление в ЛПЦ и передаёт информацию в нашу внутреннюю систему «СортМастер». Та решает, в какой именно участок сортировки должно проследовать отправление. Именно в этот момент меняется его статус, который можно проверить по трек-номеру на сайте или в приложении Почты — к примеру, там появляется отметка о том, что посылка поступила в сортировочный центр.

После того, как мы разобрались с типом отправления, оно следует на свой участок сортировки. Там мы определяем, в какой город его направить.

Участок сортировки посылок

Здесь посылки проходят через ещё один сканер, который считывает штрихкод и посылает запрос в «СортМастер». Тот сверяется с планом направлений и решает, в какой из сортировочных выходов отправить посылку.

<p>Посылка спускается на загрузку по сортировочному выходу</p>

Посылка спускается на загрузку по сортировочному выходу

Участок сортировки писем

Письма мы перевозим в ящиках и мешках. Здесь операторы вскрывают их, чтобы определить направление каждого отдельного письма. Сортировщик писем разделён на 252 направления — одно на Москву, другое на Новосибирск и так далее. Их количество зависит от региона и конструктивных особенностей ЛПЦ — к примеру, в логистическом центре во Внуково у нас 200 выходов.

Одни письма можно отсортировать автоматически, другие — нельзя: это зависит от размера и жёсткости конверта, наличия штрихкода и металлических предметов внутри. Если письма можно отсортировать автоматически, оператор выкладывает их стопкой на модуль загрузки в сортировщик.

Загрузка писем в сортировщик
Загрузка писем в сортировщик

Внутри сортировщика есть камера, которая считывает штрихкод или распознаёт рукописный адрес с помощью системы OCR (Optical Character Recognition). OCR распознаёт машинный текст и штрихкоды с точностью 95%. Оставшиеся 5% писем попадают в отбраковку, где затем их сортируют вручную. В случае с рукописным текстом погрешность составляет 15%.

Участок сортировки мелких пакетов

В ЛПЦ мелкие пакеты привозят в контейнерах и мешках, так что сначала их надо вскрыть — это делают люди. Затем они выкладывают отправления на конвейеры, которые автоматически подают пакеты на сортировщик. Он обрабатывает 12 000 отправлений в час. Сортировщик оборудован системой распознавания штрихкодов BCR (Barcode Recognition) для работы с регистрируемыми пакетами со штрихкодом и OCR для работы с нерегистрируемыми мелкими пакетами без штрихкода.

Сканер считывает информацию об отправлении и передаёт её в «СортМастер». Он выбирает один из выходов, куда проследует пакет. Там стоит оператор, который по мере наполнения мешка пломбирует его, печатает ярлык и кладёт на конвейер. Далее мешки со всех ветвей конвейера попадают в участок сортировки посылок, где их распределяют по направлениям. Отдельный выход предусмотрен для мешков, которые «путешествуют» по России самолётами, — он соединён с участком авиаобмена.

Сортировщик мелких пакетов
Сортировщик мелких пакетов

Участок авиаобмена

В новосибирском ЛПЦ участок авиаобмена примыкает к зоне аэропорта Толмачёво. Оттуда к нам приходят отправления, которые мы передаём на линию сканирования и распределяем по участкам обработки. Исходящие посылки мы просвечиваем через рентгенотелевизионные установки. Так служба авиационной безопасности проверяет, нет ли в отправлении того, что нельзя брать на борт — например, легковоспламеняющихся жидкостей. Если мы находим такие вещи, мы посылаем их наземным транспортом или, если это невозможно, возвращаем отправителю. После проверки мы комплектуем отправления по рейсам и грузим на борт самолёта.

ММПО — место международного почтового обмена

Импортные отправления поступают сюда с участка авиаобмена и зоны разгрузки таможенного транспорта, а экспортные — из почтовых отделений зоны обслуживания ЛПЦ.

Сначала экспортные отправления проходят через сканер, где их регистрирует всё тот же «СортМастер». Затем они попадают в зону таможенного контроля, где их проверяют на рентгенотелевизионной установке. Таможенный инспектор осматривает их удалённо — он не сидит у конвейера, а работает в кабинете. Ему приходят два изображения отправления — рентгенотелевизионное и обычное — и на их основе инспектор решает, выпускать или детально досматривать посылку. Затем её отправляют либо на дополнительную проверку, либо на сортировку по направлениям. В конце отправления загружают в транспорт, следующий по экспортным маршрутам.

Импортные отправления приходят к нам ещё не растаможенные — с транспорта сразу в зону таможенного контроля. Оператор вскрывает ёмкости и регистрирует их содержимое, а затем кладёт отправления на конвейер, по которому они в автоматизированном режиме проходят сканирование и таможенную проверку, чтобы далее отправиться либо на выпуск, либо на досмотр.

Участок загрузки

Отправления поступают в участок загрузки на тележках или в контейнерах. Здесь мы загружаем отправления в автомобили: контейнеры завозим на «рохлях» в кузов, а крупные посылки и ёмкости с мелкими пакетами и письмами кладём на телескопический конвейер, по которому они попадают в машину.

Что ждёт эти отправления дальше? Одни летят на самолёте в другие города России. Вторые мчат туда же на поездах. Третьи едут на автомобилях до близлежащих почтамтов, где их развозят по почтовым отделениям. А четвёртые попадают за рубеж. При необходимости некоторые отправления проходят ещё через один или несколько сортировочных центров.

Заключение

Логистическая система Почты — сложнейший механизм, с помощью которого мы, не прерываясь ни на день, обрабатываем миллионы посылок и писем, чтобы вы могли вовремя их получить. Надеемся, после прочтения этой статьи вам стало понятнее, какой путь проходит заказ из интернет-магазина или подарок от родственника прежде, чем попасть к вам в руки.

2727
89 комментариев

У нас в Ростове какое-то время почта нормально работала, а потом опять скатилась в говно, на сортировочном центре на Пескова держат посылки без движения по 1-2 дня, из-за чего Озон пару раз аккаунт блокировал, пришлось почту отключить.
Надо приватизировать и продавать этого монстра неповоротливого, только частник с кнутом сможет заставить это чудовище шевелиться.

12

Согласен с вами, что без движения 1-2 дня - это не дело.
Вместе с тем хочу заметить, что кнут "Озона" заставляет вас отключать почту, а это не решение проблемы, не так ли.

1

Надо приватизировать и продавать этого монстра неповоротливого, только частник с кнутом сможет заставить это чудовище шевелиться.Ну да. Частник как минимум просто закроет нахрен больше половины почтовых пунктов в разных небольших поселка и доведет стоимость отправки писем до цены курьерских служб, т.е. в несколько раз цену поднимет. Тогда-то люди и запоют "верните почту государству".
И вместе с любым штрафом от государства в конверте еще будет лежать квитанция на оплату 300-500 рублей за компенсацию почтовых расходов))

2

Здравствуйте, уточните, пожалуйста, номера ваших отправлений? Проверим что с ними происходило и разберемся в каждом кейсе. 

Вот бы еще с Сахалина на Курилы доставляли так же быстро как тут все описано. Доставка из Москвы до Южно-Сахалинска замечательно доходит за 2 недели +- , но вот почему-то на этапе Корсаков-Курилы все посылки внезапно пропадают еще на две недели. Итого среднее время ожидания доставки составляет 28-32 дня. Очень жаль, что так не развита логистика на Дальнем Востоке.

6

У них там беда. Последний раз в Якутске 16 дней сортировку посылка проходила

Здравствуйте, уточните, пожалуйста, номера ваших отправлений, в личных сообщениях VC. Проверим!