Как не стать жертвой мошенников, покупая товары онлайн

Советы от Почты России.

Как не стать жертвой мошенников, покупая товары онлайн

Эксперты Почты России перечислили самые распространённые схемы мошенничества. Чаще всего с ними можно столкнуться при покупке одежды известных брендов, предметов быта, смартфонов и других гаджетов через интернет. Так что во время онлайн-шопинга будьте начеку — зная эти схемы, вы сможете им противостоять.

Какие схемы мошенничества вообще бывают

  • Мошенники представляются официальными дилерами производителей и продают онлайн дорогие вещи по заниженным ценам

Заказ просят оплатить наложенным платежом при получении посылки в отделении Почты — эта услуга популярна среди наших клиентов. Однако вместо заказанных товаров жертвы мошеннической схемы находят в посылке посторонние предметы — например, песок или бумагу. Узнать содержимое отправления заранее нельзя: по правилам оказания услуг почтовой связи, сотрудники отделения попросят клиента сначала оплатить посылку, и только после этого её можно будет забрать и вскрыть. Поэтому покупатели не сразу обнаруживают обман, а после жаловаться уже бесполезно — мошенники отвечают, что возвратом товаров занимается другое юрлицо, или вовсе перестают отвечать.

  • Используя базы данных с контактами клиентов крупных интернет-магазинов, мошенники рассылают людям посылки с посторонними предметами.

Ничего не заказывавший человек получает от Почты России извещение о том, что на его имя поступило отправление, которое надо оплатить наложенным платежом. Жертва обмана делает это, открывает посылку и обнаруживает там, например, кошачий наполнитель. А наложенный платёж уходит мошеннику.

  • Иногда мошенники просят оплатить товар до его отправки по почте.

Обычно так делают физические лица. Мошенник присылает клиенту чек с трек-номером для отслеживания — якобы чтобы подтвердить, что товар отправлен. Но на самом деле этот чек не настоящий, ведь в нём указан вымышленный или присвоенный ещё не переданной в отделение посылке трек-номер, который можно получить через нашу онлайн-систему. Изначально она создана для того, чтобы сэкономить время клиентов и сократить срок оформления отправлений. На сайте можно ещё до визита в отделение внести в систему все данные о посылке и получить реальный трек-номер для отслеживания. Если проверить его статус на сайте pochta.ru, там будет указано «отправление ещё не принято Почтой России». Этим пользуются мошенники, которые по факту не передают в отделение товар, и, получив деньги, начинают игнорировать покупателя.

Так на сайте Почты России отображается информация о ещё не отправленных посылках
Так на сайте Почты России отображается информация о ещё не отправленных посылках

Несёт ли Почта России ответственность за действия мошенников?

Нет, но вы можете обезопасить себя, заказав опись вложения.

В РФ действует закон «О почтовой связи», который распространяется на Почту России и других операторов связи, у которых есть почтовая лицензия. Согласно закону, физические лица должны указывать на упаковке посылки своё имя и адрес. Но сотрудники почтовых отделений не обязаны проверять эти сведения. То есть отправитель может не предъявлять паспорт и указать вымышленное имя и адрес. Кроме того, иногда мошенники нанимают для отправки посылок посторонних людей. Поэтому, когда происходит обман, установить настоящего отправителя сложно.

При этом отправитель обязан сдать посылку в отделение в закрытом виде. Исключение составляют отправления с описью вложения или проверкой комплектности — сотрудники Почты России должны их осмотреть, чтобы подтвердить, что содержимое соответствует описи. Разница между этими двумя услугами состоит в том, что посылку с описью вложений можно отправить от имени физического лица, а с проверкой комплектности – от интернет-магазина. В случаях, когда клиенты используют эти опции, Почта несёт ответственность за содержимое посылки.

Содержимое обычных посылок без описи вложения Почта России не может контролировать. Сотрудник почтового отделения принимает запечатанную коробку, и, когда выдаёт отправление покупателю, проверяет только целостность упаковки — в ней не должно быть доступа к вложению. По просьбе клиента сотрудник может проверить, что вес посылки соответствует указанному при отправке. И только когда на упаковке есть повреждения или её вес отличается от заявленного, сотрудник обязан предложить получателю вскрыть отправление до оплаты. Если в этот момент выясняется, что в посылке не тот товар, клиент имеет законное право не оплачивать и не получать его.

И что, Почта России совсем никак не проверяет отправителей?

Всё зависит от того, кто отправляет посылку — физическое или юридическое лицо.

С юридическими лицами мы работаем по договору, перед заключением которого проверяем потенциального партнёра. Если мы видим, что у интернет-магазина большие неоплаченные задолженности перед клиентами или налоговыми органами, или если против него возбуждены уголовные дела о мошеннической деятельности, мы не заключаем или расторгаем с ним договор. Но, как правило, большинство мошеннических юрлиц совершенно «чистые», потому что созданы недавно.

Ещё одна проверка происходит на этапе отправки посылки. Сотрудники почты попросят у представителя компании доверенность от магазина. А после этого обязательно проверят паспорт — это защищает покупателей от возможных мошенников.

Если отправитель товара — физическое лицо, мы не можем проверить его или отказать в отправке посылки. По закону у граждан России есть право на получение почтовых услуг. И мы не можем лишить его человека, даже если на него жалуются, подозревают в мошеннических действиях, завели уголовное дело или вынесли обвинительный судебный приговор. Поэтому покупки у физических лиц никак не защищены.

Что делать, если вы получили товар, который не соответствует описанию

Обратитесь в полицию, предварительно сфотографировав и сняв на видео содержимое посылки — это послужит доказательством. Но если у вас нет возможности сделать съёмку, это не станет препятствием. Сотрудники полиции обязаны начать расследование на основании лишь одного заявления, которое не обязательно подкреплять доказательствами.

После возбуждения уголовного дела правоохранительные органы делают запрос в Почту России и просят предоставить информацию об отправителе. Наша служба безопасности помогает проводить расследование и искать мошенников.

Чек-лист: как не стать жертвой мошенников

При оформлении заказа в интернет-магазине

  • Покупайте товары только на проверенных сайтах. Чтобы убедиться, что сайту можно доверять, читайте отзывы других покупателей и обращайте внимание на время их публикации. Например, если все они появились в течение последней недели, это подозрительно.
  • Проверьте рыночную цену товара — вас должен насторожить магазин, в котором вещь стоит заметно дешевле.
  • Изучите политику возврата интернет-магазина. Если указаны контакты, простые способы возврата или бесплатный возврат за счёт продавца, то значительно снижается риск остаться не с тем товаром на руках.
  • При заказе товара уточните, можно ли отправить посылку с дополнительной услугой «Проверка комплектности». Эта опция позволяет проверить содержимое посылки до оплаты.

При покупке у физического лица или ИП

  • Договоритесь об отправке посылки с описью вложения. Это стоит меньше ста рублей, и при этом защищает вас от возможного мошенничества.

  • Если у вас просят предоплату за товар, попросите у продавца трек-номер и проверьте на сайте Почты России, отправлена ли посылка. Ей должен быть присвоен статус «Принято в отделении связи». Если же у посылки указан статус «Присвоен трек-номер, отправление ещё не принято Почтой России», это означает, что отправитель ещё не оформил отправку в отделении.

До оплаты посылки в почтовом отделении

  • Никогда не оплачивайте посылки, которые не заказывали.

  • Помните, что вы всегда можете отказаться от получения посылки до её оплаты.

  • На мошеннических сайтах чаще всего не указано реальное название юрлица, которое будет отправлять посылку. Но его можно найти в почтовом извещении или на сайте pochta.ru при отслеживании отправления. Поэтому проверьте в интернете отзывы о юрлице до получения посылки.

  • До оплаты посылки в отделении проверьте, нет ли на её упаковке заметных повреждений, обеспечивающих доступ к вложению, и соответствует ли её вес заказанному товару. При наличии повреждений и несоответствий вы можете попросить сотрудника Почты России и вскрыть коробку.

  • Чаще всего мошенники сдают на почту отправления с оплатой наложенным платежом и пометкой «Возврату не подлежит». Поэтому прежде, чем забрать и оплатить такую посылку, убедитесь, что отправителю можно доверять. И откажитесь от получения при наличии информации о его недобросовестности или сомнений.

7
32 комментария

Добавлю:
как не стать жертвой воришек ценных отправлений - избегать доставку почтой России.

18
Ответить

Величайший мошенник это сама почта россии... Посылки воруют сотнями. При том делают это сотрудники этой же самой почты, которая советует как не попасть на мошенников... Гениально...

10
Ответить

Когда у тебя посылку украли?

Ответить

Чтобы избежать 50% случаев мошенничества через АО Почта России, высокому руководству почты нужно поднять свои корпоративные .... головы и посмотреть на своего крупнейшего клиента — Авито.Доставку.
Услуги "опись вложения" в этих отправлениях(К-ком) нет и добавить её туда по инициативе отправителя нельзя никак.
Поэтому происходит что? Правильно! Получатель подменяет отправление на мешок соли и возвращает его как возвратное. Вес сходится? Сходится. Опись есть? нет!
Иногда это происходит вообще не по возврату, а по истечению срока хранения (то есть есть сообщник на почте).
Есть желание бороться с мошенниками — боритесь, но не статьями на vc.

7
Ответить

Еще проще - принимать отправления наложенным платежом от физических лиц по тем же правилам, что и от юриков - с обязательной описью вложения и предъявлением паспорта. Заключать договор, если физик торгует как самозанятый, иначе - не более 3 наложенных отправлений в месяц, например.

Ответить

Что-то Почта России вместо того, чтоб свои процессы улучшать, совсем не тем занимается.

Электронное письмо печатается и доставляется по МСК более 2х недель. На почту "zakaznoye" никто не отвечает.

5
Ответить

Не проще изменить правила? Например, в отделении почты РФ после передачи получателю посылки и получения от него оплаты просто требовать от получателя проверки отправления. Если он проверяет посылку и подтверждает, что претензий нет, только тогда перечислять деньги отправителю. Если у получателя есть претензии, то деньги не отправлять отправителю. Не сложно, наверно, просто заморозить перечисление денег от почты РФ получателю (даже если это ЮЛ) на пару часов. Хотя я сомневаюсь, что там все онлайне. В реальности,, скорее всего, деньги не ранее след. рабочего дня уйдут получателю. Короч, если захотеть, то сделать можно, это лучше, чем писать статьи. Все же за статью спасибо, она все равно полезна)

4
Ответить