«Два года назад у меня не было опыта в ИТ, а потом я запустил доставку посылок роботами»

История сотрудника «Почты России»

Руслан Валиев пришёл в «Почту» без опыта работы на рынке ИТ, а через два года уже реализовал проект по доставке посылок роботами. Менеджер уверен — не обязательно быть айтишником, чтобы запускать ИТ-проекты в больших компаниях. Главное — разобраться, как в них устроена цифровая трансформация, и научиться управлению.

Руслан Валиев
Руководитель проекта в Офисе цифровой трансформации Почты России

Стереотипы про работу в ИТ

Размышляя о карьере в ИТ-сфере, люди чаще всего представляют себе большие и стабильные зарплаты, крутые офисы с печеньками и оплачиваемыми обедами, причастность к технологиям будущего. И это правда. Но индустрия не состоит лишь из самих технологий. Представим, что компания А разработала или приобрела алгоритм сжатия данных. Сам по себе прекрасно справляется со своим предназначением, но как может помочь компании? Никак, если не внедрить этот алгоритм в бизнес-процессы. Сам факт разработки или покупки алгоритма не даёт ничего, кроме пиар-эффекта. Если же встроить его в существующую архитектуру организационных процессов, он поможет компании А эффективнее использовать сервера. Важно сделать так, чтобы технология работала на задачи бизнеса. Такой процесс и называют цифровой трансформацией.

Цифровая трансформация и ИТ: в чём разница

Цифровая трансформация может затрагивать бизнес-процессы, клиентский опыт, корпоративную культуру. Она требует усилий специалистов из абсолютно разных областей. Представим, что в той же компании А, которая предоставляет B2С-сервисы через сайт, заметили существенный и продолжительный спад удовлетворенности услугами. Выяснилось, что причина — резкий рост популярности мобильных приложений в этом сегменте рынка. Получается, компании А нужно поменять канал коммуникации с клиентами, чтобы им было удобнее получать привычный сервис. Перед тем как команда бэкенд- и фронтенд-разработчиков начнёт создавать мобильное приложение, в процессе уже поучаствуют: менеджер клиентского опыта, аналитик больших данных, менеджер по продукту «сайт», cusdev-специалист и, возможно, дизайнер, который набросает первые макеты приложения. Этот пример показывает, что цифровая трансформация невозможна без кросс-функциональной работы специалистов из разных областей.

Система сосуществования всех цифровых процессов, профессионалов из разных сфер, клиентов и платформ вместе называется цифровой ДНК компании. В ней отражены все направления нашей работы.

На картинке выше красных элементов ДНК всего четыре — это те области, где важно уметь писать код, строить функции и знать архитектуру ИТ-решений. Все остальные элементы ДНК нуждаются в специалистах, не связанных напрямую с информационными технологиями, но готовых углубиться в их суть.

Риски в ИТ часто связаны с технологиями. Например, могут возникнуть проблемы при интеграции нового решения в существующую инфраструктуру, или во время проекта появится более совершенная технология. Без опыта в ИТ будет сложно прогнозировать такие ситуации. В этом случае лучше привлекать техническую команду к анализу рисков. Например, при внедрении рободоставки в свои ИТ-системы мы столкнулись с проблемой — в отличие от Яндекса у нас не было открытого API, т.к. наши системы взаимодействуют через корпоративную шину данных. Чтобы выяснить, есть ли риски использования API в Почте, мы привлекли разработчиков с обеих сторон.

Система кросс-функционального взаимодействия позволила нашей команде реализовать проект, который оптимизировал доставку товаров до двери роботами-курьерами. Опыта в разработке роботов, а также знания потока данных в Почте у меня не было. Однако был опыт управления, что помогло мне стать руководителем проекта.

Особенности управления проектами в ИТ

Управление проектами в любой сфере происходит практически одинаково. Руководитель ищет идеальный баланс: его задача — достичь оптимального результата, уложившись в сроки и бюджет. В ИТ достижение этого баланса зависит от многих факторов. Проектом может выступать не только разработка нового программного обеспечения, но и внедрение информационных систем, доработка уже существующего продукта. Участники одной команды могут находиться в разных частях страны и часовых поясах. Руководитель проекта должен быть на связи и координировать работу. Например, наш ведущий разработчик, который также отвечает и за интеграцию роботов в мобильное приложение, живет в Сибири. Каждый день мы строим работу так, чтобы он успевал консультировать нас до конца его рабочего дня.

Каким бы простым или, наоборот, нетривиальным ни казался проект, первоочередной задачей всегда должно быть составление плана. Это не только систематизирует мысли, но и позволит наглядно продемонстрировать команде, какую работу и в каком порядке предстоит сделать. В Почте мы используем gate-систему управления. Она разделяет проект на этапы, каждый из которых дробится на список задач и целевых результатов. Этапов всего шесть: от идеи до оценки результатов.

Часто руководители сходу берутся за проект, не оценив адекватно объём работы. Нужно выделить те задачи, которые важны для бизнеса и не терпят смещения сроков.

Рободоставка в Почте: как всё начиналось

Приступая к новому проекту, нужно вникать как в технологических аспекты решения, которое будет создавать команда, так и в бизнес-процессы будущего продукта. История моего проекта началась с запроса клиентов на гиперлокальную доставку из почтовых отделений. Мы выявили его после серии качественных и количественных клиентских исследований. Опросив 1000 респондентов и проведя 16 глубинных интервью, мы выяснили, что наши клиенты ждут удобную, простую и быструю доставку до двери с возможностью выбрать подходящее время.

Почта только выходит на этот рынок. Растёт число клиентов, которые хотели бы заказывать посылки из отделений Почты на дом, но не могут, потому что:

  • предлагаемый промежуток времени для доставки слишком большой;

  • в отделениях не хватает почтальонов;

  • цифровой путь для заказа доставки неочевиден;

  • вес посылки для доставки органичен.

Мы начали искать способы удовлетворить сформировавшийся спрос через технологическое решение и обратили внимание на беспилотную доставку наземного типа. Коллеги уже разрабатывали гиперлокальную доставку курьерами, поэтому нам нужно было что-то более инновационное — то, что подготовило бы Почту к работе с автономными системами (роботами) в будущем. Исследователи прогнозируют, что рынок доставки роботами будет расти примерно на 25% ежегодно в следующие несколько лет. Почте важно оставаться в тренде.

Было много опасений, что нас раскритикуют быстрее, чем проект начнется. Например, будут говорить, что нужно сначала отладить работу уже существующих сервисов или что роботы-курьеры заменят живых почтальонов (это не так). Но мы рискнули — и стали решать проблему «последней мили» с помощью роверов. Подробно о том, как мы реализовали этот проект, можно почитать в предыдущей статье.

Уже есть первые результаты: мы доставляем посылки роботами-курьерами в трёх городах России в удобное для клиентов место и время (в зоне доставки роботов). Есть уже тысячи таких удачных примеров. В конце хочу поделиться чек-листом навыков и умений. Его я использовал, когда работал над проектом. Если вы задумываетесь о переходе в эту индустрию, но бэкграунд не связан с ИТ, чек-лист поможет проанализировать свой уровень подготовки.

Здесь перечислены самые необходимые, по моему мнению, умения и навыки для работы с проектами в ИТ, а также с командами разработки ИТ-решений. В моём случае много времени ушло на то, чтобы понять принципы ИТ-архитектуры компании, научиться проводить интеграционные тестирования, работать с финансовыми моделями проектов и их P&L. В анализе своих умений, а также в составлении этого чек-листа мне очень помогли разные образовательные программы, например, от ФРИИ. Тем же, кто только начинает осваивать управление проектами, я рекомендую приобрести PMbok последней редакции и не расставаться с ней никогда.

Кстати, попробуйте доставку роботом-курьером сами

Если вы живёте в Москве, Мурине (Ленинградская область) или Иннополисе (Татарстан), я приглашаю вас протестировать нашу инновационную доставку роботом-курьером и поделиться мнением о ней. Для этого нужно зайти на сайт проекта, прочитать условия доставки, скачать мобильное приложение Почты. Робот-курьер доставит посылку к подъезду вашего дома.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Nik Lod

Что значит «Руслан реализовал»? Он один это сделал? Вы команду совсем не уважаете?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Quiz

"Ты чё пёс? Конечно все сделал Руслан!" (без негатива)

реализовал проект по доставке посылок роботами

Руслан

большие и стабильные зарплаты

Руслан

макет цифровой ДНК компании (что это вообще за говно?)

Руслан

факт разработки или покупки алгоритма не даёт ничего, ... первоочередной задачей всегда должно быть составление плана

Руслан

опросил 1000 респондентов

Руслан

уверен — не обязательно быть айтишником, ... главное приобрести PMbok последней редакции и не расставаться с ней никогда

Руслан

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ilya Shalyapin

Конечно, у манагеров мышление, что остальные всего лишь исполнители, а они мол придумывают гениальное видение проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Родин

Руслан крутой, будь как Руслан)
шутка

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
lanA

Неплохо за пару часов работы в день

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
under construction

мечты. роботы, IT
реальность операторы по 28.000 и консервы на полках

Ответить
Развернуть ветку
Artem Tarasov

раз они IT, значит могу профессионально отменять покупку )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей К.

Родственница работает на почте. У них планы по реализации этих полок. Просит нас покупать у нее по возможности иначе там у них вроде как небольшие санкции.

Ответить
Развернуть ветку
Viache Ada

«Руслан Валиев пришёл в «Почту» без опыта работы на рынке ИТ, а через два года уже реализовал проект по доставке посылок роботами.» - один вопрос , чей сын?

Ответить
Развернуть ветку
pancakeForev

Обычный БМ, по факту думаю проект только на бумаге реализован.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Andrey Zykov

Судя по фото, он в руководители из школы пришел. Т.е. опыта работы вообще могло не быть. Но это еще не доказывает, что он не гений, небольшой шанс еще остается. Вы видели, какие в некоторых регионах результаты ЕГ бывают? Это же не просто так - есть еще среди современных детей гении.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Ш.

Почта РФ вы снова неправильное фото выбрали для статьи.
"Два года назад у меня не было опыта в ИТ, а потом я запустил доставку посылок роботами Федорами"

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

просто напомню как выглядит Мурино

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Ну почти. На пару улиц от центра отошел всего лишь)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
V B

Всё конечно здорово, но какую проблему решила эта инновация? Если ни какой, то этот менеджер просто спустил в унитаз своё время, время людей и кучу денег. Э - эффективность

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Отчитались Президенту об инновациях и потреченных бюджетах

Ответить
Развернуть ветку
Сергей СГ

в Мурино Почта России дороги для роботов проложит, осадки отменит и т.д.? как и в других местах..
Глупая затея с отмывкой денег.. Есть иные способы доставки которые бы следовало вкладывать и развивать, давно идеи родил , да вот команды нет и вероятно интереса от ПР.. деньги они уже освоили

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

Вроде пр РФ из минусов в прибыль вылезла.

И если ничего не делать, то ничего и не появится

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dima

Молодец че! Все PM теперь будут писать об удачных кейсах выполненных проектах?) Вообще статья ни о чем, где опыт PM, какие задачи он решал в процессе, с каким трудностями он столкнулся. Если вы начинаете статью с фразы

Менеджер уверен — не обязательно быть айтишником, чтобы запускать ИТ-проекты в больших компаниях.

то готовьтесь к тому, что вас закидают помидорами т.к. сама фраза по себе абсурдна для руководителя проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Дима К.

доставка роботом это конечно прикольно)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Б

Прикольно, но робот не умеет звонить в домофон и подниматься на лифте к квартире.
То есть, зимой и осенью придется одеваться и спускаться на улицу, чтобы забрать свою посылку.
Не очень то удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Alisher

В реалиях РФ, надо будет по паре ЧОПовцев нанять для каждого робота, чтобы по пути доставки не исчез где-то в спальном районе.

Ответить
Развернуть ветку
Приятель

Буллшит-бинго какое-то.
Пока разработкой руководят дилетанты, результаты будут оставаться нулевыми.

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Да с чего вы вообще называете доставку IT??? Хоть на конях, хоть на роботах - это логистика.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Логистика сама себя считает? Думаю, для этого используются компьютеры, ИТ вот

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Redmi

Ну и как теперь будут робот эти работать без Nvidia?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Наймут карликов и посадят в роботов крутить педали

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
СлавалС
Кстати, попробуйте доставку роботом-курьером сами

Не, я уж лучше до отделения сам дойду, что-то я этим вашим роботам как-то недоверяю.

"Рободоставка в Почте: как всё начиналось"
Вот вы знаете у меня начинает пригарать. Рободоставка.
В некоторых отделениях даже в Мск можно даже увидеть остатки СССР. Почему оптимизация начинается с роботов, а не с бизнес процесса? Кто-то в почте РФ переделал электронную очередь и в одной и той же очереди стоят люди с разным типом обслуживания, которые в окнах не пересекаются, из-за это N100 может быть вызван, а N75 в той же очереди все еще в ней находиться.

Почтальон до сих пор ищет самостоятельно отправления, хотя отправления с алика можно разложить в постаматы и человек сам будет забирать, не отнимая время его время.

Цифровая трансформация, но почта почему-то до сих пор торгует продуктами, мороженым и прочей ерундой, для чего это в мск? почему почта переводит продукты, это может быть оправдано где-то в глубинке и там это надо оставить, но не в крупном городе точно.
В общем напоминает что чей-то сынулька играется в IT бирюльки

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Менеджер уверен — не обязательно быть айтишником, чтобы запускать ИТ-проекты в больших компаниях.

Ладно, ладно, пошел я нах.й тогда, дорогу молодым.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

они не выглядт, они такие и есть. Абсолютно бесперспективное, затратное и неудобное решение, в том виде, в котором Яндекс все это пытается впарить Почте.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Tim

"у меня не было опыта в ИТ, а потом Я запустил доставку посылок роботами" - Скромненько, если я заплачу прогерам и скажу сделайте мне игру про звездолёт, то потом смело пишу - "Год назад не имел опыта в программировании и 3D моделировании, а теперь Я выпустил игру "Звёздный Путь"

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Да это он не сам, это Почта занимается HR-брендом. Хотят создать имидж соверменной цифровой компании. Мол, смотрите, пацен к успеху идет, ничего не умел, а тут сам все сделал запустил, понеслось. Кто-нибудь бы им намекнул, что со стороны то это выглядит топорно... сам месседж явно непрофессионал делал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я так чувствую

Хороший материал, спасибо! Можете прикрепить статистику по доставке роботом-курьером?

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Профанация. Откуда-то сверху свалилась идея, продакт-менеджер занялся интеграцией, проект запустили и забыли. В Почта явно не знают, что такое продуктовая разработка: что идею не сыпятся сверху, что продакт-менеджер не занимается интеграциями, что сервис необходимо непрерывно развивать. Дно!

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Написано, что у них Agile, а при этом "договора, утверждения, планы" и прочее антиаджайловское.

Ответить
Развернуть ветку
whishp

Мурино это ещё не Петербург 😁
Даже не затестить

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Опросив 1000 респондентов и проведя 16 глубинных интервью, мы выяснили, что наши клиенты ждут удобную, простую и быструю доставку до двери с возможностью выбрать подходящее время.

Ага и по этой причине надо еще винишка добавить в ассортимент и пусть клиенты продолжают ждать.

Ответить
Развернуть ветку
Я так чувствую

Как бы было хорошо дожить до момента, когда почту нам будут доставлять дроны

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Читать как "Почта нанимает неквалифицированный персонал".
Теперь понятно почему нихера не работает и такие идиотские проекты

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

По факту, чувак сидел на стуле, за него все сделял Яндекс.
Зачем там почта-то нужна? Повесить виджет по API в свое приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

Каким боком Владелец Продукта вдруг утверждает идею?
Сразу видно, что чел не особо-то понимает основы продуктовой разработки

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

PnL - я так ржал

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

"Выгоду отразили в P&L" - анекдот какой-то :-)

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда