Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес
Продолжаем рассказывать истории российских производителей крафтовых товаров.
«Праздники ближе» — проект Почты о российских предпринимателях, чей бизнес родился из увлечений и вырос благодаря решительности и организационному таланту. Первый флайт проекта мы запустили перед Новым годом — истории четырёх его участниц вы можете прочитать в этой статье. В новой части — ещё пять вдохновляющих сюжетов.
В моей семье все женщины умели шить. К выкройкам из журналов и старых швейных учебников они добавляли свою фантазию — получалась стильная, красивая и качественная одежда, которая потом носилась годами. Мне всегда хотелось научиться этому волшебству. Решила начать с экомешочков — сейчас такие есть почти в каждом супермаркете, а четыре года назад были только в zero waste магазинах. Я нашла мастеров и запустила маленький проект: мы шили экологичную многоразовую упаковку и делали на ней красивые принты.
Мы успели поработать с Greenpeace, National Geographic и тематической конференцией TEDx – делали для них экологичный мерч. Были и коллаборации с многими локальными брендами.
А потом в разгар пандемии из этой затеи появился бренд одежды. Первые выкройки я делала сама вместе с конструктором швейной школы. По каждой из них я шила образец, носила его, дорабатывала и отдавала на производство. Сейчас мы шьем кимоно, платья и сумки маленькими партиями по 10-15 штук. Каждую новую модель тестируем и несколько раз дорабатываем.
Чем проще и лаконичнее дизайн, тем больше работы за ним стоит.
Все базовые модели — те, которые мы делаем не первый год, — за это время сильно поменялись.
С первого месяца жизни River Coast я живу с ощущением, что в любой момент проект может закончиться. Когда ты развиваешь любимое дело с осознанием этого факта, то подстраиваешься под ситуацию и стараешься минимизировать риски. Я не стала собирать команду, которая занималась бы только моим проектом — все, как и я сама, имеют другие занятия и работают где-то ещё.
Кроме череды экономических кризисов хватает и других сложностей. Например, поиск качественный тканей по доступной цене. А найти хорошее производство – настоящее приключение.
Все четыре года мы работаем с Почтой, и я вижу, как сильно изменились её сервисы. Первые заказы с мешочками я отправляла сама, и сейчас, когда пользуюсь приложением для личных отправок, вижу эту разницу. Оформить и оплатить посылку можно за минуту, проезжая станцию метро, и потом без очереди сдать в отделении. Мне кажется, это актуально для маленьких крафтовых бизнесов. А ещё теперь можно заключить цифровой договор с Почтой и начать работать как юрлицо без бумаг и согласований.
Наша компания производит подушки, матрасы, одеяла, грелки и саше с натуральными наполнителями: лузгой гречихи, можжевеловой стружкой, лавандой, багульником.
Мой проект родился в декрете. Я поехала в деревню к бабушке. А она, сколько себя помню, набивала подушечки сеном — всё детство я на них спала и до сих пор помню, как это было прекрасно.
Тогда я решила, что вот она, идея для бизнеса, набрала мешок сена и привезла с собой в город.
Мама на швейной машинке сделала несколько небольших подушечек 20 на 20 см с аппликациями и нашивками, пошли первые заказы, а дальше всё закрутилось как снежный ком.
Новые клиенты приходили с запросами: может быть, вы сделаете подушку с лузгой гречихи? Я соглашалась. Потом попросили подушку с плёнкой кедра, ещё с чем-то, и так далее. Так наполнителей становилось больше, ассортимент увеличивался. Начинали мы только с подушек, а благодаря клиентам появились матрасы, одеяла, валики и прочее. Сейчас в проект вовлечена вся семья, даже бабушка.
На нашем сайте интегрирован модуль Почты России. Клиент может ввести данные, сразу увидеть стоимость доставки и там же её оплатить. Мне как продавцу удобно заполнять всю информацию о посылках онлайн и потом просто относить их в почтовое отделение.
Наша компания печатает постеры, оформляет их в рамки, упаковывает и отправляет по всей России. Бизнес начался с копировального центра для студентов одного из московских вузов. Всё было хорошо, но в пандемию студентам разрешили сдавать работы в электронном виде. Тогда мы задумались, как переформатировать своё дело, чтобы сохранить его, и познакомились с Еленой — нашим партнёром, у неё был каталог постеров и она искала, где их качественно распечатать.
Распечатать постер — проблема, даже в крупных городах. Копировальные центры под это не заточены. Они не работают с нестандартными размерами, у них есть сложности с цветопередачей. Поэтому мы решили обеспечить полный цикл — клиент может выбрать приглянувшийся постер из каталога, заказать печать и отправку в любой, даже самый отдаленный регион.
Заметили, что сначала покупатели делают небольшие заказы, но когда видят, что качество продукции высокое, возвращаются.
Мы сотрудничаем с Почтой и видим, что ��а последние годы она сделала большой рывок вперёд — например, движение посылок можно в реальном времени отслеживать в приложении, это удобно.
Я родилась в Хакасии и всё детство ездила со взрослыми в тайгу, они рассказывали мне о растениях и их полезных свойствах. Травы и эфирные масла могут уравновесить психологическое состояние человека и вылечить его. Эти знания я не применяла до тех пор, пока лет 15 назад не купила дом с большим садом лекарственных растений.
Сначала собирала травы для себя и друзей, а потом решила превратить это в бизнес.
Около 10 лет назад мы с подругой открыли компанию Botanic Garden — производим косметику на основе трав и эфирных масел по аюрведическому принципу, без консервантов и синтетических добавок. Наш принцип: «Мы можем наносить на кожу только то, что теоретически можно съесть».
Мы выбрали формат маленькой мастерской. Всю косметику изготавливаем вручную. Если к нам приходят большие заказы, мы приглашаем помощников. А я разрабатываю рецепты, кон��епции, занимаюсь продажами и ищу новых клиентов.
Сильно масштабироваться не хотим — у нас небольшая, но преданная аудитория тех, кто не хочет покупать в масс-маркете.
Есть клиенты и за рубежом, например, я преподавала в Москве аюрведу группе француженок. Сейчас они уже разъехались, но продолжают заказывать нашу косметику. Почта России надёжно довозит товары до нужных нам стран. Например, недавно я отправляла заказы в Португалию и Испанию, всё дошло очень быстро.
Я увлеклась керамикой три года назад. Интерес возник случайно, когда я хотела украсить стену у себя в квартире чем-то необычным: нашла в интернете плитки ручной работы, но подумала, что не буду заказывать, а сделаю похожие самостоятельно.
Пошла на мастер-класс и так втянулась, что записалась на курсы по керамике, а потом сняла мастерскую и начала своё производство.
Первыми клиентами были родственники, многие изделия я раздаривала. Потом решила долго не раскачиваться и подала заявку на фестиваль. Прошла отбор и за месяц подготовила коллекцию. Советую тем, кто создаёт что-то своими руками, не затягивать и хотя бы раз поучаствовать в конкурсе или маркете — вам сразу станет ясно, что делать и куда двигаться.
Я сама занимаюсь всем — закупками, производством, сбытом. В своих изделиях совмещаю несколько техник и весь процесс производства контролирую сама, даже помощнику не могу это доверить. Так что масштабироваться пока сложно. Чтобы много зарабатывать, нужен завод и наёмные сотрудники, но я пока не ставлю себе такой цели. Возможно, захочу в будущем, но пока наслаждаюсь тем, что делаю, — и клиенты это чувствуют.
Мои изделия узнают: например, магазин в одном из торговых центров забирает у меня товары на реализацию. А потом на маркетах ко мне подходят люди и говорят: «А вы знаете, что в этом ТЦ продают вашу посуду?».
Средний чек в последнее время стал меньше. Когда я начинала, он составлял 3-4 тысячи рублей, сейчас не дотягивает до трёх. Поэтому приходится корректировать ценообразование, чтобы на эти три тысячи клиент точно смог купить два изделия.
Свои товары я отправляю Почтой — их нередко заказывают из отдалённых городов, где никакой доставки больше нет. Недавно я воспользовалась почтоматом и оказалось, что это очень удобно, не надо ни с кем контактировать. Ещё здорово, что в отделении теперь не нужен паспорт, а достаточно назвать номер телефона и код подтверждения из SMS.
Купить то, что производит любой из героев статьи или выбрать интересные товары ручной работы от десятков других локальных производителей вы можете на сайте проекта «Праздники ближе».