Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Продолжаем рассказывать истории российских производителей крафтовых товаров.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

«Праздники ближе» — проект Почты о российских предпринимателях, чей бизнес родился из увлечений и вырос благодаря решительности и организационному таланту. Первый флайт проекта мы запустили перед Новым годом — истории четырёх его участниц вы можете прочитать в этой статье. В новой части — ещё пять вдохновляющих сюжетов.

Вера
бренд River Coast — одежда и аксессуары

В моей семье все женщины умели шить. К выкройкам из журналов и старых швейных учебников они добавляли свою фантазию — получалась стильная, красивая и качественная одежда, которая потом носилась годами. Мне всегда хотелось научиться этому волшебству. Решила начать с экомешочков — сейчас такие есть почти в каждом супермаркете, а четыре года назад были только в zero waste магазинах. Я нашла мастеров и запустила маленький проект: мы шили экологичную многоразовую упаковку и делали на ней красивые принты.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Мы успели поработать с Greenpeace, National Geographic и тематической конференцией TEDx – делали для них экологичный мерч. Были и коллаборации с многими локальными брендами.

А потом в разгар пандемии из этой затеи появился бренд одежды. Первые выкройки я делала сама вместе с конструктором швейной школы. По каждой из них я шила образец, носила его, дорабатывала и отдавала на производство. Сейчас мы шьем кимоно, платья и сумки маленькими партиями по 10-15 штук. Каждую новую модель тестируем и несколько раз дорабатываем.

Чем проще и лаконичнее дизайн, тем больше работы за ним стоит.

Все базовые модели — те, которые мы делаем не первый год, — за это время сильно поменялись.

С первого месяца жизни River Coast я живу с ощущением, что в любой момент проект может закончиться. Когда ты развиваешь любимое дело с осознанием этого факта, то подстраиваешься под ситуацию и стараешься минимизировать риски. Я не стала собирать команду, которая занималась бы только моим проектом — все, как и я сама, имеют другие занятия и работают где-то ещё.

Кроме череды экономических кризисов хватает и других сложностей. Например, поиск качественный тканей по доступной цене. А найти хорошее производство – настоящее приключение.

Все четыре года мы работаем с Почтой, и я вижу, как сильно изменились её сервисы. Первые заказы с мешочками я отправляла сама, и сейчас, когда пользуюсь приложением для личных отправок, вижу эту разницу. Оформить и оплатить посылку можно за минуту, проезжая станцию метро, и потом без очереди сдать в отделении. Мне кажется, это актуально для маленьких крафтовых бизнесов. А ещё теперь можно заключить цифровой договор с Почтой и начать работать как юрлицо без бумаг и согласований.

Татьяна
бренд «Лето в подушке» — товары для сна

Наша компания производит подушки, матрасы, одеяла, грелки и саше с натуральными наполнителями: лузгой гречихи, можжевеловой стружкой, лавандой, багульником.

Мой проект родился в декрете. Я поехала в деревню к бабушке. А она, сколько себя помню, набивала подушечки сеном — всё детство я на них спала и до сих пор помню, как это было прекрасно.

Тогда я решила, что вот она, идея для бизнеса, набрала мешок сена и привезла с собой в город.

Мама на швейной машинке сделала несколько небольших подушечек 20 на 20 см с аппликациями и нашивками, пошли первые заказы, а дальше всё закрутилось как снежный ком.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Новые клиенты приходили с запросами: может быть, вы сделаете подушку с лузгой гречихи? Я соглашалась. Потом попросили подушку с плёнкой кедра, ещё с чем-то, и так далее. Так наполнителей становилось больше, ассортимент увеличивался. Начинали мы только с подушек, а благодаря клиентам появились матрасы, одеяла, валики и прочее. Сейчас в проект вовлечена вся семья, даже бабушка.

На нашем сайте интегрирован модуль Почты России. Клиент может ввести данные, сразу увидеть стоимость доставки и там же её оплатить. Мне как продавцу удобно заполнять всю информацию о посылках онлайн и потом просто относить их в почтовое отделение.

Денис
бренд Homelly Art — интерьерные постеры

Наша компания печатает постеры, оформляет их в рамки, упаковывает и отправляет по всей России. Бизнес начался с копировального центра для студентов одного из московских вузов. Всё было хорошо, но в пандемию студентам разрешили сдавать работы в электронном виде. Тогда мы задумались, как переформатировать своё дело, чтобы сохранить его, и познакомились с Еленой — нашим партнёром, у неё был каталог постеров и она искала, где их качественно распечатать.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Распечатать постер — проблема, даже в крупных городах. Копировальные центры под это не заточены. Они не работают с нестандартными размерами, у них есть сложности с цветопередачей. Поэтому мы решили обеспечить полный цикл — клиент может выбрать приглянувшийся постер из каталога, заказать печать и отправку в любой, даже самый отдаленный регион.

Заметили, что сначала покупатели делают небольшие заказы, но когда видят, что качество продукции высокое, возвращаются.

Мы сотрудничаем с Почтой и видим, что за последние годы она сделала большой рывок вперёд — например, движение посылок можно в реальном времени отслеживать в приложении, это удобно.

Елена
бренд Botanic Garden — натуральная косметика

Я родилась в Хакасии и всё детство ездила со взрослыми в тайгу, они рассказывали мне о растениях и их полезных свойствах. Травы и эфирные масла могут уравновесить психологическое состояние человека и вылечить его. Эти знания я не применяла до тех пор, пока лет 15 назад не купила дом с большим садом лекарственных растений.

Сначала собирала травы для себя и друзей, а потом решила превратить это в бизнес.

Около 10 лет назад мы с подругой открыли компанию Botanic Garden — производим косметику на основе трав и эфирных масел по аюрведическому принципу, без консервантов и синтетических добавок. Наш принцип: «Мы можем наносить на кожу только то, что теоретически можно съесть».

Мы выбрали формат маленькой мастерской. Всю косметику изготавливаем вручную. Если к нам приходят большие заказы, мы приглашаем помощников. А я разрабатываю рецепты, концепции, занимаюсь продажами и ищу новых клиентов.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Сильно масштабироваться не хотим — у нас небольшая, но преданная аудитория тех, кто не хочет покупать в масс-маркете.

Есть клиенты и за рубежом, например, я преподавала в Москве аюрведу группе француженок. Сейчас они уже разъехались, но продолжают заказывать нашу косметику. Почта России надёжно довозит товары до нужных нам стран. Например, недавно я отправляла заказы в Португалию и Испанию, всё дошло очень быстро.

Ольга
бренд Till Ceramics — керамические изделия

Я увлеклась керамикой три года назад. Интерес возник случайно, когда я хотела украсить стену у себя в квартире чем-то необычным: нашла в интернете плитки ручной работы, но подумала, что не буду заказывать, а сделаю похожие самостоятельно.

Пошла на мастер-класс и так втянулась, что записалась на курсы по керамике, а потом сняла мастерскую и начала своё производство.

Первыми клиентами были родственники, многие изделия я раздаривала. Потом решила долго не раскачиваться и подала заявку на фестиваль. Прошла отбор и за месяц подготовила коллекцию. Советую тем, кто создаёт что-то своими руками, не затягивать и хотя бы раз поучаствовать в конкурсе или маркете — вам сразу станет ясно, что делать и куда двигаться.

Я сама занимаюсь всем — закупками, производством, сбытом. В своих изделиях совмещаю несколько техник и весь процесс производства контролирую сама, даже помощнику не могу это доверить. Так что масштабироваться пока сложно. Чтобы много зарабатывать, нужен завод и наёмные сотрудники, но я пока не ставлю себе такой цели. Возможно, захочу в будущем, но пока наслаждаюсь тем, что делаю, — и клиенты это чувствуют.

Мешок сена и детские воспоминания: из чего ещё может родиться успешный бизнес

Мои изделия узнают: например, магазин в одном из торговых центров забирает у меня товары на реализацию. А потом на маркетах ко мне подходят люди и говорят: «А вы знаете, что в этом ТЦ продают вашу посуду?».

Средний чек в последнее время стал меньше. Когда я начинала, он составлял 3-4 тысячи рублей, сейчас не дотягивает до трёх. Поэтому приходится корректировать ценообразование, чтобы на эти три тысячи клиент точно смог купить два изделия.

Свои товары я отправляю Почтой — их нередко заказывают из отдалённых городов, где никакой доставки больше нет. Недавно я воспользовалась почтоматом и оказалось, что это очень удобно, не надо ни с кем контактировать. Ещё здорово, что в отделении теперь не нужен паспорт, а достаточно назвать номер телефона и код подтверждения из SMS.

Купить то, что производит любой из героев статьи или выбрать интересные товары ручной работы от десятков других локальных производителей вы можете на сайте проекта «Праздники ближе».

1010
5 комментариев

Спасибо большое, как раз искал что-то типа Лета в подушке

2
Ответить

Кружечка классная)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

только по названию статьи вспомнил летние дни в селе у бабушки

Ответить

На ностальгии играть может быть вполне прибыльным занятием)

Ответить